ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-305 от 07.02.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

  Дело № 33-305 Судья Першина Т.Е. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

 в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

 судей Гудковой М.В., Пойменовой С.Н.,

 с участием прокурора Гусевой О.В.,

 при секретаре Яковенко Ю.И.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

 07 февраля 2013 года

 по докладу судьи Гудковой М.В.

 дело по апелляционной жалобе Усмановой Л.Б. и апелляционному представлению участвовавшего в деле помощника прокурора Московского района города Твери

 на решение Московского районного суда города Твери

 от 25 октября 2012 года, которым постановлено:

 «Усмановой Л.Б. в иске к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать».

 Судебная коллегия

 установила:

 Усманова Л.Б. обратилась в суд к Министерству социальной защиты населения Тверской области с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

 В обоснование исковых требований указано, что Усманова Л.Б. состояла на государственной гражданской службе Тверской области, замещала должность <...>, являющегося правопреемником Департамента социальной защиты населения Тверской области. Приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы Тверской области в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Усманова Л.Б. считает увольнение незаконным. При увольнении не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 года № 25-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик». Конституционный Суд Российской Федерации указал, что взаимосвязанные положения части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя. Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. При этом указано, что акты или их отдельные положения признанные не конституционными утрачивают силу. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя должно обуславливаться наличием одного из оснований, предусмотренных часть 1 статьи 37 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы не входит в число оснований, по которым представитель нанимателя может расторгнуть договор с государственным гражданским служащим. С учетом указанной позиции, полагает увольнении ее по общему основанию статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» противозаконным.

 Постановлением Правительства Тверской области № 35-пп
от 13 сентября 2011 года «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» Департамент социальной защиты населения Тверской области переименован в Министерство социальной защиты населения Тверской области. Переименование Департамента социальной защиты населения Тверской области не предполагает сокращение всех должностей государственных гражданских служащих и штата его правопреемника - Министерства социальной защиты населения Тверской области. Содержание деятельности переименованного государственного органа исполнительной власти Тверской области и его правопреемника не изменилось. Министерство социальной защиты населения Тверской области, по-прежнему, является органом, проводящим государственную политику в сфере социальной поддержки различных категорий и групп населения и осуществляющим отраслевое управление. Считает, что сокращение всех должностей государственной гражданской службы в рамках переименования Департамента в Министерство фактически не произведено, тем более, что Постановлением Губернатора Тверской области от 09 ноября 2011 года
№ 62-пг признано утратившим силу Постановление Губернатора Тверской области от 13 сентября 2011 года № 35-пг «О структуре и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области».

 При ее увольнении нарушены пункты 5, 7 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регламентирующей отношения при сокращении должностей гражданской службы.

 В связи с незаконным увольнением испытывала нравственные и физические страдания.

 Усманова Л.Б. просила признать ее увольнение приказом №-к
от ДД.ММ.ГГГГ с должности государственной гражданской службы Тверской области по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным, обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области восстановить ее на работе в должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области, выплатить ей среднемесячное денежное содержание за все время вынужденного прогула, взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

 В дополнении к исковому заявлению от 25 октября 2012 года в обоснование исковых требований Усманова Л.Б. также указала, что сокращение штата предполагает исключение из штатного расписания Министерства социальной защиты населения Тверской области должностей. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ она восстановлена в должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области. Такой должности в новом штанном расписании Министерства не предусмотрено, соответственно, правовых оснований для сокращения должности, которая не находится в штате с ДД.ММ.ГГГГ, проведения организационно-штатных мероприятий, уведомления о сокращении замещаемой ею должности, не имелось,

 Акт, представленный ответчиком, в подтверждение законности ее увольнения, не соответствует требованиям ГОСТ Р630-2003, а именно, не содержит название организации, место составления, заголовок текста, а так же реквизиты и номер регистрации акта.

 О том, что ей предлагались вакантные должности, но она не выразила согласие на их замещение, должен быть составлен отдельный акт об отказе работника от предложения вакантной должности. Такой акт ответчиком не представлен.

 Время и условия составления актов, в отсутствие соответствующей экспертизы, не подтверждены. Приведенные в актах сведения не соответствуют действительности.

 Предложение вакантной должности в <...> не может рассматриваться как предложение о назначении на государственную должность гражданской службы, поскольку такое предложение может исходить только от уполномоченного должностного лица государственного органа, в котором осуществляются организационно-штатные мероприятия. Представитель нанимателя в другом государственном органе не связан обязательствами представителя нанимателя, в данном случае Министерства социальной защиты населения Тверской области. Такой вопрос может решаться только с участием органа по управлению государственной службой, в данном случае управления государственной службы и кадров аппарата Губернатора Тверской области.

 Усманова Л.Б. просила признать увольнение незаконным, обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области восстановить ее в должности государственной гражданской службы Тверской области – <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области, выплатить среднемесячное денежное содержание за все время вынужденного прогула, взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

 В судебном заседании Усманова Л.Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении, а также пояснила, что на ДД.ММ.ГГГГ в министерстве имелась вакантная должность ведущего консультанта в отделе инновационной и кадровой работы, на момент ее увольнения имелась должность главного консультанта отдела организации работы по жизнедеятельности инвалидов, однако указанные должности ей не предложили.

 Уведомления о предстоящем сокращении за два месяца не получала. В письме от ДД.ММ.ГГГГ, которое она получила через запрос направленный в прокуратуру Тверской <адрес>, начальник управления государственной гражданской службы и кадров аппарата Губернатора Тверской области ФИО5 указала, что в связи с утверждением структуры и штатной численности Министерства было сокращено
<...> должности государственной гражданской службы Тверской области. При сокращении <...> должностей должна была работать комиссия, которая отбирала бы по преимущественному праву всех тех, кто должен быть сокращен.

 О предстоящем увольнении должен был быть уведомлен профсоюзный орган, но в материалах дела данного уведомления не имеется. Такое уведомление необходимо вне зависимости от того, является ли гражданский служащий членом профсоюза.

 Один раз в устной форме ей была предложена работа в Главном управлении региональной энергетической комиссии Тверской области. Иных официальных, документально подтвержденных предложений на замещение вакантных должностей при сокращении ей не поступало.

 В акте от ДД.ММ.ГГГГ, который представлен стороной ответчика, указано, что ей предлагалась вакантная должность главного специалиста-эксперта отдела социальной помощи семье и детям, но должностные обязанности, которые должен выполнять работник, занимаемый указанную должность, связаны с финансово-экономической деятельностью.

 Штатное расписание, представленное стороной ответчика, не подписано.

 ДД.ММ.ГГГГ была уведомлена о предстоящем увольнении, в уведомлении расписалась.

 При событиях, которые описаны в актах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, она не присутствовала, об увольнении не предупреждалась, вакантные должности ей не предлагались.

 После увольнения находится на учете у невролога, испытывает головные боли, так как переживает по поводу увольнения.

 Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что основания для увольнения Усмановой Л.Б. имелись, порядок увольнения не нарушен.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Усманова Л.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

 В обоснование жалобы указывает, что разрешая дело, суд не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в Постановлении от 22 ноября 2011 года № 25-П. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, по смыслу положений статьи 33 Федерального закона представитель нанимателя даже при наличии вакантных должностей или возможности направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы может принять решение о прекращении с ним служебных отношений, тем самым допускается прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в связи с проведением мероприятий по сокращению штата  фактически по инициативе представителя нанимателя,   который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению, при том, что в отличие от правового регулирования порядка расторжения служебного контракта с государственными служащими, проходящими государственную службу иного рода - формулировка основания (причины) увольнения в этом случае не связывается с сокращением штата, а, следовательно, с волеизъявлением представителя нанимателя. Такое регулирование препятствует предоставлению гражданским служащим, подлежащим увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гарантий, связанных с расторжением служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать взаимосвязанные положения части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 7 (часть 1), 19 (часть 2),
37( часть 1), 38 (часть1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя. Федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего постановления. Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения признанные не конституционными утрачивают силу.

 Конституционный Суд Российской Федерации, по сути упразднил одно из оснований прекращения служебного контракта, а именно прекращение контракта помимо инициативы сторон, хотя и при их участии, когда изменение структуры государственного органа и организационно-штатные мероприятия упраздняют службу на прежних условиях, а государственный служащий не согласен продолжить ее на новых условиях, либо возможности ее продолжить объективно отсутствуют. И независимо одинокая это мать или гражданский служащий, обладающий другим статусом или преимуществами.

 Суд проигнорировал выявленный Конституционным Судом Российской Федерации правовой смысл вышеуказанных положений закона, хотя он является общеобязательным и исключает любое иное толкование в правоприменительной практике.

 Применительно к спорному правоотношению расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя должно обуславливается наличием одного из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы не входит в число оснований, по которым представитель нанимателя может расторгнуть договор с государственным гражданским служащим.

 С учетом этого ее увольнение по общему основанию статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является противозаконным.

 Мотивировочная часть решения суда не содержит вывода о соблюдении нанимателем порядка ее увольнения. Наниматель в нарушение пункта 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не уведомил ее в письменной форме за два месяца о предстоящем сокращении в государственном органе должностей гражданской службы. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается ответчик, ее подписи не имеется. Доказательств отправления ей по почте ответчиком этого уведомления суду не представлено.

 В нарушение норм процессуального права суд по собственной инициативе, в отсутствие ссылки сторон на уведомление от
ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности государственной гражданской службы, исследовал его и сослался на него в решении. При этом суд не выносил на обсуждение вопрос о приобщении к материалам гражданского дела документа из гражданского дела №.

 Ссылка суда на указанное уведомление не состоятельна, поскольку Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко регламентирован срок предупреждения. Кроме того, при восстановлении работника в связи с незаконностью его увольнения процедура уведомления начинается заново.

 Судом приняты во внимание показания свидетелей ФИО6 и ФИО8, при этом суд проигнорировал доводы истца о том, что показаниям свидетеля ФИО6 она не доверяет, так как с данным свидетелем на протяжении всей службы сложились неприязненные отношения. Кроме того, в показаниях указанных свидетелей имеются разногласия, о чем указано в замечаниях на протокол судебного заседания
от ДД.ММ.ГГГГ.

 Ответчиком также не выполнена обязанность по уведомлению в установленные законодателем сроки о предстоящем сокращении численности или штата работников региональную службу занятости населения, между тем Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена необходимость по ее соблюдению работодателем. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников организации и возможном расторжении трудового договора работодатель - организация не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий обязана в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность, и квалификационные требования ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению - не позднее 3 месяцев до окончания проведения соответствующих мероприятий. Сообщение в Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр занятости населения города Твери», содержащееся в материалах дела датировано только ДД.ММ.ГГГГ, то есть нарушен установленный законом срок. Доказательств направления адресату указанного сообщения ответчиком не представлено.

 Судом неправильно применена статья 38 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой, при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган не позднее чем, за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы. Указанный закон не конкретизирует о каком конкретно гражданском служащем идет речь, являющимся членом профсоюза данного государственного органа или таковым не являющимся, в связи с чем судом сделан неверный вывод о том, что поскольку Усманова Л.Б. не является членом профессионального союза, обязанности в письменной форме информировать выборный профсоюзный орган о возможном расторжении с ней служебного контракта у представителя нанимателя не имелось.

 Суд также пренебрег указаниями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в Определении от 17 декабря 2008 года
№ 1087-0-0, о том, что прекращение трудового договора на основании сокращения штата или численности работников признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Между тем отдел жилищных выплат, в котором истец проходила гражданскую службу фактически не ликвидирован, а переименован в отдел социальных выплат. Функционирование вмененных ей функций передано другим структурным подразделениям Министерства.

 Более того, согласно приказу Министерства социальной защиты населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №-к наниматель восстанавливает ее в прежней должности <...>, не вводя ее в штатное расписание Министерства, не предоставляя работу в соответствии с прежними должностными обязанностями, а выдает новый регламент. Таким образом, ответчик восстановил ее, не вводя ее должность в штатное расписание Министерства, и сократил должность, не находящуюся в штатном расписании Министерства социальной защиты населения Тверской области, действовавшем с ДД.ММ.ГГГГ.

