ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3034/2021 от 21.09.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Балашов Д.А. №33-3034/2021

10RS0016-01-2021-002563-25

2-793/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2021 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Савельевой Н.В., Маловой Н.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 30 июня 2021 г. по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Республике Карелия, филиалу ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Октябрьская дирекция инфраструктуры Беломорская дистанция пути о включении периодов работы и назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд по тем основаниям, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Сегежа Республики Карелия (межрайонное) от 05.02.2021 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В льготный стаж не был включен период работы истца в качестве монтера пути с 01.01.1993 по 31.12.2003, поскольку в спорный период участок пути, на котором работал истец, не относился к участкам магистральных железных дорог с интенсивным движением. Истец полагал отказ в назначении пенсии необоснованным, а справку, уточняющую характер работы, не соответствующей Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010 , и сведениям о суточных размерах движения поездов по станции Сумпосад за период с 1992 по 2004 г.г. Просил признать недействительной справку, выданную филиалом ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Октябрьская дирекция инфраструктуры Беломорская дистанция пути, от 17.10.2019 , обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 01.01.1993 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.2001 по 31.12.2004 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 31.01.2021.

Определением суда от 24.06.2021 в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Карелия произведена замена ответчика на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального права, судом дана неверная оценка представленным доказательствам. Полагает, что письмо ОАО «РЖД» от 25.03.2008 № не подтверждает фактическую интенсивность движения поездов, поскольку важнейшим качественным показателем работы железных дорог является график движения поездов, а объем выполняемых работ на станциях, размеры движения поездов содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог. Принятие решений о включении того или иного участка железной дороги в перечень участков магистральных дорог с интенсивным движением поездов относится к компетенции руководства ОАО «РЖД». Решение о снятии интенсивности с участка Беломорск-Сумский посад-Маленга руководством ОАО «РЖД» не принималось, в связи с чем не имеется основать полагать, что в спорный период интенсивность движения на данном участке была изменена.

В письменных возражениях ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 возражения поддержал, просил оставить решение суда без изменения.

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте слушания дела.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев выплатное дело ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Подпунктом «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 №272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Указанным Списком предусмотрена профессия «монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов».

Из материалов дела следует, что ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, 11.01.2021 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сегежа Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Сегежа Республики Карелия (межрайонное) от 05.02.2021 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточным льготным стажем. Страховой стаж истца составляет 30 лет 10 месяцев 27 дней при требуемом 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера – 30 лет 10 месяцев 27 дней при требуемом стаже 15 лет, льготный стаж работы по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ – 10 лет 09 месяцев 02 дня при требуемом стаже 12 лет 06 месяцев.

Пенсионным органом не включен в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, период работы истца в качестве монтера пути по текущему содержанию, ремонту пути и искусственных сооружений на 8 линейном участке (околотке) в период с 01.01.1993 по 31.12.2003, поскольку в справке, уточняющей характер работы от 17.10.2019 , выданной филиалом ОАО «РЖД» Октябрьской дирекции инфраструктуры Беломорская дистанция пути, указано, что 8 линейный участок в данный период не относился к участку с интенсивным движением поездов.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что с 07.02.1989 истец был принят на работу монтером пути на 8 околоток Беломорской дистанции пути Октябрьской железной дороги, с 03.09.2001 был переведен монтером пути на 12 линейный участок, с 01.01.2002 переведен монтером пути на 8 линейный участок, где работал до 25.11.2008.

Согласно выданной Беломорской дистанцией пути справке, уточняющей характер работы и условия труда от 17.10.2019, в периоды с 07.02.1989 по 31.12.1992 и с 01.01.2004 по 25.11.2008 истец был занят полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) в качестве монтера пути, осуществляющего текущее содержание, ремонт пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов на 8 линейном участке (околотке).

Участок пути «Беломорск-Сумский Посад – Маленга» в период с 01.01.1993 по 31.12.2003 не являлся участком магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, что подтверждается письмом Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги от 25.03.2008 № НОДА-7/75.

В соответствии с ответом Беломорской дистанции пути от 07.04.2021 справка, уточняющая характер работы и условия труда от 17.10.2019, выдана на основании письма Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги от 25.03.2008. Интенсивность движения поездов устанавливается на основании данных статистической отчетности установленной формы исходя из фактических размеров движения за учетный период.

Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно применив нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт осуществления истцом в спорный период с 01.01.1993 по 31.12.2003 трудовой деятельности по профессии монтера пути на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов своего подтверждения не нашел, оснований для признания справки, уточняющей характер работы от 17.10.2019 , выданной филиалом ОАО «РЖД» Октябрьской дирекции инфраструктуры Беломорская дистанция пути, недействительной не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к зачету должны быть приняты представленные истцом суточные размеры движения поездов по нормативным графикам движения поездов за период 1992 по 2004 годы, подлежат отклонению, поскольку оценка интенсивности движения поездов, то есть осуществление соответствующего подсчета количества поездов, проходящих в сутки, в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, не относится к компетенции суда, а является прерогативой работодателя истца.

Так как характер работы, в том числе условия осуществления трудовой функции, включая выполнение работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов и на условиях полной занятости, может быть подтвержден только документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Работодатель истца в спорный период предоставил сведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания льготного характера работы истца, тем самым не подтвердил специальный стаж истца и наличие у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, направленными на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 30 июня 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи