Председательствующий по делу Дело № 33-3037-2015
судья Радченко В.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Ходусовой И.В., Кузнецовой О.А.
при секретаре Башуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 июля 2015 года гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах ФИО1 к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий при начислении электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, обязании произвести перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды,
по апелляционным жалобам представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО2, представителя третьего лица ОАО «МРСК Сибири» ФИО3
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах ФИО1, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по предъявлению ФИО1 начисление оплаты общедомовые нужды по общедомовому прибору учету за период с <Дата> года по <Дата> года, по адресу <адрес>.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию общедомовые нужды ФИО1 за период с <Дата> года по <Дата> года, по адресу <адрес>, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Забайкальского края равному <данные изъяты> кВт.ч\кв.м., площади мест общего пользования равной <данные изъяты> кв.м., общей площади жилых и не жилых помещений равной <данные изъяты> кв.м., площади жилого помещения ФИО1 равной <данные изъяты> кв.м.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину <данные изъяты> рублей в пользу муниципального образования «Оловяннинский район».
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края обратился с указанным иском в интересах ФИО1, ссылаясь на то, что в ходе проверки установлено, что ФИО1 проживает в квартире, расположенной по адресу <адрес> является потребителем услуг в виде электроснабжения, предоставляемых ответчиком. Кроме того, ОАО «Читаэнергосбыт» ежемесячно за период с <Дата> года по <Дата> года направляет в адрес истца платежные документы, в которых содержатся сведения о размерах оплаты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. Начисление указанной оплаты произведено на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии, однако установлено, что указанный прибор учета введен в эксплуатацию с нарушением требований действующего законодательства. Просил признать незаконными действия ответчика по предъявлению истцу за период с <Дата> года по <Дата> года оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды. Обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию за указанный период, представить достоверные платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на общедомовые нужды на территории Забайкальского края, равному <данные изъяты> кВт.ч\ кв.м., площади мест общего пользования равной <данные изъяты> кв.м., общей площади жилых и нежилых помещений, равной <данные изъяты> кв.м., площади жилого помещения, равной <данные изъяты> кв.м. (л.д. №).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. №).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО2 указывает, что неисполнение собственниками жилых помещений своих обязанностей по вводу установленного прибора учета в эксплуатацию не влияет на правильность измерений такого прибора учета. Установка прибора учета сетевой компанией не носит разрешительного характера. Норма закона не носит императивный характер, следовательно обязательна для всех и не требует заключения договора между сбытовой организацией и потребителем. Допуск прибора учета в эксплуатацию это техническая проверка работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии, производимая после монтажа прибора учета. Отмечает, что о наличии у собственников многоквартирных домов обязательств по установке коллективного прибора учета неоднократно размещались различные публикации, сообщения в средствах массовой информации, в том числе и на официальном сайте ОАО «Читаэнергосбыт». Ссылается на то, что установленный ОДПУ технически пригоден, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию, следовательно, у ответчика отсутствовали законные основания не принимать значение указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление платы за электрическую энергию потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, по нормативам противоречит нормам жилищного законодательства. Указывает, что в многоквартирном жилом доме, в котором проживает истец, начисления за электроэнергию потребляемой на ОДН производятся с <Дата> года согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которое вступило в законную силу 01.09.2012 года. ОАО «Читаэнергосбыт» при расчетах начисления платы на ОДН собственникам помещений использует данные по площадям жилых и нежилых помещений, площади мест общего пользования из технического паспорта на МКЖД, предоставленных администрацией ГП «Ясногорское» и КГУП «Забайкальское БТИ», данным которого не имеется оснований не доверять. Просит решение суда отменить, в иске отказать. Также просит внести изменения в мотивировочную часть решения, и установить лицо, которое допустило ряд ошибок при установке общедомового прибора учета (л.д. №).
В апелляционной жалобе представитель третьего лица ОАО «МРСК Сибири» ФИО3 указывает, что в <Дата> года на официальном сайте ответчика размещено предложение об оснащении приборами учета электрической энергии для потребителей ОАО «Читаэнергосбыт». До настоящего времени ФИО1, а также представители собственников не исполнили свою обязанность и не направили в адрес ОАО «МРСК Сибири» письменные заявки о демонтаже либо замене ОДПУ. Выражает несогласие с выводом суда о том, что ФИО1 не была извещена об установке и допуске ОДПУ, поскольку обязанности по направлению заявки сетевой организацией в адрес собственника действующим законодательством не предусмотрена. В целях исполнения требований законодательства ОАО «МРСК Сибири» произвело допуск прибора учета, установленного в спорном многоквартирном жилом помещении, о чем составлен соответствующий акт от <Дата>. Установленный прибор учета неоднократно проверялся, в результате чего технических нарушений в работе прибора учета, а также в целостности ОДПУ не установлено, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела акты технической проверки приборов учета. Ссылается на то, что расчет платы за электрическую энергию, поставляемую на общедомовые нужды, производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ, однако истцом не представлены доказательства отсутствия ОДПУ, нарушения контрольных пломб, механических повреждений, а также технической неисправности ОДПУ. Просит решение суда отменить, в иске отказать в полном объеме (л.д. №).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителя третьего лица ОАО «МРСК Сибири» ФИО3 истец ФИО1 считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать (л.д. №).
В суд апелляционной инстанции истец ФИО1, извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом не явилась, ходатайство об отложении дела не заявила. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу представителя третьего лица ОАО «МРСК Сибири» ФИО3, выслушав объяснения представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» ФИО4, представителя третьего лица ОАО «МРСК Сибири» ФИО3, поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения прокурора Дьячковой Ж.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> (л.д.№
ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения, которое также осуществляет начисление и сбор оплаты за предоставленные услуги, в том числе и на общедомовые нужды.
Согласно акту ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» от <Дата> года, в доме по адресу: <адрес> был установил прибор учета №№, тип № (л.д. №).
Согласно акту №№ технической проверки прибора учета электрической энергии от <Дата> года прибор учета №№ допущен в эксплуатацию (л.д. №
Как следует из ответа администрации городского поселения «Ясногорское» от <Дата> года №№ жилой дом №№ расположенный по адресу: <адрес> до <Дата> г. обслуживал ОАО «Коммунальник». В настоящее время дом выставлен на открытый конкурс по выбору управляющей компании (л.д.№).
Судом установлено, что истцу начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом расходов по общедомовому прибору учета.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходил из того, что общедомовые приборы учета в многоквартирном доме установлены с нарушением порядка, предусмотренного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следовательно, плата за электроэнергию должна быть рассчитана в соответствии с утвержденным нормативом.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, основан на собранных по делу доказательствах, оценка которым дана судом надлежащим образом.
Согласно п. 2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ).
Согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 этого же закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (п.150 Основных положений).
Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений.
Согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Частью 2 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Анализируя требования указанных норм права, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, ст. 13 ФЗ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленный сетевой организацией ОАО «МРСК – Сибири»- «Читаэнерго» в <Дата> году в целях коммерческих расчетов с ОАО «Читаэнергосбыт» общедомовой прибор учета, являющийся собственностью ОАО «МРСК – Сибири»- «Читаэнерго», не может использоваться для определения платы за электроэнергию на общедомовые нужды за спорный период с истца, проживающего в многоквартирном доме в <адрес>
На основании ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до 01.07.2013 г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов.
Кроме того, на основании ч. 9 ст. 13 названного закона договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, либо уполномоченным им лицом, заключается в письменной форме, заказчиком по установке общедомовых приборов учета могут являться обслуживающая организация, которая избрана собственниками на основании соответствующего решения, а также собственники многоквартирного дома.
Такой договор не заключался по данному многоквартирному дому, что не отрицалось участниками процесса.
Как следует из материалов дела, собственники жилых помещений многоквартирного дома №<адрес> не принимали решений об установке прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета электроэнергии, дополнительный договор на указанные услуги с собственниками также не заключался.
В случае установки общедомового прибора учета принудительно по инициативе ресурсоснабжающей организации также должен быть соблюден порядок, предусмотренный ФЗ №261-ФЗ, о соблюдении которого ответчик доказательства не представил.
В данном случае, обязанность уведомить жителей многоквартирного дома о наличии общедомовых приборов учета лежит на ресурсоснабжающей организации.
Установив безусловное нарушение прав истца, проживающего в вышеуказанном доме, необоснованным начислением оплаты за электроэнергию, предъявленную на общедомовые нужды, суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования по существу и удовлетворил их.
Ссылки в жалобе на то, что собственники имущества в многоквартирном доме добровольно не устанавливают приборы учета, заявки о демонтаже либо замене ОДПУ не направили, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку вопрос о возмещении расходов, связанных с принудительной установкой общедомового прибора учета, находится за пределами предмета спора по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочном выводе суда, что общедомовой прибор учета был установлен незаконно, судебная коллегия отклоняет, поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию прибора учета и включенного в схему измерений трансформатора. Названный прибор учета был установлен в <Дата> году для целей, не связанных с начислением платы на общедомовые нужды.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, повторяют позицию, высказанную ответчиком, третьим лицом в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними.
Вместе с тем, доводы жалобы о том, что судом неверно определен период, за который ответчик обязан произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по общедомовому прибору учету, заслуживают внимания судебной коллегии.
Согласно пояснениям стороны ответчика начисление за электроэнергию потребляемой на ОДН осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с <Дата> года.
Исходя из акта сверки по договору электроснабжения на <Дата> год начисления оплаты за электроэнергию, предоставленную на ОДН ФИО1 производится с <Дата> (л.д. №
Таким образом, перерасчет платы за общедомовые нужды по общедомовому прибору учету ФИО1 подлежит произвести за период с <Дата> года по <Дата> года. В связи с чем решение суда в данной части подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2015 года частично изменить.
Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по предъявлению ФИО1 начисление оплаты общедомовые нужды по общедомовому прибору учету за период с <Дата> года по <Дата> года, по адресу <адрес>
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию общедомовые нужды ФИО1 за период с <Дата> года по <Дата> года, по адресу <адрес>, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Забайкальского края равному <данные изъяты> кВт.ч\кв.м., площади мест общего пользования равной <данные изъяты> кв.м., общей площади жилых и не жилых помещений равной <данные изъяты> кв.м., площади жилого помещения ФИО1 равной <данные изъяты> кв.м.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: