Судья Стародумова С.А. дело № 33-3040/2017
20 июля 2017 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Шерстенниковой Е.Н. и Катаевой Е.В.,
при секретаре Карташовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Лукьянчук Оксаны Николаевны на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 06 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Лукьянчук Оксаны Николаевны к комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов УФССП России по Кировской области, УФССП России по Кировской области о признании решения комиссии № 1 от 13.01.2017 незаконным, направлении заявления на повторное рассмотрение.
Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лукьянчук О.Н. обратилась в суд с иском к комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов УФССП России по Кировской области, УФССП России по Кировской области о признании решения комиссии незаконным и направлении заявления на повторное рассмотрение. В обоснование заявленных требований указала, что 20.12.2016 она направила в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов УФССП России по Кировской области заявление о даче согласия комиссией на замещение должности инспектора сектора сопровождения судебного и исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью в ПАО Сбербанк России. 24.01.2017 в связи с отсутствием информации о результатах рассмотрения заявления обратилась в УФССП РФ, где ей пояснили, что протокол направлен почтой. 24.01.2017 получила выписку из протокола заседания комиссии от 13.01.2017, из которой следует, что истцу отказано в даче согласия на замещение должности инспектора сектора сопровождения судебного и исполнительного производства отдела работе с проблемной задолженностью в ПАО Сбербанк России, поскольку она уже трудоустроилась без соблюдения требований, установленных ч. 1 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции», ст.17 ФЗ «О государственной гражданской службе». О принятом решении комиссия не уведомила ее в установленном законом порядке. С данным решением не согласна. Решение принято с нарушением требований законодательства, а именно нарушены требования к составу комиссии, не соблюден кворум, нарушен порядок уведомления, нарушены требования предъявляемые к решениям по итогам рассмотрения заявления, поскольку отказ гражданину в замещении должности коммерческой либо некоммерческой организации либо выполнении работ на условиях гражданско-правового договор, может быть обусловлен, если отдельные обязанности по государственному управлению входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.
Просила суд признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликтов интересов УФССП России по Кировской области № 1 от 13.01.2017 года и направить заявление на новое рассмотрение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лукьянчук О.Н. просит решение суда отменить по доводам, приведенным в суде первой инстанции. Ссылается на незаконность решения суда и ошибочность выводов суда. Считает, что решение комиссии, принятое по заявлению, носит формальный характер и не содержит обоснование его принятия. Выражает несогласие с выводами суда о том, что заявление о согласовании возможности замещения должности инспектора в Сбербанке рассмотрено в соответствии с требованиями Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению. Суд сделал вывод о том, что решение принято специалистом - экспертом отдела ПКМП и ГО исходя из заключения. Однако, согласно Положению полномочиями по рассмотрению заявления о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, наделена только комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Вопрос о наличии конфликта интересов при замещении должности инспектора в ПАО «Сбербанк России» согласно протоколу № 1 от 13.01.2017 комиссией не рассматривался (не анализировался). Комиссия должна была мотивировать свой отказ. Считает, что оспариваемое заключение комиссии, не свидетельствует о возникновении между сторонами государственно-служебных отношений конфликта интересов, то есть ситуации, при которой какая либо личная заинтересованность, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей и при которой возникло противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Таких доказательств ответчиком не представлено. Решение носит формальный характер и не содержит обоснования выводов. Суд первой инстанции не исследовал вопрос нарушения порядка уведомления о принятом решении комиссии. Выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного органа, до момента обращения истца в УФССП России по Кировской области, под роспись ей не вручалась, заказным письмом с уведомлением по указанному в обращении адресу не направлялась.
В отзыве на жалобу ПАО Сбербанк России поддержало доводы жалобы, просит решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции Лукьянчук О.Н. настаивала на удовлетворении жалобы.
Представитель ПАО Сбербанк России Торхова Н.В. поддержала доводы жалобы.
Представитель УФССП России по Кировской области Глушков А.С. возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Лукьянчук О.Н. с 22.11.2007 состояла на федеральной государственной гражданской службе в старшей должности судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по г. Кирову, с 12.03.2014 переведена на ведущую должность федеральной государственной гражданской службы - начальника ОСП по Куменскому району - старшим судебным приставом Управления, и с 08.10.2014 года назначена на ведущую должность федеральной государственной гражданской службы - начальника ОСП по Куменскому району - старшим судебным приставом Управления.
В силу п. п. 3.4.48, 3.5.6, 3.5.7, 3.5.11 раздела 3 Должностного регламента начальник ОСП обеспечивает контроль за надлежащим исполнением судебными приставами - исполнителями поручений и указаний Минюста России, ФССП России и Управления по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по вопросам принудительного исполнения требований исполнительных документов, утверждает постановления судебных-приставов исполнителей в соответствии с ФЗ № 229 -ФЗ «Об исполнительном производстве», при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других должностных лиц вправе совершать отдельные процессуальные действия. Организует работу по принудительному исполнению судебных актов, иных органов и должностных лиц, обеспечивает своевременность и полноту судебными приставами -исполнителями мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, для фактического исполнения требований исполнительных документов.
Согласно должностной инструкции, утвержденной 23.01.2017 года, специалиста сектора сопровождения судебного и исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью ПАО «Сбербанк России», в должностные обязанности входит, в том числе, осуществление мероприятий по сопровождению исполнительного производства, взаимодействие с представителями ФССП и иными государственными органами.
Истцом осуществлялось взаимодействие с ПАО «Сбербанк России» в период ее работы в должности начальника ОСП Куменского района, поскольку в силу своих должностных обязанностей она непосредственно контролировала исполнительные производства, находящиеся в производстве иных судебных приставов исполнителей, по которым взыскателем являлся ПАО «Сбербанк России», и также как судебный пристав - исполнитель исполняла их.
Приказом от 12.12.2016 служебный контракт №1876 от 09.10.2014 расторгнут, истец освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы - начальника ОСП по Куменскому району - старшего судебного пристава Управления ФСС по Кировской области и уволена с государственной гражданской службы 20.12.2016 по инициативе гражданского служащего.
20.12.2016 Лукьянчук О.Н. обратилась с заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликтов интересов УФССП России по Кировской области о даче согласия на замещение должности инспектора сектора сопровождения судебного исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью вышеназванной должности в ПАО «Сбербанк России».
21.12.2016 Лукьянчук О.Н. была принята по трудовому договору в ПАО «Сбербанк России» на должность инспектора сектора сопровождения судебного исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью ПАО «Сбербанк России» Кировского отделения 8612.
22.12.2016 года в УФССП России по Кировской области поступило уведомление ПАО «Сбербанк России» о том, что истец принята на должность инспектора сектора сопровождения судебного и исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью Кировского отделения №8612 ПАО «Сбербанк России» (приказ о приеме 4532-к от 21.12.2016 года, трудовой договор №591 от 21.12.2016 года).
Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликтов интересов УФССП России по Кировской области от 13.01.2017 года Лукьянчук О.Н. отказано в даче согласия на замещение занимаемой должности, поскольку истец уже трудоустроена, в связи с чем истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая требования, суд установил, что заявление истца о согласовании возможности замещения должности инспектора сектора сопровождения судебного исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью ПАО «Сбербанк России» Кировского отделения 8612 рассмотрено комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов УФССП России по Кировской области, в соответствии с требованиями Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, кворум соблюден, нарушений при проведении заседания, которые могли повлечь отмену принятого решения, не допущено, в связи с чем в иске отказал.
Оснований не согласится с решением суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичные положения закреплены в ч. 3.1 ст.17 Закона РФ «О государственной гражданской службе», а также в ч.1 ст. 64.1 ТК РФ
В силу п. 5 ст. 19 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
В соответствии с пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 "О мерах реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.
В силу пп. "а" п. 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указом президента РФ от 01.07.2010 года № 821, одной из основных задач комиссий является содействие государственным органам в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами.
Приказом ФССП России от 24.05.2011 № 239 утвержден «Порядок формирования и деятельности комиссии по территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральным государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».
Приказом Управления ФССП России по Кировской области № 258 создана Комиссия, приказом от 28.12.2016 № 230 изменен персональный состав, в состав комиссии входит 11 человек, из которых 3 членов комиссии не замещают должности государственной службы в государственном органе. Положением о Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, в качестве основания для проведения заседания комиссии указано обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (абзац второй подпункта "б" пункта 16 Положения).
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не соглашаясь с решением, истец указывает, что решение принято специалистом - экспертом отдела ПКМП и ГО. Доводы истца не состоятельны.
В силу п. 17.1 вышеназванного Положения обращение, указанное в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как видно из дела, решение по существу поставленного в обращении истца вопроса принято комиссией, которая рассмотрела представленные материалы, в том числе, мотивированное заключение кадровой службы по существу обращения.
Истец считает, что вывод комиссии о наличии конфликта интересов не мотивирован и на доказательствах не основан.
С доводами жалобы согласиться нельзя.
Как следует из решения комиссии, замещение ФИО1 должности инспектора сектора сопровождения судебного исполнительного производства отдела по работе с проблемной задолженностью вышеназванной должности в ПАО «Сбербанк России» нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Принятое комиссией решение об отказе в даче согласия на замещение указанной должности инспектора в банке соответствует положениям антикоррупционного законодательства и материалам дела, из которых следует, что ФИО1 осуществляла взаимодействие с ПАО «Сбербанк России» в период ее работы в должности начальника ОСП Куменского района. В силу своих должностных обязанностей она непосредственно контролировала исполнительные производства, находящиеся в производстве иных судебных приставов исполнителей, по которым взыскателем являлся ПАО «Сбербанк России», давала приставам-исполнителям обязательные для исполнения указания, также как судебный пристав - исполнитель исполняла исполнительные производства в пользу данного юридического лица.
Доводы жалобы о несвоевременном вручении копии решения комиссии отмену решения районного суда не влекут, поскольку данное обстоятельство не препятствовало обращению истца в суд с настоящим иском и на существо принятого комиссией решения не влияет.
Принятое решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 06 апреля 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 06 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: