ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3044/2016 от 03.02.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья Карабалиева С.В. Дело № 33-3044/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Чиченевой Н.А., Королевой Л.Е.,

при секретаре Портнове Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 февраля 2016 года апелляционную жалобу ОАО «Караваево» на решение Ногинского городского суда Московской области от 16 октября 2015 года по административному делу по административному иску ОАО «Караваево» к заместителю Главного государственного инспектора Ногинского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности по Ногинскому району Управления надзорной деятельности и профилактических работ Главного управления МЧС России по Московской области Исавнину А. В. о признании незаконным и отмене предписания № 2/3/15 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения представителя ОАО «Караваево» - Малиновой Т.Ю.,

установила:

ОАО «Караваево» обратилось в суд с административным иском к заместителю Главного государственного инспектора Ногинского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности по Ногинскому району Управления надзорной деятельности и профилактических работ Главного управления МЧС России по Московской области Исавнину А.В. о признании незаконным и отмене выданного ОАО «Караваево» предписания от 6 мая 2015 года № 2/3/15 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в части выполнения мероприятий, указанных в пунктах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14.

Свои требования ОАО «Караваево» мотивировало тем, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 31 марта 2015 года № 2 в отношении ОАО «Караваево» была проведена плановая выездная проверка с целью оценки соответствия осуществляемых юридическим лицом деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям в области гражданской обороны.

По результатам проведенной проверки должностным лицом - заместителем Главного государственного инспектора Ногинского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности по Ногинскому району Управления надзорной деятельности и профилактических работ Главного управления МЧС России по Московской области Исавниным А.В. были составлены: акт проверки выполнения требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны № 2 от 6 мая 2015 года; протокол № 2 от 6 мая 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - инженера по гражданской обороне ОАО «Караваево» Хныкина С.Н.

6 мая 2015 года ОАО «Караваево» выдано предписание № 2/3/15 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

Истец не согласен с выявленными нарушениями, изложенными в пунктах 1-8, 13 акта проверки, и перечисленными в пунктах № 1-8,14 предписания мероприятиями, поскольку в соответствии с планом приватизации Караваевской экспериментальной бумажной фабрики, правопреемником которой является ОАО «Караваево», в перечне объектов, не подлежащих приватизации, объектов защитных сооружений гражданской обороны не имеется, что подтверждается заключением Департамента лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Российской Федерации, согласованным начальником отдела мобилизационного планирования Главного управления по оборонной промышленности и конверсии и Управлением приватизации Министерства промышленности Российской Федерации. Паспорт защитного сооружения отсутствует.

Кроме того, при проведении проверки протокол осмотра должностным лицом органа надзора не составлялся, понятые при проведении осмотра территории ОАО «Караваево» не привлекались, следовательно, невозможно установить, какой именно объект, расположенный на территории ОАО «Караваево», и на основании какой документации характеризуется надзорным органом как защитное сооружение гражданской обороны, имеющей статус гражданской обороны, в отношении которого нужно разработать паспорт защитного сооружения и выполнить остальные мероприятия, перечисленные в оспариваемой части предписания.

В судебном заседании представитель административного истца Малинова Т.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме, представила письменные объяснения (л.д. 104-105).

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 16 октября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления ОАО «Караваево» отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Караваево» просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен в установленном законом порядке, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав объяснения представителя ОАО «Караваево» - Малиновой Т.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны). Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (пункт 9 Положения).

Из материалов дела усматривается, что Отделом надзорной деятельности по Ногинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 31 марта 2015 года № 2 (л.д. 11-12) в отношении ОАО «Караваево», расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, <данные изъяты>, была проведена плановая выездная проверка с целью оценки соответствия осуществляемых юридическим лицом деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям в области гражданской обороны.

В результате указанной проверки были выявлены следующие нарушения: 1) не разработан паспорт защитного сооружения ГО; 2) в организации, эксплуатирующей ЗС ГО, не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; 3) не разработаны и не представлены должностные обязанности должного лица, ответственного за эксплуатацию ЗС ГО; 4) не разработана и не представлена необходимая проектно-сметная документация по ремонту и обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО; 5) не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО в мирное время; 6) группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации); 7) не предусмотрено оснащение ЗС ГО организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых согласно нормам; 8) не разработана и не представлена полностью вся документация защитного сооружения ГО (ПРУ); 9) не проведено обучение работников организации способам защиты от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 10) не разработаны и не представлены планирующие документы по вопросам обучения работников по гражданской обороне: программа обучения работников организации, планы проведения занятий по тематике ГО и ЧС, журналы учета проведения занятий, журнал персонального учета обучения руководителей, должностных лиц и специалистов ГО, планы-конспекты проведения занятий; 11) руководители организации и должностное лицо по гражданской обороне не прошли обучение в области гражданской обороны; 12) не организовано планирование эвакуации работников организации; 13) ПРУ не имеет соответствующего обозначения; 14) в организации не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников в области гражданской обороны (акт проверки от 6 мая 2015 года № 2 – л.д. 13-15).

