Судья Зырянова А.А. Дело № 33-30359/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мизюлина Е.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Вишнякове С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 ноября 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Видновского городского суда Московской области от 28 мая 2018 года по делу
по иску З.Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетней М.А.В. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение ежемесячного пособия на детей-инвалидов, возложении обязанности произвести выплаты,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
З.Е.Н. обратилась с иском к Ленинскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, просила суд признать за истцом право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам: на Ч.П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента обращения за ним до его 18-тилетия, т.е. с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года; на М.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента обращения за ним до ее 18-тилетия, т.е. с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года; на М.Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента обращения за ним до ее 18-тилетия, т.е. с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года; обязании Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выплатить в её пользу ежемесячное пособие детям-инвалидам: Ч.П.А. за период с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года; М.А.В. за период с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года; М.Т.А. с 05.03.2015 года до 24.03.2019 года.
В обоснование иска указала, что она и её супруг - З.С.М. являемся попечителями (приемными родителями) несовершеннолетних детей-инвалидов: Ч.П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные дети-инвалиды до их 18-летия были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, т.е. по месту жительства истца и её мужа. <данные изъяты> и в настоящее время зарегистрирована по данному адресу, поскольку ей ещё не исполнилось 18 лет. Достигнув 18-ти лет Ч.П. и М.А. получили собственное жилье. 05.03.2015 года истица обратилась Ленинское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении ежемесячных пособий детям- инвалидам: Ч.П.А., М.А.В., и М.Т.А. в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». 20.03.2015 года ею получен отказ в назначении и выплате ежемесячных пособий данным детям-инвалидам, поскольку истец получает, как опекун (попечитель) денежные средства на содержание детей, находящегося под опекой, то есть, дети находятся на полном государственном обеспечении, в связи с чем, не имеют право на получение указанных выплат.Данный отказ считает незаконным,
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, в удовлетворении иска просила отказать.
Решением Видновского городского суда от 28 мая 2018 года исковые требования удовлетворены.
Министерство социального развития Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просили решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В данном случае иск предъявлен к юридическому лицу.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п.4).
Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.
Как следует из материалов дела, судом не производилась замена ненадлежащего ответчика на надлежащего. В решении суда указан ответчик – Ленинское управление социальной защиты населения, на которое возложена обязанность произвести соответствующие выплаты.
В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Ленинскому управлению социальной защиты населения Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. В суде апелляционной инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика - Ленинского управления социальной защиты населения на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика явился.
Поскольку на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Ч.П.А. и М.А.В. совершеннолетними, то судебная коллегия извещала их о дате и времени судебного заседания 07.11.2018 года (л.д.169), однако данные лица не явились, уважительности отсутствия не представили, в силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.
Разрешая спор и отказывая в удовлетвори исковых требований, судебная коллегия исходила из следующего.
Как следует из материалов дела, Распоряжением № 253-Р от 05.06.2014 года Управления опеки и попечительства по Ленинскому муниципальному району Министерства образования Московской области, Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от 20.06.2014 года № 263-р и Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от 20.06.2014 года № 264-р I истец и её супруг назначены попечителями (приёмными родителями); несовершеннолетних: <данные изъяты>, М.А.В. ДД.ММ.ГГГГ рода рождения, Ч.П.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которым установлена инвалидность.
Представлены копии удостоверений о том, что М.Т.А., М.А.В., Ч.П.А. являются детьми-инвалидами.
05.03.2015 года истец обратилась в Ленинское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении ежемесячных пособий детям инвалидам,
20.03.2015 года Ленинским управлением социальной защиты населения отказано в назначении и выплате ежемесячных пособий детям-инвалидам со ссылкой на п. 1 ст. 8 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и на подпункт «в» пункта 18 статьи II Порядка назначения и выплаты социальных пособий гражданам в Московской области, утверждённых Постановлением правительства Московской области № 989/30 от 14.08.2012 г., поскольку в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, основанием для отказа является получение опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой.
Поскольку судебная коллегия перешла к рассмотрению по правилам суда первой инстанции, то в судебном заседании к материалам дела были приобщены договоры №№110, 111, 113 об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях (о приемной семье) от 01.10.2014 года, заключенные между отделом опеки и попечительства Министерства образования по Серпуховскому району Московской области и З.Е.Н. и З.С.М. о том, что они, являясь опекунами (попечителями) принимают на возмездных условиях на воспитание Ч.П.А.., М.Т.А., М.А.В. Согласно п.2.2.2 договоров, отдел опеки и попечительства обязан своевременно и в полном объеме ежемесячно производить каждому опекуну выплату вознаграждения за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, за воспитание каждого приемного ребенка; ежемесячно производить выплату опекунам денежных средств на содержание подопечного в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 27.02.2008 года №127/5 и размерах, установленных Постановлением Правительства Московской области от 04.10.2007 года №751/32; ежегодно производить выплату денежного пособия на приобретение твердого инвентаря, игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров и других предметов первой необходимости; ежегодно на организацию отдыха приемной семье выплачивать материальную помощь (л.д.137-160).
В соответствие со ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз. 1 ст. 2 Закона Московской области от 29.12.2007 года №248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и дет оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В силу статьи 5 названного федерального закона материальное содержание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа возложено на субъект РФ.
После издания Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, указанными выше федеральными законами субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных соответствующими законами субъектов Российской Федерации, в условии, что детям-сиротам за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей будет обеспечено предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Законом Московской области от 29.12.2007 "N 248/2007-03 "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей" и Постановлением Правительства МО от 04.10.2007 N 751/32 "Об утверждении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены виды и нормы материального и денежного обеспечения детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, мягким инвентарем, оборудованием.
То есть, в соответствие с указанным законодательством на полном государственном обеспечении находятся М.Т.А., М.А.В., Ч.П.А..
Действительно, в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 8 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1\2006 – ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на ежемесячное пособие детям-инвалидам имеют: дети-инвалиды, имеющие одного родителя либо лицо, его заменяющее: ребенок-инвалид одинокой матери; ребенок-инвалид, потерявший единственного родителя, одного из родителей, или обоих родителей; ребенок-инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
Однако, законом Московской области от 20 декабря 2016 г. N 170/2016-03 в статью 1 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1\2006 – ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» были внесены изменения, которым предусмотрено, что действие настоящего Закона не распространяется на: детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Статья 1 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1\2006, в редакции от 30.12.2013 года, не содержало указаний, что действие настоящего Закона не распространяется на: детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Однако, ст.21 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1\2006, в первоначальной действующей редакции, устанавливает, что Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области, за исключением части 3 статьи 16.
Постановлением Правительства МО от 14.08.2012 N 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, который устанавливает условия назначения и выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения.
Глава 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства МО от 14.08.2012 N 989/30, определяет порядок и условия назначении и выплаты ежемесячного пособия детям-инвалидам и в редакции на день обращения истицы за пособием содержал следующие требования: Ежемесячное пособие детям-инвалидам назначается и выплачивается территориальным структурным подразделением законному представителю (далее - заявитель) по месту жительства ребенка-инвалида (п.35).
В подпункте «с» пункта 36 Порядка указано, что для назначения ежемесячного пособия детям-инвалидам необходимы следующие документы: справка органа по опеке и попечительству о неполучении денежного содержания на ребенка - на ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством).
В редакции Постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 года №1089/46 под. «с» п.36 Порядка указано, что для назначения ежемесячного пособия детям-инвалидам необходимы следующие документы: решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка под опеку (попечительство) и о получении (неполучении) денежного содержания на ребенка - на ребенка (детей), находящегося (находящихся) под опекой (попечительством).
В под. «ж» пункта 41 Порядка, как в редакции, действующей на дату обращения истицы с заявлением о выплатах, так и действующей в настоящее время, указывается, что решение об отказе в назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам принимается в случае: несоответствия документов, указанных в пунктах 36, 37 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.
Согласно под. «г» пункта 42 Порядка, как в редакции постановления Правительства МО от 06.06.2013 N 383/21, действующей на дату обращения истицы с заявлением о выплатах, так и действующей в настоящее время, решение о прекращении выплаты назначенного ежемесячного пособия детям-инвалидам принимается в случае: нахождения ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного на полном государственном обеспечении.
Однако, как следует из материалов дела, при обращении к ответчику с заявлением о выплате ежемесячного пособия 05.03.2015 года, истица не предоставляла предусмотренную Порядком, утвержденными Постановлением Правительства МО от 14.08.2012 N 989/30, справку органа по опеке и попечительству о неполучении денежного содержания на ребенка - на ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), поскольку между истицей, а также её мужем, и отделом опеки и попечительства Министерства образования по Серпуховскому району Московской области заключены договоры №№110, 111, 113 об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях (о приемной семье) от 01.10.2014 года, в отношении выше указанных детей-инвалидов.
Таким образом, поскольку Ч.П.А., М.А.В. до 18 лет находились на полном государственном обеспечении, а М.Т.А. в настоящее время находится на полном государственном обеспечении, то закон Московской области от 12.01.2006 г. № 1\2006 – ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» на них не распространяется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании за истицей права на получение ежемесячного пособия на детей-инвалидов: Ч.П.А. с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года, М.А.В. с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года, М.Т.А. с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года, обязании ответчика выплатить в пользу З.Е.Н. ежемесячное пособие на детей-инвалидов: Ч.П.А. с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года, М.А.В. с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года, М.Т.А. с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Видновского городского суда Московской области от 28 мая 2018 года отменить.
Иск З.Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетней М.А.В., к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение ежемесячного пособия на детей-инвалидов: Ч.П.А. с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года, М.А.В. с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года, М.Т.А. с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года, обязании ответчика выплатить в пользу З.Е.Н. ежемесячное пособие на детей-инвалидов: Ч.П.А. с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года, М.А.В. с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года, М.Т.А. с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи