ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3035 от 19.08.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3035 судья Белякова Г.М. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2015 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

при секретаре судебного заседания Галушкиной О.Н.

с участием прокурора Нестеренко Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области и апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 мая 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Лесопарк Конаковский», площадью <данные изъяты> га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу предоставить в орган государственного кадастра учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемой природной территории регионального значения-территории памятника природы «Лесопарк Конаковский», для постановки на государственный учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения-территории памятника природы «Лесопарк Конаковский»

судебная коллегия

установила:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области с требованиями о возложении обязанностей установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Лесопарк Конаковский», площадью <данные изъяты> га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастра учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемой природной территории регионального значения-территории памятника природы «Лесопарк Конаковский», для постановки на государственный учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения-территории памятника природы «Лесопарк Конаковский».

Свои требования он обосновал тем, что проверкой, проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, а именно: на территории Конаковского района Тверской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Лесопарк Конаковский» границы которого до настоящего времени не установлены. В государственном кадастре недвижимости сведения о границах памятника природы «Лесопарк Конаковский» как об особо охраняемой природной территории отсутствуют. Памятник природы «Лесопарк Конаковский» признан особо охраняемой природной территорией решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны». Согласно приложения к решению исполкома облсовета от ДД.ММ.ГГГГ. памятник природы «Лесопарк Конаковский» представляет собой сосново-еловый лесопарк на берегу р. Волги. Место отдыха населения. Решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены перечни земель и объектов природно-заповедного фонда в соответствии с решениями районных и городских Советов народных депутатов, в том числе и «Лесопарк Конаковский» площадью <данные изъяты> га. Аналогичные положения содержатся и в решении Конаковского городского совета народных депутатов (малый совет) от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в число которых включен памятник природы «Лесопарк Конаковский». Указана площадь - <данные изъяты> га. Согласно приложению к приказу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ Министерство не располагает данными о площади охранной зоны ООПТ. Таким образом, до настоящего времени границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Лесопарк Конаковский», включающие в себя как границы самого памятника природы «Лесопарк Конаковский», так и охранной зоны, не установлены и не описаны; сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лесопарк Конаковский» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы «Лесопарк Конаковский» возложены на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой Министру природных ресурсов и экологии Тверской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, разрабатывается проект перечня ООПТ, подлежащих обследованию и дальнейшей постановке на государственный кадастровый учет в приоритетном порядке с учетом потенциально негативных факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на указанные территории. Вместе с тем, до настоящего времени меры, направленные на устранение нарушений закона, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не приняты, установление границы особо охраняемой территории - памятника природы «Лесопарк Конаковский» в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона. Таким образом, непринятие мер со стороны Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора помощник ФИО1 полностью поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Правительство Тверской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что площадь особо охраняемой природной территории в ее естественных границах на сегодняшний день возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией, обладающей соответствующими научно-практическими навыками и знаниями, комплексного экологического обследования территории, на которой расположена особо охраняемая природная территория, и только по результатам выполнения комплексного экологического обследования можно получить достоверные данные, подкрепленные соответствующими научными обоснованиями и подходами, о расположении особо охраняемой природной территории в естественных границах, которые имеют место на сегодняшний день. В противном случае, при вынесении решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора в заявленной редакции такое решение суда не будет отвечать критерию исполнимости, так как площадь особо охраняемой природной территории, определенная по результатам комплексного экологического обследования, может быть как больше, так и меньше площади, заявленной прокурором в исковом заявлении. В случае, если площадь особо охраняемой природной территории в ее естественных границах, определенная по результатам проведения комплексного экологического, окажется меньше, либо больше площади, указанной в исковом заявлении прокурора, исполнение решения суда станет для ответчиков невозможным. Это, в свою очередь, будет являться нарушением принципа обязательности исполнения судебного акта и принципа исполнимости судебного решения, закрепленных гражданским процессуальным законодательством. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что заявленные требования не основаны на положениях действующего законодательства, поскольку на Министерство не возложена обязанность по установлению и описанию границ соответствующих особо охраняемых природных территорий регионального значения и предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории существующей особо охраняемой природной территории регионального значения. Просит в иске отказать.

Третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» своего представителя в судебное заседание не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Третье лицо Администрация Конаковского района своего представителя в судебное заседание не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации.

Представитель третьего лица администрации города Конаково по доверенности ФИО4 в судебном заседании с иском Тверского межрайонного природоохранного прокурора согласился.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Тверской области ФИО2, действующий на основании доверенности просит решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 мая 2015 года отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что природный объект «Лесопарк Конковский» на основании решения исполнительного комитета Калининского областного Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был признан памятником природы областного значения. Фактически в исковом заявлении прокурор требует завершить процесс создания особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарк Конаковский», начатый указанным решением в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При рассмотрении дела достоверно установлено, что на момент принятия решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарк Конаковский» документы, устанавливающие и описывающие границы указанного памятника природы, отсутствовали, как и документы, касающиеся установления охранной зоны указанного памятника природы. В указанном решении также не содержится описание местоположения указанной особо охраняемой природной территории и сведения о её границах. На момент принятия решения объявление территорий государственными заповедниками и заказниками, а также охраняемыми урочищами и памятниками природы с режимом государственных заповедников производился в порядке, установленном Советом министров РСФСР. Таким образом, говорить о том, что принятым решением процесс создания особо охраняемой территории был завершен неверно. Для завершения процесса создания особо охраняемой природной территории необходимо проведение комплексного экологического обследования. Площадь особо охраняемой природой территории в ее естественных границах на сегодняшний день, возможно, определить только по результатам проведения специализированной организацией комплексного экологического обследования территории и только по данным обследования можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах. В случае если площадь особо охраняемой территории окажется больше, либо меньше площади, указанной в решении суда, исполнение такого решения станет для ответчика невозможным. В нарушение ст.195 ГПК РФ в решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить заявленные требования.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО5 просит решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 мая 2015 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что природный объект «Лесопарк Конаковский» на основании решения Калининского областного Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ признан памятником природы областного значения. Фактически в исковом заявлении прокурор требует завершить процесс создания особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарк Конаковский», начатый указанным решением в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Для завершения процесса необходимо проведение комплексного экологического обследования. Площадь особо охраняемой природой территории в ее естественных границах на сегодняшний день, возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией комплексного экологического обследования территории и только по данным обследования можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах. В случае если площадь особо охраняемой территории окажется больше, либо меньше площади, указанной в решении суда, исполнение такого решения станет для ответчика невозможным. В нарушение ст.195 ГПК РФ в решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить заявленные требования.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Правительства Тверской области Тверской межрайонный природоохранный прокурор Плеханов Д.Е. указывает на законность и обоснованность постановленного решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель Тверской межрайонный природоохранной прокуратуры Нестеренко Р.Н. возражал против доводов апелляционных жалоб, указав на законность принятого судом решения.

Иные участники процесса в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений Тверского межрайонного природоохранного прокурора, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Судом установлено, что Тверской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой было установлено, что на территории Конаковского района Тверской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Лесопарк Конаковский».

Памятник природы «Лесопарк Конаковский» был признан особо охраняемой природной территорией на основании решения Исполнительного комитета Калининского областного Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и представляет собой сосново-еловый лесопарк на берегу р. <данные изъяты>, является местом отдыха населения (л.д. 11-13).

Решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены перечни земель и объектов природно-заповедного фонда в соответствии с решениями районных и городских Советов народных депутатов, в том числе и «Лесопарк Конаковский» площадью <данные изъяты> га.(л.д. 14)

Аналогичные положения содержатся и в решении Конаковского городского совета народных депутатов (малый совет) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в число которых включен памятник природы «Лесопарк Конаковский». Указана площадь - <данные изъяты> га. (л.д. 16-17).

Согласно приложению к приказу Министерство не располагает данными о площади охранной зоны особо охраняемых природных территорий.

Проведенная Тверской межрайонной прокуратурой проверка показала, что границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Лесопарк Конаковский» в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах особо охраняемой природной территории – памятника природы «Лесопарк Конаковский», как об особо охраняемой природной территории.

Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии со статьёй 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно положениям Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп установление и описание границ особо охраняемых природных территорий вопреки доводам апелляционных жалоб относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Тверским межрайонным природоохранным прокурором требования.

Доводы жалоб относительно того, что площадь особо охраняемой природной территории в ее естественных границах на сегодняшний день, возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией комплексного экологического обследования территории, и только по данным обследования можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах, противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам, поскольку площадь особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесопарк Конаковский» в размере <данные изъяты> га. установлена решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и решением Конаковского городского совета народных депутатов (малый совет) от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка на отсутствие в решении суда указаний, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, не состоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи