ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3039/2022 от 03.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-3039/2022 (2-630/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Хайровой Г.С.,

при помощнике судьи Весовой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 03.03.2022 гражданское делу по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск к Администрации Североуральского городского округа о признании действий (бездействия) незаконными, возложение обязанности по выполнению требований санитарного законодательства по апелляционной жалобе ответчика Администрации Североуральского городского округа на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 11.11.2021.

Заслушав доклад судьи Хайровой Г.С., судебная коллегия

установила:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск обратился в суд с иском к Администрации Североуральского городского округа о признании действий (бездействия) незаконными, возложение обязанности по выполнению требований санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 01.03.2021 по 29.03.2021 на территории Североуральского городского округа в МУП «Управление ЖКХ» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлены нарушения требований санитарного законодательства. Согласно актам проверки № 64/2021-229 от 29.03.2021 выявлены нарушения санитарных правил и норм при обустройстве и размещении контейнерных площадок на территории города Североуральск. Установлено, что отдельные действующие контейнерные площадки не имеют ограждения или имеют ограждение с нарушением целостности, что является нарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21; не соблюдается расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных домов, что является нарушением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21. МУП «Управление ЖКХ» представлена информация, что постановление или распоряжение о передаче контейнерных площадок от муниципалитета собственникам или управляющей компании не принималось. На балансе или хозяйственном ведении в МУП «Управление ЖКХ» контейнерных площадок нет. 21.04.2020 в отношении Администрации Североуральского городского округа проведена плановая проверка на основании распоряжения № 01-01-01-03-12/13222, по результатам который выявлены нарушения: на территориях муниципальных образований в соответствий с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Ответчик не обустроил надлежащим образом контейнерные площадки в населенном пункте Покровск-Уральский, а именно: 2 контейнера расположены непосредственно на земле на перекрестке улиц Октябрьская – Советская, ул. Серова. Ответчиком допущено складирование и размещение отходов в местах, не предназначенных для указанных целей, несанкционированные свалки отходов выявлены на кладбище п. Сосьва, земли лесного фонда в выделе 24 квартала 93 Сосьвинского участка Всеволодского участкового лесничества Карпинского лесничества. За выявленные нарушения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа. Выявлена нарушение требований относительно рассмотрений размещения контейнерных площадок от жилых домов по ул. Молодежная, д. 7, д. 9, ул. Ленина, д. 22, д. 24, ул. Молодежная, д. 7а. За выявленные нарушения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 09.12.2021 вынесено постановление о привлечении ответчика в административной ответственности в виде административного штрафа.

На основании изложенного истец просил признать действия (бездействие) ответчика незаконным, выразившимся в ненадлежащей организации и содержании мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Североуральского городского округа по адресам г. Североуральск, ул. Степана Разина, д. 6а, ул. Каржавина, д. 18, ул. Белинского, д. 19, ул. Ленина, д. 22, 24, ул. Комсомольская, д. 37, ул. Чайковского, д. 10, ул. Белинского, д. 21, ул. Молодежная, д. 23а, ул. Белинского, д. 26, ул. Белинского, д. 28, ул. Маяковского, д. 20, ул. П. Баянова, д. 14, ул. Октябрьская, 37, ул. Свердлова, д. 48 – отсутствие ограждений или ограждения с нарушениями; в несоблюдении расстояний от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов и детских учреждений по адресам г. Североуральск, ул. Белинского, д. 19, ул. Мира, д. 4, ул. Ватутина, д. 9, ул. Молодежная, д. 13а, ул. Белинского, д. 28, ул. Молодежная, д. 9, ул. Ленина, д. 22, ул. Молодежная, д. 7а, МАДОУ «Детский сад № 4»; в отсутствии организации обращения с отходами производства и потребления на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов в населенном пункте Покровск-Уральский, в населенном пункте п. Сосьва – кладбище. Возложить на ответчика обязанность организовать обращение с отходами производства и потребления на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов населения Североуральского городского округа в соответствии с требованиями санитарных норм в срок до 01.09.2022; привести действующие эксплуатируемые населением контейнерные площадки на территории Североуральского городского округа в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в срок до 01.09.2022.

Решением Североуральского городского суда Свердловской области от 11.11.2021 исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным действия (бездействия) Администрации Североуральского городского округа, выразившиеся в ненадлежащей организации и содержании площадок накопления ТКО, в несоблюдении расстояния от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов и детских учреждений по указанным адреса, возложил обязанность организовать обращение с отходами производства и потребления на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов от населения Североуральского городского округа в соответствии с требованиями санитарных норм, привести действующие эксплуатируемые населением контейнерные площадки на территории Североуральского городского округа в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в срок до 01.09.2023.

Ответчиком Администрацией Североуральского городского округа подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение Североуральского городского суда Свердловской области от 11.11.2021 отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Оспаривая законность и обоснованность решения, ответчик указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии с положениями действующего законодательства на органы местного самоуправления возложено бремя организации и содержания мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Указанные в исковом заявлении контейнерные площадки расположены на земельных участках многоквартирных жилых домов. Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, получают от жителей плату за выполнение работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, соответственно, именно на управляющую организацию должна быть возложена обязанность по организации и содержанию данных мест. Собственниками спорных контейнерных площадок являются МУП «Управление ЖКХ», ООО «Союз». Отсутствие на балансе управляющей организации контейнерных площадок не исключает тог, что фактически контейнерные площадки используются собственниками помещений многоквартирного дома. Реестр мест накопления ТКО ведется ответчиком на основании фактических данных. Ответчик не создавал указанные в иске места для хранения ТКО, они были внесены в реестр как существующие, расположенные в исторически сложившихся местах. Управляющие компании с заявлением о согласовании мест размещения площадок в администрацию не обращались.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли.

Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2.1 Закона Рязанской области N 87-ОЗ от 5 декабря 2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения данного сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).

В силу статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).

Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 24 ст. 6 Устава Североуральского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлена ненадлежащая организация и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов: контейнерные площадки, расположенные по адресам г. Североуральск, ул. Степана Разина, д. 6а, ул. Каржавина, д. 18, ул. Белинского, д. 19, 21, 26, 28, ул. Ленина, д. 22, 25, ул. Комсомольская, д. 37, ул. Чайковского, д. 10, ул. Молодежная, д. 13а, ул. Маяковского, д. 13, 20, ул. П. Баянова, д. 14, ул. Октябрьская, д. 37, ул. Свердлова, д. 48 – не имеют ограждение или имеют ограждение с нарушением целостности; контейнерные площадки по адреса г. Североуральск, ул. Белинского, д. 19, ул. Мира, 4, ул. Ватутина, 18, 21, ул. Молодежная, д. 13а, 9, 7а, ул. Белинского, д. 28, ул. Ленина, д. 21, возле детского сада № 4, в пос. Покровск-Уральский, ул. Серова, д. 38 размещены с несоблюдением требований о расстоянии от многоквартирных жилых домов и детских учреждений; отсутствует организация обращения с отходами производства и потребления на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов в населённом пункте Сосьва (кладбище).

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Североуральского городского округа является ненадлежащим ответчиком, основан на неверном токовании норм материального права.

Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям муниципальных районов.

Ответчиком в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены допустимые и относимые доказательства нахождения спорных объектов в собственности юридических лиц, включение данного имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, данные доводы апелляционной жалобы опровергаются протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении судьи Североуральского городского суда Свердловской области от 09.12.2020.

Выводы суда первой инстанции являются верными, так как соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении и толковании приведенных норм материального права, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с данными выводами судов, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения и толкования судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали бы выводы, изложенные в нем.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Североуральского городского суда Свердловской области от 11.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Д.Е. Ковелин

Судьи

Р.В. Кучерова

Г.С. Хайрова


...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...