ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3038/2018 от 25.04.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-3038/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полтевой В.А.,

судей Донцовой Ю.И., Ярыгиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 30 января 2018 года по делу по иску Киреева Николая Александровича к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий об отказе в применении тарифа с понижающим коэффициентом, возложении обязанности произвести перерасчет взимаемой платы за электроэнергию, взыскании денежной компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., пояснения представителя ответчика Урмансовой Н.К., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия

установила:

Киреев Н.А. обратился в суд с указанным иском к открытому акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» (далее ОАО «Энергосбыт Плюс»), в обоснование требований ссылаясь на то, что он проживает в частном доме по (адрес) в (адрес)ФИО2(адрес).

14 декабря 2016 года он обратился в отделение Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в г. Бугуруслан с заявлением о применении тарифа с понижающим коэффициентом, так как дом оборудован электроплитой и электроотопительными установками при отсутствии газификации, но данное заявление не было принято к рассмотрению, устно было отказано со ссылкой на отсутствие приемки электроустановок органами Ростехнадзора.

Для решения указанного вопроса он обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», которое 01 февраля 2017 года выдало ему справку об отсутствии газификации по адресу: (адрес) (отсутствует лицевой счет).

07 апреля 2016 года энергоснабжающая организация филиал ГУП коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» Бугурусланские коммунальные электрические сети выдала ему технические условия с утвержденной схемой учета электроснабжения, с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя 7 кВт, при наличии технической возможности применения электрических плит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок, не превышающих заявленной максимальной мощности.

20 апреля 2017 года им направлено обращение в Ростехнадзор для приемки электроустановки (электроплиты, электроотопительной установки).

09 июня 2017 года Ростехнадзор дал ему письменное пояснение, указав, что согласно п.7 г) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет менее 15 кВт, использующих для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (третья категория надежности), не требуется получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск их в эксплуатацию.

Поскольку в соответствии с выданными ему 07 апреля 2016 года техническими условиями максимальная мощность присоединяемых им как заявителем энергопринимающих устройств составляет 7 кВт, что менее 15 кВт, в связи с чем, разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию электрических плит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок не требуется, истец 22 декабря 2016 года, 22 марта 2017 года направил письма в ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением о применении тарифа с понижающим коэффициентом.

Ответчик дал официальный ответ, что согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам, применение пониженного тарифа возможно при условии, что дом оборудован стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией, при наличии технической возможности и приемки электроустановки (электроплиты) органами Ростехнадзора.

20 июля 2017 года истец направил письмо в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Ему дан ответ, что в соответствии с абзацем 2 п.4.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 24 ноября 1992 года Департамент согласовывает применение кухонной электроплиты в жилом доме по адресу: ФИО2(адрес).

На повторный запрос 21 июля 2017 года в ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о применении тарифа с понижающим коэффициентом, с приложенными ответами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов и Ростехнадзора истцу дан был письменный отказ со ссылкой на отсутствие приемки электроустановок органами Ростехнадзора.

Просил признать противоправными, нарушающими права и законные интересы истца действия Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», выразившиеся в нарушении норм законодательства о защите прав потребителей в части необоснованного отказа в применении тарифа с понижающим коэффициентом и взимания платы за электроэнергию по общему тарифу; обязать ответчика осуществить перерасчет уплаченных с его стороны платежей за электроэнергию по общему тарифу энергопотребления с момента первого официального отказа ОАО «Энергосбыт Плюс» на применение понижающего коэффициента; взыскать с ответчика моральный ущерб в пользу истца, так как на протяжении более 10 месяцев взимание платы за электроэнергию необоснованно осуществляется по общему тарифу.

Определением суда от 11 января 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».

В судебном заседании истец Киреев Н.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 3000 рублей.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором в иске Кирееву Н.А. просил отказать, ссылаясь на то, что применить тариф с понижающим коэффициентом при оплате за электроэнергию, потребляемую истцом, не представляется возможным, поскольку Киреев Н.А. самостоятельно, без установленного порядка, установил электроплиту в принадлежащем ему доме.

В судебном заседании представитель ГУП коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» Васильев А.А., действующий на основании доверенности, считал, что иск Киреева Н.А. подлежит удовлетворению и пояснил, что 16 августа 2016 года Бугурусланские КЭС произвели подключение к электросетям стройплощадки жилого (адрес) согласно акту об осуществлении технологического присоединения. С Киреевым Н.А. был также составлен акт разграничения балансовой ответственности. Иных документов для установки электроплиты и электроотопительных установок в жилом доме истца не требуется.

Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 30 января 2018 года исковые требования Киреева Н.А. удовлетворены.

Суд постановил: признать действия открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» об отказе в применении платы за потребленную электроэнергию в жилом (адрес) в (адрес) Киреевым Н.А. с понижающим коэффициентом незаконными.

Обязать открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию в жилом (адрес) в (адрес) Киреевым Н.А. с понижающим коэффициентом, начиная с 10 апреля 2017 года.

Взыскать с открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» в пользу Киреева Н.А. в качестве денежной компенсации морального вреда 1500 рублей, штраф в размере 750 рублей.

С открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» в доход бюджета муниципального образования «город Бугуруслан» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

С решением суда не согласился ответчик ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в апелляционной жалобе просит указанное решение отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.

В суд апелляционной инстанции истец Киреев Н.А. не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен.

Представитель третьего лица ГУП коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», филиал «Бугурусланские коммунальные электрические сети» извещены извещены о времени и месте рассмотрения настоящей апелляционной жалобы в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, информация о движении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Оренбургского областного суда.

В связи с указанным, апелляционная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение суда в пределах этих доводов, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирееву Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ФИО2(адрес), площадью 523 кв.м., с разрешенным использованием: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство). Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано 16 декабря 2015 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

На указанном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом.

