ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3043 от 28.08.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33 – 3043 судья Кяппиев Д.Л. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,

судей Кустова А.В., Лозовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Гарибмамадовой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

28 августа 2018 года

по докладу судьи Лозовой Н.В.

дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация»

на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 15 мая 2018 года, которым постановлено:

«Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области, действующего защиту законных интересов ФИО1, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии, смонтированного во внутреннем распределительном устройстве (ВРУ) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В).

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой прибор учёта электрической энергии, смонтированный во внутреннем распределительном устройстве (ВРУ) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (счётчик №009075055009808 ЦЭ6803В).

Признать незаконным произведенный акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) расчёт оплаты за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, для ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> исходя из показаний общедомового прибора учёта электрической энергии (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В).

Обязать акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) для ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой № 15 пункта 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация», выразившееся в непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>».

Судебная коллегия

установила:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к ООО «Тверьоблэлектро», ООО «Региональная сетевая организация» и АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», в котором просит: признать незаконными действия ООО «Тверьоблэлектро», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома <адрес> (счетчик №009075055009808 ЦЭ6803В); обязать ООО «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой прибор
учёта электрической энергии, смонтированный в ВРУ многоквартирного дома
<адрес> (счётчик
№ 009075055009808 ЦЭ6803В); признать незаконным произведенный АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно расчёт оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, для ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, и остальных собственников и нанимателей жилых помещений указанного дома, исходя из показаний общедомового прибора учёта электрической энергии № 009075055009808 ЦЭ6803В; обязать АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) для ФИО1 и остальных собственников и нанимателей жилых помещений указанного дома (квартиры с № 1 по № 60), исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой № 15 пункта 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года; признать незаконным бездействие ООО «Региональная сетевая организация», выразившееся в непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу; обязать ООО «Региональная сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В обоснование иска указано, что по обращению ФИО1, являющейся пенсионером и инвалидом второй группы, прокуратурой проведена проверка соблюдения закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства при начислении платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. В ходе проверки было установлено, что заявитель проживает в доме <адрес>, способом управления которого избрано управление управляющей организацией -«Управляющая компания Наш Город», и 01 января 2017 года с указанной организацией заключен договор управления многоквартирным домом. Статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Тверской области с 01 апреля 2014 года присвоен АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», которое с сентября 2016 года по декабрь 2016 года производило выставление в ежемесячных платежных документах счета на оплату за общедомовое потребление электроэнергии. Расчет платы производился на основании показаний общедомового прибора учёта электроэнергии №009075055009808 ЦЭ6803В, установленного Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» в ВРУ многоквартирного дома <адрес> на основании акта пуска прибора учета в эксплуатацию от 04 февраля 2013 года. Уведомление собственников помещений, которые, в том числе, являются собственниками энергопринимающих устройств вышеуказанного многоквартирного дома, Вышневолоцким отделением ООО Тверьоблэлектро» не производилось. Проекты договоров, регулирующие условия установки приборов учета электрической энергии в адрес собственников помещений (энергопринимающих устройств) вышеуказанного многоквартирного дома отделением ООО «Тверьоблэлектро» не направлялись. Допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома осуществлялся без надлежащего приглашения собственников энергопринимающих устройств. Решение общего собрания собственников помещений названного многоквартирного дома об установлении Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» в ВРУ многоквартирного дома общедомового прибора учета электрической энергии и принятии его в состав имущества многоквартирного дома не принималось, порядок установки не соблюден, время фактического осуществления мероприятия по допуску прибора в эксплуатацию не соответствует времени фактического ввода данного прибора учета в эксплуатацию, следовательно, расчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года является незаконным.

Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лосева А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика, ООО «Региональная сетевая организация», ФИО2, заявленные исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых ресурсов, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 07 июля 2002 года. В издержках по содержанию общего имущества дома обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года, путём определения объема электрической энергии, соответствующего разнице между объемом, учтенным коллективным (общедомовым) приборам учёта, и суммарным объемом электропотребления жилых и нежилых помещений в месяц, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. В связи с невыполнением ООО «Управляющая компания «Наш Город», возложенных на нее действующим законодательством обязательств по обеспечению учета электроэнергии, общедомовой прибор учёта был установлен в рамках своих полномочий сотрудниками ООО «Тверьоблэлектро», что подтверждается Актом допуска прибора учёта в эксплуатацию № 17 от 04 февраля 2013 года. Вопреки доводам истца, место для установки расчетного прибора определяется не желанием сетевой компании, а нормами действующего законодательства. Граница балансовой принадлежности сетей исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации устанавливается на вводе в жилой дом, во внутренних распределительных устройствах (ВРУ). Доступ к внутренним распределительным устройствам (ВРУ) собственников МКЖД без участия их представителем невозможен, соответственно, утверждение истца об отсутствии представителей собственников МКЖД либо представляющей их интересы управляющей компании, при установке и допуске прибора учёта в эксплуатацию, несостоятелен. Отсутствие подписи представителя собственников, или управляющей компании в акте допуска прибора учёта не влияет на технические характеристики прибора учёта и не является основанием для признания его непригодным к расчетам. Истцом не представлено доказательств несоответствия спорного прибора учета метрологическим характеристикам, его выхода из строя, либо нарушения целостности прибора учёта, что могло повлечь некорректность показаний фиксируемых таким прибором. Кроме того, действующим законодательством для управляющей организации предусмотрена возможность установки альтернативного прибора учёта. Учитывая, что спорный прибор учёта функционирует в своем классе точности, прошел метрологическую поверку (иного не доказано), а также наличие предусмотренной законом возможности у собственников помещений МКЖД установить альтернативный прибор учёта потребляемой электроэнергии, ООО «РСО» не находит оснований для демонтажа установленного и введенного в эксплуатацию сетевой компанией прибора учёта. Более того, истцом нормативно не обосновано требование к сетевой компании ООО «РСО» об установке и допуске нового прибора учёта электроэнергии.

Ответчики ООО «Тверьоблэлектро», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» своих представителей в судебное заседание не направили. Ранее в судебном заседании представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» представила пояснения, согласно которым, основанием для начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в вышеуказанном многоквартирном доме и соответственно выставления квитанций является Протокол общего собрания собственников помещений от 30 апреля 2015 года о внесении платы за коммунальную услугу напрямую в ресурсоснабжающую компанию. Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, установленного 04 февраля 2013 года. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика осуществлять проверку соблюдения процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию, в связи с чем, акт допуска в эксплуатацию указанного коллективного (общедомового) прибора учёта был принят в работу, а его показания применялись при расчёте размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Данный прибор учёта был установлен принудительно ООО «Тверьоблэлектро» в месте границы раздела балансовой принадлежности между Управляющей компанией и ООО «Тверьоблэлектро», согласно действующего законодательства, место установки ОДПУ не нарушено. Следовательно, установка общедомового прибора учета произведена в соответствии с требованиями закона, начисление потребителям коммунальной услуги платы за электроснабжение с учетом показаний общедомового прибора учёта является правомерным, а заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо, ООО «Управляющая компания Наш Город» представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, возражения относительно иска не представило.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ООО «Управляющая компания Наш Город» ФИО3 поддержал исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Определением суда от 15 мая 2018 года прекращено производство по делу в части требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора: о признании незаконным произведенного АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) расчёта оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, для остальных собственников и нанимателей жилых помещений дома а, расположенного по адресу: <адрес> (квартиры с по и с по ), исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии № 011076078002109 ЦЭ6803В; обязании АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) для остальных собственников и нанимателей жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома, исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой №15 п. 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06 мая 2011 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика ООО «Региональная сетевая организация» просит его отменить, как необоснованное и вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях прокурора отказать в полном объеме.

По мнению апеллянта, судом первой инстанции не принято во внимание, что вопросы организации учета коммунального ресурса регламентируются также Федеральным Законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 №861, и Основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Отвергая выводы суда первой инстанции, податель жалобы отмечает, что именно управляющая организация, в силу возложенных на нее законодательством обязательств, является лицом, уполномоченным собственниками жилых помещений, на представление их интересов в отношениях с ресурсоснабжающими организациями и иными поставщиками коммунальных услуг.

Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (под- пункты "б", "г" пункта 31 Правил N0354). Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в МКЖД.

Отвергая выводы суда первой инстанции, указывает, что требование об оснащении МКЖД коллективными приборами учета коммунального ресурса в первую очередь возложены на собственников помещенийтакого МКЖД, а в случае, управления домом управляющей организацией, - на такую управляющую организацию.

В рассматриваемом случае, сетевая компания ООО "Тверьоблэлектро" во исполнение требований закона установила в МКЖД по <адрес> общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии.

Действующее законодательство в сфере электроэнергетики не содержит императивных норм, регламентирующих процедуру установки ОДПУ, за исключением правил о месте установки таких приборов учета.

В соответствии с пунктом 144 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ №861 от 24.12.2004, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 Правил N0 307, пункта 21 Правил N0 354 граница балансовой принадлежности сетей исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации устанавливается на вводе в жилой дом, во внутренних распределительных устройствах (ВРУ).

Доступ к внутренним распределительным устройствам (ВРУ) собственников МКЖД без участия их представителей невозможен.

Вопреки доводам суда, спорный прибор учета электроэнергии, согласно Акту допуска прибора учета в эксплуатацию №17 от 04.02.2013 года, установлен на границе балансовой принадлежности сетевой организации (ООО "Тверьоблэлектро") и МКЖД во внутреннем распределительном устройстве (ВРУ) многоквартирного жилого дома.

Так как на момент начала исполнения ООО "РСО" функций сетевой организации в отношении спорного МКЖД (с 01 января 2017 года), общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии был надлежаще установлени его показания учитывались поставщиком ресурса АО "АтомЭнергоСбыт" при определении объемов переданной /потребленной/ электрической энергии, у данного ответчика не имелось оснований для осуществления действий по установке иного прибора учета.

Соответственно, вывод суда о незаконном бездействии ООО "РСО" в вопросе установки общедомового (коллективного) прибора учета в МКЖД, по мнению апеллянта, является несостоятельным.

Вывод суда о несоблюдении ООО "Тверьоблэлектро" процедуры допуска спорного прибора учета в эксплуатацию, также считает несостоятельным.

Утверждение суда о необходимости обязательного уведомления каждого собственника жилых помещений в МКЖД о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, не основано на нормах права. Требование об уведомлении о допуске ПУ в эксплуатацию непосредственно собственников МКЖД предусмотрено действующим законодательством только для случаев непосредственного управления собственниками многоквартирным жилым домом.

Так как в рассматриваемом случае уполномоченным представителем собственников жилых помещений МКЖД (в силу договора управления многоквартирным домом являлась управляющая организация (ООО "Перспектива"), а материалами дела подтверждается надлежащее уведомление такой управляющей организации о месте и времени ввода в эксплуатацию сетевой компанией (ООО "Тверьоблэлектро") общедомового (коллективного) прибора учета, процедура допуска спорного прибора учета в эксплуатацию полностью соответствует требованиям закона.

Доказательств несоответствия спорного прибора учета метрологическим характеристикам, его выхода из строя, либо нарушения целостности прибора учета, что могло повлечь некорректность показаний фиксируемых таким прибором, заявителем либо третьим лицом, в материалы дела не представлено.

По мнению автора жалобы, требования прокурора о демонтаже надлежаще установленного и функционирующего прибора учета электроэнергии, так как его наличие не ущемляет прав ФИО1 на установку альтернативного прибора учета электроэнергии, что позволит ей осуществлять контроль за его функционированием, в том числе на предмет экономии собственных средств по оплате электроэнергии, считает необоснованными.

По мнению ООО "РСО" исковые требования прокурора о демонтаже установленных приборов учета в многоквартирных домах на основании формальных недочетов в оформлении документации, не влияющих на работоспособность и функционирование средств измерений, влечет за собой хаос и правовую неопределенность в вопросе корректного определения объемов потребленного коммунального ресурса.

На апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции от помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лосева А.В. поступили возражения, в которых критикуются её доводы и содержится просьба оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, заслушав докладчика по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей ООО «Региональная сетевая организация» ФИО4 и ФИО5, поддержавших доводы жалобы, представителя АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО6, полагавшей рассмотрение жалобы на усмотрение судебной коллегии, прокурора Шатровой Ю.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

В указанном многоквартирном доме расположено 60 квартир.

Организацией, которая обслуживает общее имущество спорного дома, как следует из договора управления многоквартирным домом от 01 января 2017 года, является ООО «Управляющая компания «Наш город».

На дату установки общедомового прибора учёта электрической энергии (04 февраля 2013 года) управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществлялось ООО Управляющая организация «Перспектива».

В соответствии с актом о допуске прибора учёта в эксплуатацию № 17 от 04 февраля 2013 года прибор учета электроэнергии № 009072055009808 ЦЭ6803В по дому 41а установлен ООО «Тверьоблэлектро» 04 февраля 2013 года.

Обращаясь в суд с вышеуказанными исковыми требованиями Вышневолоцкий межрайонный прокурор, ссылаясь на положения ст. 539, 544 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 9, 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 г. № 149 «Об утверждении Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», считает, что порядок установки общедомового прибора учета электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома (счетчик №009075055009808 ЦЭ6803В) со стороны ООО «Тверьоблэлектро» не соблюден, в связи с чем он подлежит демонтажу.

Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения, применяя вышеуказанное законодательство, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

Суд первой инстанции посчитал, что прокурором обоснованно заявлен иск в интересах ФИО1, которая относится к социально незащищенным слоям населения.

Судебная коллегия с решением суда согласиться не может, так как судом первой инстанции при принятии решения, правильно изложив нормы вышеуказанного законодательства, но неправильно истолковав закон, пришел к необоснованному выводу о необходимости уведомления ответчиком ООО «Тверьоблэлектро» каждого собственника МКЖД о совершении действий по установке общедомовых приборов учета электроэнергии, и соответственно необоснованно признал незаконными действия по установке общедомового прибора учета электрической энергии в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, и, соответственно, необоснованно возложил на последнего обязанность по его демонтажу, что послужило основанием для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных им к остальным ответчикам по делу.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Кроме того, согласно п.150 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (с изменениями и дополнениями) в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.

Как следует из содержания части 12 ст.13 вышеуказанного закона, правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учета не предусматривает необходимость для ресурсоснабжающей организации уведомлять каждого собственника МКЖД о предстоящем совершении действий по установке общедомовых приборов учета электроэнергии, а также о допуске их в эксплуатацию.

Как следует из материалов гражданского дела, Акт допуска прибора учета в эксплуатацию №17 от 04 февраля 2013 года был составлен в присутствии работников ООО «Тверьоблэлектро». В данном акте отсутствуют сведения об участии в установке счетчика представителя собственников жилых помещений многоквартирного дома 41 а по ул. Большая Садовая в г.Вышний Волочек, а также отсутствует его подпись.

Граница балансовой принадлежности сетей исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации устанавливается на вводе в жилой дом, во внутренних распределительных устройствах (ВРУ). Доступ к внутренним распределительным устройствам (ВРУ) собственников МКЖД без участия их представителем невозможен, соответственно, утверждение истца об отсутствии представителей собственников МКЖД либо представляющей их интересы управляющей компании, при установке и допуске прибора учёта в эксплуатацию, несостоятелен. Отсутствие подписи представителя собственников, или управляющей компании в акте допуска прибора учёта не влияет на технические характеристики прибора учёта и не является основанием для признания его непригодным к расчетам.

Истцом не представлено доказательств несоответствия спорного прибора учета метрологическим характеристикам, его выхода из строя, либо нарушения целостности прибора учёта, что могло повлечь некорректность показаний фиксируемых таким прибором. Кроме того, действующим законодательством для управляющей организации предусмотрена возможность установки альтернативного прибора учёта. Учитывая, что спорный прибор учёта функционирует в своем классе точности, прошел метрологическую поверку (иного не доказано), а также наличие предусмотренной законом возможности у собственников помещений МКЖД установить альтернативный прибор учёта потребляемой электроэнергии, ООО «РСО» не находит оснований для демонтажа установленного и введенного в эксплуатацию сетевой компанией прибора учёта.

Кроме того, в целях оснащения приборами учета вышеуказанный многоквартирный дом сетевая организация ООО «Тверьоблэлектро», направила 14 января 2013 года уведомление на имя директора ООО УО «Перспектива», которое в свою очередь, в силу положений ст.162 ЖК РФ, п.п. «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обязано было как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, выполнить требования закона.

Сетевая организация ООО «Тверьоблэлектро», выполнившая требования вышеуказанного законодательства как за ООО УО «Перспектива», так и за собственников помещений многоквартирного дома (которые решений по установке общедомового учета в предусмотренный Федеральным законом №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года срок не приняли), не может нести ответственность за невыполнение управляющей компанией положений п.150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных постановлением Правительства от 04 мая 2012 года №442), так и самих собственников помещений в многоквартирном доме, на который в силу закона возложена обязанность по установке общедомового прибора учета.

В связи с необоснованностью признания действий ООО «Тверьоблэлектро» незаконными, судебная коллегия не может признать обоснованными и остальные исковые требования прокурора, которые взаимосвязаны с первым требованием, касающихся вышеуказанного ответчика,: к АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» - о признании незаконными действий по расчёту оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, исходя из показаний установленного общедомового прибора учёта, за период с 01.09.2016 года по 31.12.2016 года для ФИО1, возложении обязанности по перерасчёту оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года для ФИО1; к ООО «Региональная сетевая организация»- опризнании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по установке в соответствии с установленными требованиями общедомового прибора учёта, возложении обязанности по установке и введении в эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями общедомового прибора учёта электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Обжалуемое решение суда первой инстанции указанным критериям не соответствует, в связи с чем оно подлежит отмене.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Разрешая заявленные истцом требования и принимая по делу новое решение, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту законных интересов ФИО1, к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» удовлетворить.

Решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 15 мая 2018 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области, действующего защиту законных интересов ФИО1, к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» отказать в полном объеме.

Председательствующий Е.В. Козлова

Судьи А.В. Кустов

Н.В. Лозовая