 В жалобе заявитель также обращает внимание на то обстоятельство, что штатное расписание Министерства социальной защиты населения Тверской области, утвержденное приказом Министра №-к от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено не в установленном для данного органа государственной власти Тверской области порядке (не прошло согласование Правительства Тверской области), не может иметь юридическую силу в связи с имеющим место постановлением Губернатора Тверской области «О признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Тверской области» в соответствии которым, признано утратившим силу постановление Губернатора Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О структуре и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области»

 Вывод суда о том, что работодателем Усмановой Л.Б. были предложены вакантные должности, соответствующие ее квалификации, является ошибочным, поскольку ей были предложены вакантные должности, не соответствующие ее квалификации и расценивать эти должности как актуальные вакансии нельзя. Должность <данные изъяты> не близка по составу (характеру) профессиональных обязанностей, выполняемых ею ранее. Ответчиком не представлен нормативный акт государственного органа, в котором установлены квалификационные требования по должности <данные изъяты>, как и по другим замещаемым должностям гражданской службы, находящимся в штатном расписании Министерства социальной защиты населения Тверской области. В штатном расписании Министерства социальной защиты населения Тверской области, на который ссылается суд в решении, отсутствуют квалификационные требования, предъявляемые к конкретной должности. Должность старшего <данные изъяты> также нельзя рассматривать в качестве доказательства предложения со стороны нанимателя вакантной должности, поскольку основной работник, замещающий указанную должность, находится в отпуске по уходу за ребенком и должность не является вакантной. Вакансия в <данные изъяты> также не может рассматриваться, поскольку из положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не усматривается такая гарантированная возможность, как замещение должности гражданской службы в другом государственном органе; и другой представитель нанимателя никак не связан обязательствами представителя нанимателя того государственного органа, в котором проводятся соответствующие организационно-штатные мероприятия по сокращению должностей.

 Кроме того, указанные судом в решении должности не были ей предложены работодателем, а акты, составленные работодателем, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 630-2003 *(3), в соответствии с которыми обязательными реквизитами акта являются в том числе: заголовок к акту, название организации и регистрация номера акта, что свидетельствует об отсутствии объективного подтверждения юридически значимых обстоятельств – даты и условий составления.

 В нарушение разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», судом неверно изложены в решении исковые требования, резолютивная часть решения не содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, судом не аргументирован отказ в выплате компенсации морального вреда.

 В апелляционном представлении прокурора Московского района города Твери ставится вопрос об изменении постановленного судом первой инстанции решения, с приведением надлежащей оценки показаниям свидетелей ФИО8, ФИО6 и ФИО4 по факту составленных актов в связи с увольнением Усмановой Л.Б.

 Изучив дело, заслушав объяснения Усмановой Л.Б. просившей об отмене решения суда, объяснения представителей Министерства социальной защиты населения Тверской области  Власенко Б.А., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, заключение прокурора Гусевой О.В., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

 Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных Усмановой Л.Б. исковых требований

 Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Центра по начислению и выплате пенсий и пособий Отдела социального обеспечения Исполкома Калининского областного Совета народных депутатов №-л от ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. (до регистрации брака ФИО2) назначена на должность <...> № с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем происходило перемещение Усмановой Л.Б. по службе, преобразование организации - работодателя.

 Приказом Департамента социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. переведена на государственную должность государственной службы Тверской области <...> с ДД.ММ.ГГГГ.

 Приказом Департамента социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. переведена на должность государственной гражданской службы Тверской области <...> Департамента социальной защиты населения Тверской области по результатам конкурса с сохранение ранее присвоенного классного чина «<данные изъяты>», с ней заключен служебный контракт.

 Согласно штатному расписанию Департамента социальной защиты населения Тверской области на период с ДД.ММ.ГГГГ штат Департамента составлял <...> единиц, в структуре Департамента предусматривались структурные подразделения Администрация - <...> единиц, Отдел стационарных учреждений социального обслуживания - <...> единицы, Планово-экономический отдел - <...> единиц, отдел социальной помощи пожилым - <...> единицы, отдел социальной помощи семье и детям - <...> единиц, Отдел по назначению и выплате пособий и компенсаций - <...> единиц, отдел бухгалтерского учета и контроля – <...> единиц, отдел автоматизации и программного обеспечения - <...> единиц, Административно-хозяйственный отдел – <...> единицы, Отдел льгот и материального обеспечения ветеранов и инвалидов - <...> единиц, отдел организационной и методической работы -
<...> единиц, отдел медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов -
<...> единицы, отдел жилищный выплат - <...> единицы.

 Постановлением Губернатора Тверской области от
ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О структуре и перечне
исполнительных органов государственной власти Тверской области» определена структура исполнительных органов государственной власти Тверской области, в состав которой вошли областные исполнительные органы государственной власти: министерства Тверской области; главные управления Тверской области, комитеты Тверской области; отделы Тверской области. В приложении к указанному постановлению имеется указание на Министерство социальной защиты населения Тверской области.

 В соответствии с постановлением Губернатора Тверской области
от ДД.ММ.ГГГГ №-пг постановлением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» постановлено реорганизовать областные исполнительные органы государственной власти Тверской области путем их слияния, в том числе Департамент социальной защиты населения Тверской области и Центр по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области в новый областной исполнительный орган государственной власти Тверской области - Министерство социальной защиты населения Тверской области, определив, что Министерство социальной защиты населения Тверской области является правопреемником Департамента социальной защиты населения Тверской области и Цента по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей Тверской области.

 Постановлением Губернатора Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О структуре и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» определена численность работников Министерства социальной защиты населения Тверской области в количестве <...> штатных единиц, в том числе <...> единиц гражданских служащих. Постановлением Губернатора Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-пг №-пг признано утратившим силу.

 Согласно Положению о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утвержденному Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп Министерство является областным исполнительны органом государственной власти Тверской области, проводящим государственную политику в сфере социальной поддержки различных категорий и групп населения и осуществляющим отраслевое управление. Министерство является органом опеки и попечительства на территории Тверской области, который реализует полномочия по опеке и попечительству в отношении лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве. Министерство является правопреемником Департамента социальной защиты населения Тверской области и Цента по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области. Структура и предельная численность Министерства определяются Правительством Тверской области. Министр социальной защиты населения Тверской области утверждает штатное расписание Министерства согласно определенной структуре и установленной предельной численности, определяет должностные обязанности.

 Распоряжением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 173-рп «О структуре и предельной штатной численности Министерства социальной защиты населения Тверской области» в соответствии с Законом Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» и Постановлением Губернатора Тверской области от 13 сентября 2011 года № 35-пг «О структуре и штатной численности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» утверждена структура Министерства социальной защиты населения Тверской области и предельная штатная численность данного Министерства в количестве <...> штатных единиц, в том числе государственная должность Тверской области – <...> штатная единица, государственных гражданских служащих Тверской области - <...> штатных единиц, служащих <...> штатных единиц.

 Согласно структуре Министерства социальной защиты населения Тверской области в данном Министерстве создание отдела жилищных выплат, должность главный специалист-эксперт отдела жилищных выплат не предусмотрены. <данные изъяты>.

 Приказом Министра Правительства Тверской области, министра социальной защиты населения Тверской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О штатном расписании Министерства социальной защиты населения Тверской области» утверждено штатное расписание Министерства социальной защиты населения в количестве <...> штатных единиц. Количество государственных гражданских служащий уменьшилось на <данные изъяты>.

 Приказом Министра Правительства Тверской области, министра социальной защиты населения Тверской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве социальной защиты населения Тверской области», приказано сократить все должности сотрудников департамента социальной защиты населения Тверской области за исключением должностей, замещаемых лицами, расторжение служебного контракта с которыми не допускается в соответствии с федеральным законодательством в связи с сокращением штата. В министерстве образована комиссии по проведению организационно-штатных мероприятий, в состав которой вошли ФИО3, ФИО6, ФИО4 ФИО7 ФИО8, ФИО9, ФИО10 Приказано уведомить сотрудников о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей.

 ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. уведомлена о предстоящей реорганизации Департамента социальной защиты населения Тверской области путем слияния, об увольнении в связи с сокращением замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области – <...> отдела жилищных выплат Департамента социальной защиты населения Тверской области. В получении уведомления Усманова Л.Б. расписалась.

 ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. уведомлена о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. уведомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности государственной гражданской службы Тверской области – <...>. Об ознакомлении с уведомлением Усманова Л.Б. расписалась. Усмановой Л.Б. предложена должность <данные изъяты>, на замещение которой она согласилась.

 Однако ДД.ММ.ГГГГ от замещения предложенной должности государственной гражданской службы отказалась, сославшись на допускаемые при проведении организационно-штатных мероприятий нарушения.

 Приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. уволена с должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области, пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Решением Московского районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. отказано в удовлетворении требований о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ отменено, постановлено новое решение, которым увольнение Усмановой Л.Б. с должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области на основании приказа Министерства социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, Усманова Л.Б. восстановлена в должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ.

 Приказом Министра социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ «О кадрах» отменен со ссылкой на апелляционное определение судебной коллегии Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

 Приказом Министра социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. восстановлена на государственной гражданской службе Тверской области в должности государственной гражданской службы Тверской области – <...> с должностным окладом <...> рублей с сохранением установленных ранее надбавок и ранее присвоенного классного чина – <данные изъяты>.

 Приказом Министра социальной защиты населения Тверской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ <...> Усманова Л.Б. уволена с государственной гражданской службы Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, и Усманова Л.Б. освобождена от замещаемой должности в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области, пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В приказе имеются ссылки на уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

 Считая свое увольнение незаконным, Усманова Л.Б. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты Тверской области о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе.

 Разрешая спор, суд правильно применил нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе», установил фактические обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод о том, что реорганизация и изменение структуры государственного органа сопровождались фактическим сокращением занимаемой истцом должности государственной гражданской службы, в результате организационно-штатных мероприятий истцу не может быть обеспечено продолжение государственно-служебных отношений в реорганизованном органе исполнительной власти Тверской области в той же должности, с прежним объемом и содержанием должностных обязанностей, размером заработной платы, от продолжения государственно-служебных отношений в иной должности истец отказалась.

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что увольнение Усмановой Л.Б. произведено с соблюдением действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для прекращения с истцом служебного контракта по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и увольнения Усмановой Л.Б. имелись, порядок увольнения не нарушен.

 Оснований не соглашаться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.

 Вопреки доводам апелляционной инстанции, суд правильно сделал вывод, что в связи реорганизацией Департамента социальной защиты населения Тверской области и Центра по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей Тверской области создан новый областной исполнительный орган государственной власти Тверской области - Министерство социальной защиты населения Тверской области, сокращены все должности государственных гражданских служащих в реорганизуемом Департамента, сокращена и должность государственной гражданской службы Тверской области, замещаемая Усмановой Л.Б. - <...>, сокращена.

 Штатное расписание Министерства социальной защиты населения Тверской области, введенное в действие ДД.ММ.ГГГГ, утверждено в количестве <...> штатных единиц, при этом сокращены все должности сотрудников Департамента социальной защиты населения Тверской области, в том числе должность <...>, введены новые должности, в том числе должности государственной гражданской службы Тверской области. Предельная штатная численность созданного в результате слияния Министерства социальной защиты населения Тверской области по сравнению с предельной штатной численностью Департамента социальной защиты населения Тверской области и Центра по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, не сократилась и была установлена в количестве <...> штатных единиц, однако количество должностей государственной гражданской службы уменьшено на <...> должности и составило всего <...> должностей государственной гражданской службы Тверской области, при этом это иные должности, а не те, которые имелись в штате Департамента социальной защиты населения Тверской области, что подтверждается при сопоставлении штатных расписаний указанных Департамента и Министерства.

 Вопреки доводам апелляционной жалобы штатное расписание утверждено в соответствии с правовым актом Правительства Тверской области, а не Губернатора Тверской области, а именно распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, установившим структуру и штатную численность Министерства. Признание утратившим силу Постановления Губернатора Тверской области №-пг, с учетом приведенных обстоятельств, не влияет на законность приказа об утверждении штатного расписания Министерства.

 То обстоятельство, что отдельные полномочия, выполнявшиеся ранее действовавшим органом исполнительной власти Тверской области, выполняются в настоящее время Министерством социальной защиты населения Тверской области на свидетельствует о том, что реорганизация не производилась и оснований для сокращения должностей государственной гражданской службы не имелось.

 Замещаемая истцом должность государственной гражданской службы Тверской области сокращена.

 Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом   от 27 апреля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановление в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33  и38   Федерального закона от 27 июля 2004года№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Согласно подпункту 6 пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

 В силу пункта 1 статьи 31 указанного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

 В силу пункта 3 указанной статьи при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

 Согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

 В пункте 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя  за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

 Из смысла и взаимосвязи приведенных выше правовых норм следует, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность. Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.

 Вопреки утверждениям истца, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 года №25-П «По делу о проверке конституционности положений части4 статьи31, пункта6 части1 статьи33 и статьи37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю.Боровик»   отсутствуют выводы, свидетельствующие о невозможности расторжения контракта и увольнения государственного гражданского служащего в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

 В названном Постановлении указано, что «правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в статье4 названного Федерального закона принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределения кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов. В соответствии с указанным принципом положения частей1-3 его статьи31 предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и в конечном счете направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата.

 Государственный гражданский служащий, который отказывается от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы в силу части4статьи31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом случае, а также при непредоставлении иной должности государственной гражданской службы служебный контракт с государственным гражданским служащим прекращается на основании пункта6части1 его статьи33.

