ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3051 от 12.08.2014 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

 Председательствующий по делу            Дело № 33-3051-2014

 судья Недзельский А. А.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

 Председательствующего судьи            Иванова А. В.

 судей краевого суда                    Смолякова П. Н.

                                     ФИО1

 при секретаре                         Некрасовой Ю. А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 августа 2014 года гражданское дело по искам ФИО2, ФИО3, ФИО4 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первочиндантский детский сад «Теремок», Администрации муниципального района «Ононский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы

 по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Забайкальского края по доверенности ФИО5

 на решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:

 Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить частично.

 Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первочиндантский детский сад «Теремок» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> с учетом НДФЛ:

     -    в пользу ФИО2 в размере <данные изъяты> рублей;

 за период с <Дата> по <Дата> с учетом НДФЛ:

     -    в пользу ФИО4 в размере <данные изъяты> копеек.

     -    в пользу ФИО3 за февраль 2014г. в размере <данные изъяты> копеек;

     Обязать администрацию муниципального района «Ононский район» Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Первочиндантский детский сад «Теремок» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Первочиндантский детский сад «Теремок» в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели, за счет средств бюджета Забайкальского края.

 Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Первочиндантский детский сад «Теремок» начиная с <Дата> производить начисление заработной платы ФИО2, ФИО3, ФИО4 при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.

 Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Первочиндантский детский сад «Теремок» в доход бюджета муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

 Заслушав доклад судьи краевого суда Иванова А. В., судебная коллегия

 установила:

 ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на то, что они работают в МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок» и размер их заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составлял сумму минимального размера оплаты труда. Просили суд взыскать с работодателя недоначисленную и невыплаченную заработную плату, кроме того, истцы просили обязать ответчика, начиная с <Дата> производить начисление и выплату им заработной платы не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда, и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

 Гражданские дела по искам ФИО2, ФИО3, ФИО4 объединены в одно производство на основании ст. 151 ГПК РФ.

 Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов <адрес>.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов <адрес> по доверенности ФИО5 просит решение отменить в части привлечения Министерства финансов Забайкальского края к субсидиарной ответственности по обязательствам МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок». Полагает, что у суда не было правовых оснований для этого. Министерство финансов края организует исполнение бюджета. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края и в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования осуществляется путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда. Субвенции в утвержденных объемах направлены в бюджет муниципального района «Ононский район», бюджет Забайкальского края на 2013 год исполнен. Фонд оплаты труда на 2014 год бюджетным законодательством утвержден, средства бюджета перечисляются в рабочем, плановом порядке финансовым органом Министерству образования, науки и молодежной политики края в соответствии с заявками последнего. Фактов недофинансирования из бюджета края не установлено, что и не было предметом иска по данному делу. Распределение средств субвенций между получателями, а также определение порядка их расходования осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, Министерство финансов края в этом участия не принимает. Бюджетные правоотношения в данном случае распространяются только на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выделение денежных средств напрямую общеобразовательным учреждениям законодательно не предусмотрено. Главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство образования, науки и молодежной политики края, который и отвечает от имени субъекта по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Выделение денежных средств бюджета сверх бюджетных ассигнований не входит в полномочия Министерства финансов и противоречит действующему законодательству. В резолютивной части решения отсутствует указание на источник финансирования – средства бюджета Забайкальского края.

 Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, ФИО2 в спорный период работала в должности прачки и по совместительству кастеляном, ФИО3 – в должности кочегара, ФИО6 – в должности повара в МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок».

 С учетом перечисленных выплат, заработная плата истцов не превышала минимальный размер оплаты труда, что не соответствует нормам трудового законодательства.

 Разрешая спор, и, частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст.20, 129, 133, 133.1, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для частичного удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем нарушены трудовые права истцов при начислении и выплате заработной платы.

 Правомерны выводы суда о необходимости исчисления оплаты труда истцам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, начисленных на заработную плату, составляющую не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

 Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.

 В то же время, в жалобе обоснованно указано на то, что Министерство финансов края, как финансовый орган субъекта, не отвечает по обязательствам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в части формирования фонда оплаты труда, выплаты заработной платы работникам в установленным законодательством порядке. Приведенные доводы жалобы заслуживают внимания судебной коллегии.

 По Положению, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края <Дата> № 93, Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по предоставлению государственных услуг, функции по контролю в пределах установленных полномочий. Министерство является финансовым органом края.

 Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 Министерство выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если в соответствии с действующим законодательством эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (п.9.9. Положения).

 В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

 В соответствии со ст.158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп.4, 5 п.1 ст.158).

 В соответствии с п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением <адрес> от <Дата> №186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами <адрес>.

 Следовательно, Министерство образования, науки и молодежной политики края – главный распорядитель бюджетных средств, направленных для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.

 В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от <Дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края от <Дата> №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

 Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

 Статьей 3 Закона Забайкальского края от <Дата> №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

 В соответствии с п.3 Постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> № «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2013 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях» предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2013 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

 Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от <Дата> № «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» Министерство финансов Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения сводной заявки на финансирование субвенций перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

 Из вышеизложенного следует, что Министерство финансов края не является органом исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников бюджетных общеобразовательных учреждений. Указанное позволяет прийти к выводу о том, что Министерство финансов края надлежащим ответчиком по делу не является.

 Надлежащим ответчиком в рассматриваемых правоотношениях является Министерство образования, науки и молодежной политики края, как главный распорядитель средств бюджета и уполномоченный орган исполнительной власти, участвующий в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и финансированию в этой части.

 Поэтому решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство финансов Забайкальского края обязанности по финансированию МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок» денежными средствами для выплаты сумм заработной платы истцам в случае их недостаточности подлежит изменению, такое указание – исключению из судебного акта.

 Кроме того, в силу ч.2 ст.327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

 В силу п.2 ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса и в соответствии со ст.9 Кодекса муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.

 Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).

 Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).

 Принимая во внимание изложенные нормы об исполнении расходных обязательств муниципального образования и полномочиях главного распорядителя бюджетных средств – Министерства образования, науки и молодежной политики края для определенности при исполнении решения суда следует уточнить, что Администрация муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края несут обязанность по финансированию бюджетного общеобразовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

 В этой части решение суда судебной коллегией дополняется в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права о финансировании фонда оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений.

 В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения при отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены или изменения.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата> изменить в части.

 Исключить из решения суда вывод о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок» денежными средствами для выплаты взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок».

 Обязать Администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать МБОУ «Первочиндантский детский сад «Теремок» денежными средствами для выплаты заработной платы истцам в случае их недостаточности за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.

 В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО5 – без удовлетворения.

          Председательствующий                    Иванов А. В.

         Судьи                                 Смоляков П. Н.

                                     ФИО1