Согласно справке общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург» от 30 января 2018 года дом не газифицирован.

31 марта 2016 года Киреев Н.А. обратился в филиал Государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» - Бугурусланские коммунальные электрические сети с заявлением для осуществления присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, стройплощадки принадлежащего ему жилого дома по адресу: (адрес).

07 апреля 2016 года Кирееву Н.А. филиалом Государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» - Бугурусланские коммунальные электрические сети выданы технические условия для электроснабжения жилого дома истца, расположенного (адрес) ((адрес). (адрес)) (адрес)ФИО2(адрес), в соответствии с которыми максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 7 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0. 4 кВ.

16 августа 2016 года истцом технические условия были выполнены в полном объеме, что подтверждается актом от (дата), согласно которому, в соответствии с мероприятиями по технологическому присоединению от 07 апреля 2016 года сетевой организацией - Государственным унитарным предприятием коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» было осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) строительной площадки жилого дома по адресу: (адрес), к сетям 0,4 кВ, с разрешенной мощностью 7 кВт, точка присоединения к электрическим сетям опора ВЛ-0,4 Кв ф. «Водников» КТП .

Актом от (дата) Киреевым Н.А. и сетевой организацией определены границы балансовой принадлежности электроустановок сторон по указанному адресу.

(дата) между истцом с ответчиком заключен договор энергоснабжения .

Судом также установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о применении понижающего тарифа, приложив документы в подтверждении того, что электроплиту и электроотопительную установку оборудовал в доме в установленном порядке.

Согласно письму ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от 10 апреля 2017 года, Кирееву Н.А. разъяснен порядок применения тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом, со ссылкой на то, что на установку электроплиты и электроотопительного оборудования необходимо получить разрешение органа Ростехнадзора.

Согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от (дата), направленному на запрос Киреева Н.А., получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов истца не требуется, поскольку их максимальная мощность составляет до 15 кВт включительно.Установив указанные обстоятельства, суд счел необоснованной ссылку ответчика на Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов от 24 ноября 1992 года и пришел к выводу об законности требований истца.

Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается в силу следующего.

Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 21). Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 22 декабря 2016 г. № 248-э/э «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Оренбургской области, на 2017 год» для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками установлены следующие тарифы с 01.01.2017 по 30.06.2017 -1,88 руб./кВт/ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 -1,97 руб./кВт/ч. (с учетом НДС), (т.е. с понижающим коэффициентом 0,7).

Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 25 декабря 2017 г. № 213-э/э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Оренбургской области, на 2018 год» для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками установлены следующие тарифы с 01.01.2018 по 30.06.2018 -1,97 руб./кВт/ч, с 01.07.2018 по 31.12.2018 -2,06 руб./кВт/ч. (с учетом НДС), (т.е. с понижающим коэффициентом 0,7).

В соответствии с приведенными приказами, применяемые при расчетах с гражданами потребителями, использующими электрическую энергию в бытовых целях, делятся на четыре тарифные группы: 1 – «Население», 2 – «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним», 3 – «Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним», 4 – «Потребители, приравненные к населению, в том числе, п. 4.1 «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства».

Тарифы для трех последних тарифных групп установлены с применением понижающего коэффициента 0,7.

В этой связи, правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 в Оренбургской области является оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.

Порядок оборудования домов электроприборами, в частности, бытовыми стационарными электроплитами для пищеприготовления, регламентирован в разделе 4 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24 ноября 1992 года (зарегистрирована в Минюсте России 26.01.1993 № 127).

Согласно пункту 4.1 указанной Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.

Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

Согласно п. 7 раздела 1 Положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 года № 141-ук, департамент является правопреемником комитета администрации области по ценовой политике и региональной энергетической комиссии Оренбургской области.

Порядок выдачи разрешения на установку электроотопительного оборудования и электроплит иными нормами действующего законодательства не урегулирован.

Из ответа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 09 июня 2017 года следует, что департаментом согласовано применение кухонной электроплиты в жилом доме истца по (адрес)ФИО2(адрес).

Таким образом, установленный Инструкцией порядок согласования применения электронагревательных приборов истцом соблюден.

Порядок технологического присоединения, а также перечень документов составляемых и подаваемых в сетевую организацию при осуществлении подключения определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27 декабря 2004 года.

Так, подпунктом «г» п. 7, п. 14 указанных Правил технологического присоединения (в редакции, действующей на 07 апреля 2016 года) установлена следующая процедура технологического присоединения: получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а именно, заявителей-физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.

На указанные нормы также ссылается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в ответе истцу от (дата).

Из материалов дела следует, что общая разрешенная мощность энергопринимающих устройств истца составляет 7 кВт., при осуществлении технологического присоединения и разграничении балансовой принадлежности сторон учтены все электроустановки заявителя, в том числе, внутренняя сеть жилого дома.

Таким образом, совокупностью доказательств, представленных истцом в материалы дела, подтверждается, что подключение объекта Киреева Н.А., проживающего в городском населенном пункте в доме, не имеющем газовое отопление и газовую плиту, к электросетям осуществлено с согласованием применения электронагревательных приборов, в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, мощность электроустановок дома истца проверке представителями Ростехнадзора не подлежит.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что при расчете платы за потребленную электроэнергию ответчиком должен быть применен соответствующий пониженный тариф, и правомерно обязал ответчика произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию по адресу: ФИО2(адрес), с понижающим коэффициентом, начиная с 10 апреля 2017 года.

Поскольку правоотношения сторон регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», являются верными выводы суда о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа в соответствии со ст.ст. 15 и 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», в размере 1500 рублей и 750 рублей соответственно, с которым судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании правовых норм, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.

Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 30 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: