Судья Гринина Н.А. Дело № 33-3054/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 22 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Коробченко Н.В.,
судей областного суда Чернышовой Ю.А., Радкевича А.Л.,
при секретаре Поддубновой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 мая 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признания права собственности в порядке приватизации,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указав, что 3 февраля 2012 года на состав семьи 2 человека: ФИО1 и сын ФИО7, истец получила служебное жилое помещение - <данные изъяты> комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является муниципальным. В 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Однако получила отказ, поскольку жилое помещение является служебным. Истец просила суд признать спорное жилое помещение утратившим статус служебного жилого помещения, признать за ФИО1 право пользования жилым помещением на основании договора социального найма с последующей приватизацией.
В судебное заседание истец ФИО1, извещенная надлежащим образом, не явилась.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» ФИО3 просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что статус спорной квартиры после передачи жилого дома в муниципальную собственность изменился, следовательно жилое помещение утрачивает статус служебного, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При рассмотрении дела судом не выяснены обстоятельства законности включения жилого помещения в специализированный жилой фонд.
На заседание судебной коллегии ФИО1, представитель ФИО1 по доверенности ФИО2, представитель ответчика администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. В материалах дела имеется заявление представителя администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
На основании части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (часть 2 статьи 4).
Таким образом, служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору найма ФИО1 на состав семьи 2 человека (истец и сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 договора найма жилое помещение предоставляется ФИО1 в связи с трудовыми отношениями в в/ч гарнизона.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании постановления администрации главы ЗАТО г. Знаменск Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ введено в разряд служебных. В настоящее время жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, является служебным. Жилое помещение закреплено за гарнизоном.
26 сентября 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» с заявлением о передаче в собственность указанное жилое помещение.
3 октября 2017 года администрацией муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» вынесено решение об отказе в передаче в собственность жилого помещения, поскольку в соответствии с решением Совета ЗАТО Знаменск от 28 января 2016 года № 7 «О признании утратившим силу решения Совета ЗАТО Знаменск от 29 мая 2014 года № 27 «О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда» приватизация жилых помещений на территории ЗАТО Знаменск прекращена.
Согласно справке отдела по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» № от 14 мая 2018 года ФИО1 на учете в администрации в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма не состоит. Малоимущей в соответствии с положениями статьи 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации не признана.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, исходил из того, что поскольку спорное жилое помещение является служебным и согласие собственника на его отчуждение не имеется, правовые основания для удовлетворения требований истца у суда отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение в силу закона утратило статус служебного жилого помещения, не может повлечь отмены судебного постановления, поскольку основан на неправильном применении норма материального права.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Таким образом, до 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения органа местного самоуправления независимо, от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
На основании постановления главы администрации «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» №943 от 7 декабря 2000 года <адрес> введена в разряд служебных.
Вопреки доводам апелляционной жалобы занимаемое истцами жилое помещение передано во владение и пользованием ФИО1 не на условиях договора социального найма жилого помещения, а имеет статус служебного, в силу закона не подлежит приватизации, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на приватизацию спорной квартиры.
Несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не выяснены обстоятельства законности включения жилого помещения в специализированный жилой фонд, поскольку указанное постановление главы администрации «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» №943 от 7 декабря 2000 года не оспаривалось, незаконным не признавалось.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Выводы суда первой инстанции в постановленном решении обоснованы, мотивированы, соответствуют конкретным обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, которые применены и истолкованы судом верно. Оценка доказательств, данная судом, соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, не усматривается.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.
.
.