Судья Лябах И.В. дело №33-3041/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 23 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Поляковой К.В.,
судей областного суда Стус С.Н. и Чернышовой Ю.А.,
при секретаре Тутариновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стус С.Н. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 июня 2017 года по иску ФИО1 С.В., действующей в интересах несовершеннолетней О.А., к ФИО3 о взыскании денежных средств,
установила:
ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетней О.А., обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 30.04.2010 между ней и ФИО3 зарегистрирован брак, в котором ДД.ММ.ГГГГ рождена дочь О.А. В 2017 году ФИО3, являясь военнослужащим, воспользовался правом на получение жилищной субсидии, в качестве членов семьи указав себя и несовершеннолетнюю дочь О.А. Поскольку на семью из двух человек норматив общей площади жилого помещения установлен из расчета 42 кв.м, соответственно государство выделило денежные средства на приобретение жилого помещения на несовершеннолетнюю ФИО3 из расчета денежного эквивалента 21 кв.м. Указав, что на 21.04.2017 жилое помещение из расчета денежного эквивалента 21 кв.м на ребенка не приобретено ответчиком, что нарушает права ребенка, ФИО1, действующая в интересах малолетней дочери О.А., просила взыскать с ответчика ФИО3 денежные средства в размере 1000000 руб. Уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика ФИО3 2148762 руб.
В судебном заседании ФИО1, представитель ФГКУ «Югрегионжилье» участия не принимали.
Представители истца ФИО2 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района» ФИО5 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца - ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В судебное заседание ФИО1, представители ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ахтубинского района», ФГКУ «Югрегионжилье» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. На основании статей 167 и 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителей ФИО1 – ФИО2 и ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, ответчика ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 15.03.2017 ФИО3 и его дочери О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлена жилищная субсидия в размере 4297524 руб. для приобретения или строительства жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения 42 кв.м (л.д.26).
Согласно сообщению ФГКУ «Югрегионжилье» от 12.05.2017 ФИО3 на состав семьи два человека реализовал право на жилищную субсидию путем перечисления жилищной субсидии в указанной сумме. Факт получения жилищной субсидии в указанном размере ФИО3 не оспаривается.
Предоставление жилищной субсидии произведено после сдачи ФИО3 жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма в связи с прохождением военной службы. В договоре социального найма в качестве совместно проживающих с нанимателем членов его семьи была указана несовершеннолетняя дочь О.А.
После сдачи жилого помещения ФИО3 и ФИО1 с дочерью проживают в разных жилых помещениях.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе удовлетворении исковых требований, исходя из того, что нормы действующего законодательства не предусматривают выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии, поскольку субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для проживания всех её членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих данным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 (далее – Порядок) он регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Поскольку право О.А. на жилое помещение, производно от права ответчика ФИО3 на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, учитывая, что такое жилое помещение ФИО3 не приобретено, то правовых оснований для возникновения у ФИО3 обязанности по выплате суммы денежных средств, рассчитанной истцом от размера субсидии, предоставленной ФИО3 для приобретения жилья, не имеется, поэтому является верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении искового заявления.
Доводы жалобы о том, что ответчик ФИО3 уклоняется от приобретения жилья за счет предоставленной субсидии, являются несостоятельными, опровергаются представленными в материалы дела ответчиком сведениями о принятии мер к поиску жилого помещения для приобретения в г. Волгограде.
Учитывая вышеизложенное, а также незначительный период с момента принятия 15.03.2017 уполномоченным органом решения о предоставлении ответчику субсидии принято, и предъявления иска в суд 21.04.2017, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что ответчик уклоняется от приобретения жилья.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылку на обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения настоящего спора, являлись предметом проверки суда первой инстанции и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в обжалуемом определении, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.