 Как следует из статьи31  названного Федерального закона, предпосылкой прекращения служебного контракта по указанному основанию являются мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные в том числе с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры, цель которых - оптимизация численности и состава государственных гражданских служащих и повышение эффективности работы государственного органа; при этом на представителя нанимателя не возлагается безусловная обязанность предоставить увольняемому государственному гражданскому служащему иную должность государственной гражданской службы или направить его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, что подтверждается содержанием пункта6части1статьи33,   который предусматривает возможность увольнения государственного гражданского служащего не только в связи с отказом от перевода или переподготовки (повышения квалификации), но и при непредоставлении ему в этом случае иной должности государственной гражданской службы.

 По смыслу приведенных законоположений, представитель нанимателя даже при наличии вакантных должностей или возможности направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы может принять решение о прекращении с ним служебного контракта. Тем самым допускается прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в связи с проведением мероприятий по сокращению штата фактически по инициативе представителя нанимателя, который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению, при том что - в отличие от правового регулирования порядка расторжения служебного контракта с государственными служащими, проходящими государственную службу иного вида, - формулировка основания (причины) увольнения в этом случае не связывается с сокращением штата, а следовательно, и с волеизъявлением представителя нанимателя.

 Такое регулирование препятствует предоставлению государственным гражданским служащим, подлежащим увольнению по основанию, предусмотренному пунктом6части1статьи33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гарантий, связанных с расторжением служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в том числе обусловленных материнством и воспитанием несовершеннолетних детей (  частьчетвертаястатьи261 Трудового кодекса Российской Федерации). В частности, допускается увольнение фактически по инициативе представителя нанимателя одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет».

 Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения части4статьи31,   пункта6части1статьи33  и статьи37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть1), 19 (часть2), 37 (часть1), 38 (часть1)   и 55 (часть3),   в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

 Возможность увольнения государственного гражданского служащего по основанию, по которому уволена истец, указанным актом Конституционного Суда Российской Федерации не исключена, тем более, в случаях, когда увольнение государственного гражданского служащего производится после его отказа от замещения другой должности государственной гражданской службы.

 Суд первой инстанции учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в указанном Постановлении, и не допустил неверного толкования норм материального права.

 Установив, что имело место сокращение должности государственной гражданской службы Тверской области, замещаемой Усмановой Л.Б., суд проверил, были ли ответчиком предоставлены истцу предусмотренные законом для государственного гражданского служащего гарантии при сокращении его должности.

 Такие гарантии Усмановой Л.Б. обеспечены.

 Из материалов дела видно, что Усманова Л.Б. была предупреждена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности в установленном законом порядке за два месяца, ей были предложены должности государственной гражданской службы, от которых она отказалась, следовательно, увольнение истца с гражданской службы проведено в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (  часть 5 статьи31 Федерального закона).

 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок, Усманова Л.Б. уведомлена о предстоящем сокращении и увольнении. Уведомление, исполненное в письменной форме, в деле имеется. Отсутствие в данном уведомлении подписи истца, не свидетельствует о невыполнении ответчиком данной обязанности.

 ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. восстановлена ответчиком на работе.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе первого заместителя министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7, начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6, заместителя начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО8, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, составлен акт о том, что по указанию Министра социальной защиты населения Тверской области ФИО3, в соответствии с определением апелляционной инстанции областного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, составлен и утвержден приказ №-к об отмене приказа об увольнении Усмановой Л.Б. от ДД.ММ.ГГГГ и установлении рабочего места Усмановой Л.Б. в кабинете № здания Министерства социальной защиты населения Тверской области, также составлен и утвержден приказ №-к о выплате компенсации морального вреда и причитающихся денежных выплат, приказ №-к о восстановлении Усмановой Л.Б. в должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области. Усмановой Л.Б. в присутствии участвующих лиц представлены приказы №, №-к, №-к, с которым Усманова Л.Б. ознакомилась, от подписи об ознакомлении отказалась.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе первого заместителя министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7, начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО4, заместителя начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО8, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, составлен акт о том, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с определением апелляционной инстанции областного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № года, в соответствии с приказом №-к
от ДД.ММ.ГГГГ об отмене приказа об увольнении Усмановой Л.Б. от ДД.ММ.ГГГГ №-к и установлении рабочего места Усмановой Л.Б. в кабинете № здания Министерства социальной защиты населения Тверской области, Усмановой Л.Б. для ознакомления представлен должностной регламент <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области, с которыми Усманова Л.Б. ознакомилась, но отказалась ставить свою подпись в подтверждение своего уведомления, указав комиссии на необходимость составления настоящего акта, при этом, указав, что она вообще ничего не будет подписывать.

 Усмановой Л.Б. в присутствии участвующих лиц оглашено уведомление о сокращении замещаемой должности государственной гражданской службы Тверской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с которым она ознакомилась, но отказалась ставить свою подпись в подтверждение своего ознакомления.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе председателя комиссии – министра социальной защиты населения Тверской области ФИО12 секретаря комиссии – начальника отдела министерства Тверской области отдела организационной и кадровой работы ФИО6, членов комиссии: первого заместителя министра Правительства Тверской <адрес> ФИО7, заместителя начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО8, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, составлен акт о том, что Усмановой Л.Б. в связи с сокращением замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области <...> и предстоящим увольнением предложена вакантная должность <данные изъяты>, с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе министра социальной защиты населения Тверской области ФИО3, первого заместителя министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7, начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6, заместителя начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО8, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, составлен акт о том, что ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. комиссией для ознакомления был представлен акт о том, что в связи с сокращением замещаемой должности и предстоящим увольнением ей предлагается должность <данные изъяты>, с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы. Также был представлен для ознакомления должностной регламент на предлагаемую должность. Ознакомившись с представлением документами Усмананова Л.Б. отказалась от должности, при этом отказалась указывать в документе собственноручно отказ или согласие с предложенной должностью. Должностной регламент подписывать также отказалась. В связи с указанными обстоятельствами, комиссией предложено Усмановой Л.Б. представить в канцелярию министерства в письменной форме до конца дня свое отношение к предложенной должности. До момента составления акта в канцелярию от Усмановой Л.Б. по предложенной должности письменных документов с ответом о принятии должности не поступило. Комиссия расценила этот как отказ от предложенной должности.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе председателя комиссии министра социальной защиты населения Тверской области ФИО3, секретаря комиссии начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6, членов комиссии: заместителя начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО8, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, составлен акт о том, что Усмановой Л.Б. в связи с сокращением замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области <данные изъяты> и предстоящим увольнением предложены вакантные должности в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе первого заместителя социальной защиты населения Тверской области ФИО7, начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6 заместителя начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО8, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1 составлен акт о том, что ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. комиссией для ознакомления был предоставлен акт о том, что в связи с сокращением замещаемой ею должности и предстоящим увольнением ей предлагаются должности: <данные изъяты>. Представлен для ознакомления должной регламент на предлагаемую должность. Ознакомившись с представленными документами, Усманова Л.Б. отказалась от должностей, при этом отказалась указывать в документе собственноручно отказ или согласие с предложенными должностями. Усмановой Л.Б. предложено ДД.ММ.ГГГГ прибыть в <данные изъяты> Тверской области к начальнику для беседы в случае ее согласия выбрать одну из предложенных должностей. Комиссией предложено Усмановой Л.Б. представить в канцелярию министерства в письменной форме до конца дня ДД.ММ.ГГГГ свое отношение к предложенным должностям. До момента составления акта в канцелярию от Усмановой Л.Б. по предложенным должностям письменных документов с ответом о принятии одной из должностей не поступило. Данное обстоятельство комиссия расценила как полный отказ от предложенных должностей.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе председателя комиссии министра социальной защиты населения Тверской области ФИО3, секретаря комиссии начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6, членов комиссии: первого заместителя министра Правительства Тверской области ФИО7, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, составлен акт о том, что Усмановой Л.Б. в связи с сокращением замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области <данные изъяты> и предстоящим увольнением предложена вакантная должность <данные изъяты>. Усманова Л.Б. от предлагаемой должности и от подписания указанного акта отказалась, о чем ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе первого заместителя социальной защиты населения Тверской области ФИО7, начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1 составлен акт.

 ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. уволена с государственной гражданской службы Тверской области в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области, пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссиями в составе заместителя министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7, начальника отдела организационной и кадровой работы ФИО6, заведующего сектором правовой работы Министерства социальной защиты населения ФИО1, ведущего эксперта отдела организационной и кадровой работы ФИО11,
Усманова Л.Б. с приказом об увольнении №-к от ДД.ММ.ГГГГ и расторжении служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена, но расписаться об ознакомлении отказалась, также отказалась от получения трудовой книжки.

 ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. в адрес ее места жительства направлено уведомление, о ее увольнении ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-к в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области и необходимости получить трудовую книжку в отделе организационной и кадровой работы Министерства, либо дать согласия на отправление трудовой книжки по почте по указанному адресу.

 Учитывая заявления истца о несоответствии действительности указанных актов, суд допросил в качестве свидетелей лиц, участвовавших в составлении актов, которые подтвердили свое участие в работе комиссий, достоверность отраженных в актах событий, в том числе уведомления Усмановой Л.Б. о предстоящем высвобождении, предложение ей вакантных должностей, в том числе государственной гражданской службы.

 Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что она была в составе комиссии и присутствовала при предъявлении ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. для ознакомления и подписания акта об ознакомлении с приказами об отмене приказа об ее увольнении и установлении для нее рабочего места в кабинете № здания Министерства социальной защиты населения Тверской области, о выплате компенсации морального вреда и причитающихся денежных выплат, о восстановлении ее в должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области. Усманова Л.Б. со всеми приказами ознакомилась, но от подписи отказалась, о чем составлен акт, который она как член комиссии подписала. ДД.ММ.ГГГГ она также была в составе комиссии и присутствовала при оглашении Усмановой Л.Б. уведомления о сокращении замещаемой должности государственной гражданской службы Тверской области, Усманова Л.Б. ставить подпись в подтверждение своего ознакомления отказалась, сказав при этом, что вообще ничего подписывать не будет. ДД.ММ.ГГГГ она была в составе комиссии при составлении акта о том, что Усмановой Л.Б. в связи с сокращением замещаемой ею должностью государственной гражданской службы Тверской области <...> была предложена должность <данные изъяты>, так как данная должность соответствовала ее квалификации, и предоставили Усмановой Л.Б. должностной регламент. Ознакомившись с должностным регламентом, Усманова Л.Б. отказалась ставить свою подпись в подтверждение своего ознакомления с документами. ДД.ММ.ГГГГ комиссия собралась еще раз, Усмановой Л.Б. предложена еще раз вакантная должность <данные изъяты> и должностной регламент для ознакомления. Усманова Л.Б. ознакомилась с должностным регламентом, но ставить свою подпись в подтверждение своего ознакомления отказалась, и в связи с тем, что она отказалась подписывать предъявленные ей для ознакомления документы, комиссией Усмановой Л.Б. предложено представить в канцелярию Министерства в письменной форме до конца дня свое отношение к предложенной ей вакантной должности, но Усманова Л.Б. письменные пояснения по поводу предлагаемой ей вакантной должности в канцелярию не представила, данные обстоятельства были отражены в акте
от ДД.ММ.ГГГГ. Делали запрос во все органы государственной власти Тверской области о вакантных должностях на момент сокращения должности Усмановой Л.Б., на который предоставлена информация о трех вакантных должностях в <данные изъяты>, которые соответствовали квалификации истца: <данные изъяты> и были предложены Усмановой Л.Б., о чем указано в акте от ДД.ММ.ГГГГ. Усманова Л.Б., ознакомившись с представленными должностями, не выразила своего согласия, либо отказа от предложенных должностей, в связи с чем, ей было предложено
ДД.ММ.ГГГГ прибыть в <данные изъяты> к начальнику для беседы в случае ее согласия выбрать одну из предложенных должностей.
Усманова Л.Б. отказалась подписывать акт об ознакомлении с предложенными должностями, при том, что ей было предложено сразу не отказываться от предложенных должностей. Так же комиссией предложено Усмановой Л.Б. представить в канцелярию Министерства в письменной форме до конца дня ДД.ММ.ГГГГ свое отношение к предложенным должностям, что ею сделано не было, данное обстоятельство зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ. В состав комиссии входили она, Министр социальной защиты населения Тверской области ФИО3, начальник отдела организационной и кадровой работы ФИО6, первый заместитель министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7 и заведующий сектором правовой работы министерства Тверской области ФИО1, иногда в состав комиссии приглашали ФИО4, так как она могла дать пояснения по денежным выплатам. На заседания комиссий Усманова Л.Б. приходила, все предложенные ей для ознакомления документы подробно изучала. Когда Усмановой Л.Б. предлагали вакантные должности, она не высказывала своего мнения по поводу предложенных должностей, высказывала свое не согласие с должностными регламентами. О предстоящем сокращении истца предоставлялась информация в Центр занятости. Членом профсоюза Усманова Л.Б. не является.

 Свидетель ФИО6 суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. были представлены приказы об отмене приказа об увольнении и установлении рабочего места в кабинете № здания Министерства социальной защиты населения Тверской области, так же приказ о выплате компенсации морального вреда и причитающихся денежных выплат, приказ о восстановлении Усмановой Л.Б. в должности <...> Министерства социальной защиты населения Тверской области. Усманова Л.Б. ознакомившись с приказами, подпись об ознакомлении с ними отказалась ставить, при этом указала, что никакие документы вообще подписывать не будет. ДД.ММ.ГГГГ комиссия повторно собралась и уведомила Усманову Л.Б. о предстоящем сокращении ее должности. В комиссию помимо нее входили: Министр социальной защиты населения Тверской области ФИО3, заместитель начальника отдела Министерства Тверской области отдела организационной и кадровой работы ФИО8, первый заместитель министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7 и заведующий сектором правовой работы министерства Тверской области ФИО1 Иногда включали в состав комиссии ФИО4, так как она могла дать пояснения по денежным выплатам. Заседания комиссий проходили в кабинете Министра ФИО3, в кабинете ФИО7, Усманова Л.Б. приходила на каждое заседание и говорила, что подписывать никакие документы не будет. Заседания длились около 30 минут, так как потом Усманова Л.Б. начинала скандалить, все переговоры с Усмановой Л.Б. вел ФИО1, остальные члены комиссии старались в разговор не вступать. На заседании комиссии, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ
Усмановой Л.Б. в связи с сокращением замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области <данные изъяты>, была предложена вакантная должность <данные изъяты>, так как данная должность соответствовала ее квалификации Ознакомившись с должностным регламентом Усманова Л.Б. сказала, что ей эта должность не подходит, подписывать документ в подтверждение своего ознакомления отказалась, ей было дано время обдумать предложение, но ответ она так и не дала, и ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о том, что Усманова Л.Б. не представила свои пояснения и не выразила свое отношение к прилагаемой ей должности. Делали запросы во все органы государственной власти Тверской области о вакантных должностях государственной гражданской службы на момент сокращения должности Усмановой Л.Б. Была предоставлена информация о трех вакантных должностях в <данные изъяты>, которые подходили по квалификации Усмановой Л.Б. и были ей предложены на заседании комиссии, что отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ. Руководитель <данные изъяты> пояснил, что при согласии Усмановой Л.Б на одну из предложенных должностей ее примут без конкурса. ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. предложено до конца дня ДД.ММ.ГГГГ в письменном виде выразить свое отношение к предложенным должностям, что ею не было сделано, в связи с чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. На заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б., предложена вакантная должность <данные изъяты>, от которой она отказалась, пояснив, что ей не надо предлагать должности служащего, свое отношение к предложенной должности Усманова Л.Б. в письменном виде выражать отказалась, что зафиксировано в актах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии, на котором Усмановой Л.Б. представлен для ознакомления приказ об увольнении ее с государственной гражданской службы Тверской области и о расторжении служебного контракта, она с приказом ознакомилась, но подписывать документ об ознакомлении с приказом отказалась.

 Свидетель ФИО4 суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она присутствовала при том, когда Усмановой Л.Б. было оглашено уведомлении о сокращении замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области, подписывать уведомление Усманова Л.Б. отказалась, сказав, что вообще ничего подписывать она не будет. ДД.ММ.ГГГГ комиссия собиралась в кабинете у ФИО7, на данном заседании комиссии присутствовали так же Министр социальной защиты населения Тверской области ФИО3, заместитель начальника отдела Министерства Тверской области отдела организационной и кадровой работы ФИО8, начальник отдела министерства Тверской области отдела организационной и кадровой работы ФИО6, первый заместитель министра социальной защиты населения Тверской области ФИО7 и заведующий сектором правовой работы министерства Тверской области ФИО1

 Исследовав указанные доказательства, суд дал им оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, результаты которой отразил в решении суда.

 Тот факт, что суд не привел в решении суда показания свидетелей ФИО8, ФИО6, ФИО4, при том, что сослался на обстоятельства, показания о которых давали свидетели, не дает оснований для вывода об отсутствии в решении суда надлежащей оценки показаний свидетелей.

 Такая оценка судом дана. Суд признал, что показания свидетелей последовательны, логичны, согласуются с другими доказательствами, и оснований не доверять показаниям свидетелей не имеется.

 Доводы Усмановой Л.Б. о наличии у нее неприязненных отношений со свидетелем ФИО6, ничем не подтверждены, и не дают оснований к иной оценке показаний указанного свидетеля, допрошенного в судебном заседании, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не заявившего о наличии обстоятельств, которые могут повлиять на ее показания об обстоятельствах проведения организационно-штатных мероприятий в отношении Усмановой Л.Б. Показания данного свидетеля согласуются с другими доказательствами, имеющимися в деле, и судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с оценкой показаний данного свидетеля.

 Доводы Усмановой Л.Б. о несоответствии, составленных представителем нанимателя, актов об уведомлении ее об увольнении и о принятых мерах к ее трудоустройству, требованиям ГОСТ, правомерно не приняты судом во внимание. Требования ГОСТ, на которые ссылается истец, носят рекомендательный характер, и отсутствие в актах атрибутов, на которые указывает истец, не могут служить основанием к признанию данных актов недопустимыми доказательствами.

 Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец не отрицала того факта, что представитель нанимателя предлагал ей вакантные должности в <данные изъяты>. Между тем, как следует из акта, составленного в связи с данным предложением, своей подписью получение такого предложения от ответчика Усманова Л.Б. не удостоверила.

 Содержащиеся в указанных актах, показаниях свидетелей, объяснениях представителя ответчика сведения, опровергают доводы истца о том, что о сокращении она не уведомлялась, меры к ее трудоустройству не принимались.

 Суд, на основании оценки имеющихся в деле доказательств, признал установленным, что о сокращении занимаемой ею должности Усманова Л.Б. была уведомлена, в том числе после восстановления на работе, а именно ДД.ММ.ГГГГ, уведомление оглашено Усмановой Л.Б., расписаться в уведомлении она отказалась.

 Судом правомерно принято во внимание также и то обстоятельство, что ранее ДД.ММ.ГГГГ Усманова Л.Б. уже предупреждалась о сокращении замещаемой ею должности государственной гражданской службы Тверской области, в связи с чем в отношении нее проводились организационно-штатные мероприятия. Увольнение истца в ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения данных мероприятий признано судом незаконным только в связи с тем, что увольнение произведено в период временной нетрудоспособности истца.

 Решением суда истец восстановлена в ранее занимаемой ею должности, однако, ввиду отсутствия данной должности в штате Министерства, представитель нанимателя, восстановив истца на работе, правомерно начал в отношении истца проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реорганизацией, при этом вопреки доводам истца ответчик не обязан был вводить в штат Министерства должность <...> и решать вопрос о ее дальнейшем сокращении. Данная должность уже была сокращена, и ответчик обязан был провести в отношении Усмановой Л.Б., замещавшей эту должность, процедуру, связанную с сокращением этой должности государственной гражданской службы, в том числе принять меры к трудоустройству истца.

 Судом установлено, что в связи с предстоящим сокращением
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. ответчиком предложена к замещению вакантная должность государственной гражданской службы Тверской области <данные изъяты>. Подписать соответствующие акты истец отказалась, фактически выразив отказ от предложенной должности.

 Доводы истца о том, что предложение указанной должности государственной гражданской службы Тверской области не может быть принято во внимание при оценке законности ее увольнения, должностные обязанности государственного служащего по данной должности существенно отличаются от ранее исполняемых ею обязанностей, выводы суда не опровергают. Оценке в данном случае подлежало не соотношение обязанностей государственного гражданского служащего по прежней должности и по должности предлагаемой для замещения, а соответствие уровня квалификации Усмановой Л.Б., ее профессионального образования и стажа гражданской службы, работы по специальности возможности замещения этой предлагаемой должности гражданской службы. Для замещения на предложенную истцу должность заявлено требование о наличии юридического образования, которым истец обладает, учитывая ее опыт работы, уровень знаний, представитель нанимателя сделал вывод о соответствии Усмановой Л.Б. данной должности. Оснований не соглашаться с такими выводами ответчика судебная коллегия не находит.

 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. предложены для замещения должности в <данные изъяты>, а именно <данные изъяты>. Намерение на замещение указанных должностей истец не выразила.

 Доводы истца об отсутствии у ответчика права при проведении организационно-штатных мероприятий в отношении государственного гражданского служащего предлагать должности государственной гражданской службы в ином органе государственной власти Тверской области, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Наличие договоренности у ответчика о принятии Усмановой Л.Б., при наличии ее волеизъявления, на соответствующие должности в Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, ответчиком доказано.

 ДД.ММ.ГГГГ Усмановой Л.Б. предложена должность старшего эксперта отдела организации социальных услуг ветеранам и пожилым гражданам. От указанной должности Усманова Л.Б. отказалась, что было зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ.

 Иной возможности для трудоустройства Усановой Л.Б. у ответчика не имелось.

 В период с момента восстановления истца на работе до ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве социальной защиты населения Тверской области имелись должности государственной гражданской службы и должности служащих, часть из которых замещены в указанный период, часть остались вакантными на день увольнения Усмановой Л.Б.

 Имелись должности служащих: <данные изъяты>.

 Имелись должности государственной гражданской службы Тверской области: <данные изъяты>.

 Должностные регламенты и должностные инструкции, квалификационные требования по указанным должностям были определены, как следует из представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции документов, за исключением должностного регламента по должности  <данные изъяты>. Должностной регламент главного специалиста-эксперта отдела социальной помощи семье и детям утвержден ДД.ММ.ГГГГ.

 Из имевшихся вакантных должностей государственной гражданской службы, кроме должности главного <данные изъяты>, иные не могли быть замещены истцом с учетом ее образования и предъявляемых требований. Должность <данные изъяты> являлась, по сравнению с ранее занимаемой истцом должностью, вышестоящей и ответчик не обязан был, вопреки доводам истца, предлагать ей данную должность. Данных о том, что истец была лишена возможности принять участие в конкурсе на замещение данной должности, в деле не имеется.

 Должности служащих в качестве возможных для трудоустройства истцом не рассматривались. Как пояснила истец, она не имела намерения замещать должности, не относящиеся к государственной гражданской службе.

 Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что в период с момента восстановления истца на работе до ДД.ММ.ГГГГ, возможность трудоустроить истца на иную должность государственной гражданской службы в Министерстве социальной защиты населения Тверской области отсутствовала.

 Действия истца, которой предлагались должности государственной гражданской службы, свидетельствуют об ее отказе от замещения предложенных должностей.

 Служба занятости уведомлена ответчиком о предстоящем увольнении Усмановой Л.Б. Допущенное нарушение сроков уведомления, не повлекло нарушения прав истца и не дает оснований для вывода о незаконности произведенного увольнения Усмановой Л.Б., своевременно предупрежденной об увольнении, отказавшейся от продолжения государственно-служебных отношений.

 В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

 Действительно в законе не имеется прямого указания на то, что такое уведомление должно производиться только применительно к государственным служащим, являющимся членами профсоюзной организации. Однако с учетом того, что Усманова Л.Б. членом профсоюзной организации не является, а также недоказанности наличия в данном государственном органе выборного профсоюзного органа, отсутствие такого уведомления не может рассматриваться в качестве нарушения порядка увольнения, нарушения прав истца, влекущего восстановление истца на службе.

 При таких обстоятельствах ссылки истца на то, что она не была уведомлена о сокращении и увольнении, должности государственной гражданской службы ей не предлагались, служба занятости не информировалась о ее увольнении, суд обоснованно признал несостоятельными.

 Судебная коллегия считает установленным факт надлежащего уведомления истца о возможном увольнении в связи с проводимыми у ответчика организационно-штатными мероприятиями, факт соблюдения ответчиком сроков издания приказа об увольнении истца с занимаемой должности, факт предложения истцу должностей государственной гражданской службы, волеизъявление за занятие которых она не выразила, тем самым отказалась от их замещения.

 Таким образом, у ответчика имелись основания для увольнения истца по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порядок увольнения по указанному основанию не нарушен.

 Оснований для отмены решения суда, сделавшего вывод о законности увольнения истца, не имеется. Требованиям Гражданского- процессуального кодекса РФ о содержании решения, обжалуемое решение соответствует.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Московского районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Усмановой Л.Б. и апелляционное представление участвовавшего в деле помощника прокурора Московского района города Твери – без удовлетворения.

 Председательствующий: Л.Г. Буланкина

 Судьи: С.Н. Пойменова

 М.В. Гудкова