6 мая 2015 года заместителем Главного государственного инспектора Ногинского района по пожарному надзору майором внутренней службы Исавниным А.В. в отношении инженера по гражданской обороне Хныкина С.Н. был составлен протокол № 2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ (л.д. 16).

Постановлением мирового судьи 144 судебного участка Ногинского судебного района Московской области от 12 мая 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Хныкина С.Н. было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ (л.д. 18-19),

6 мая 2015 года Отделом надзорной деятельности по Ногинскому району Управления надзорной деятельности и профилактических работ Главного управления МЧС России по Московской области в адрес ОАО «Караваево» было вынесено предписание № 2/3/15 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в срок до 2 октября 2015 года (л.д. 20-23).

Отклоняя доводы административного истца о том, что на территории ОАО «Караваево» отсутствуют объекты, имеющие статус защитного сооружения гражданской обороны, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного печатью организации, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациями с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно пункту 2.1. Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

В силу пункта 2.2. Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

В материалах дела имеется паспорт убежища (противорадиационного укрытия) № Б-1552, согласно которому убежище возведено субподрядчиком ВО «Союзоргбумпром» и принято в эксплуатацию 30 декабря 1988 года; общая площадь убежища - 380 кв. м, вместимость – 300 человек; убежище является отдельно стоящим зданием с двумя входами; ответственным представителем организации, эксплуатирующей сооружение, является генеральный директор ОАО «Караваево» Зайцев В.Б. Паспорт заполнен 20 ноября 2007 года (л.д. 86-87).

14 января 2013 года комиссией в составе: заместителя главы администрации - начальника отдела ЖКХ и благоустройства, членов комиссии: заместителя начальника отдела ЖКХ и благоустройства, главного специалиста организационно-правового отдела, в присутствии инженера по ГО и ЧС - уполномоченного ОАО «Караваево» на решение задач в области ГО Оленюк A.M., была проведена проверка содержания и использования защитного сооружения ГО, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что защитное сооружение инв. № Б-1552 введено в эксплуатацию в 1988 году, находится в федеральной собственности, состоит на балансе ОАО «Караваево», используется для складских целей. Согласно выводам комиссии защитное сооружение № Б-1552 гражданской обороны не готово к приему укрываемых, в основном не соответствует нормам ИТМ-ГО, в связи с чем было предложено восстановить линию системы оповещения и телефонной связи ГАТС; откорректировать (доработать) документацию ЗС ГО; укомплектовать убежище недостающим инвентарем в соответствии с табелем оснащения; провести работы по восстановлению герметичности и замене фильтрующих элементов вентиляционной системы (л.д. 92-93).

С данным актом был ознакомлен генеральный директор ОАО «Караваево» Зайцев В.Б.

Как усматривается из учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № Б-1552 от 20 ноября 2007 года (л.д. 97-99), проектная документация защитного сооружения была разработана институтом «Мосгипробумхимпром»; строительно-монтажной организацией, возводившей ЗС ГО, является Караваевская экспериментальная бумажная фабрика и ВО «Союзоргбумпром»; назначение ЗС ГО в мирное время по проекту - склад ИТМ ГО, эксплуатирующая организация ЗС ГО - ОАО «Караваево».

Учетная карточка подписана руководителем организации, на балансе которой находится ЗС ГО, Зайцевым В.Б.

Инвентаризационная карточка защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № Б-1552 от 21 января 2013 года также подписана руководителем организации, на балансе которой находится ЗС ГО, Зайцевым В.Б. (л.д. 94-96).

Кроме того, в материалах дела имеется карточка объекта экономики (учреждения) по состоянию на 23 сентября 2008 года, подписанная директором ОАО «Караваево» Зайцевым В.Б., согласно которой в наличии имеется защитное сооружение (л.д. 88-91).

Как установил суд, непосредственным подрядчиком строительства защитного сооружения на территории Караваевской экспериментально-бумажной фабрики была Караваевская экспериментально-бумажная фабрика, правопреемником которой является ОАО «Караваево». Возведенное защитное сооружение используется истцом под склад, о чем руководителю ОАО «Караваево» Зайцеву В.Б. было известно, что подтверждается актами проверок защитного сооружения от 2007, 2013 г.г.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Караваево» требований, поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не были нарушены.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы ОАО «Караваево» аналогичны доводам, приводившимся в обоснование иска, не опровергают законность оспариваемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от 16 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Караваево» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: