ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3055/2013 от 09.09.2013 Брянского областного суда (Брянская область)

Судья Саворинко Г.П.                                 Дело № 33-3055/2013

                          АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в        составе:

председательствующего                                         Парамоновой Т. И.

судей областного суда                                       Стоян Е. В..

                                                                      ФИО1

при секретаре                                                           Макеевой Е. А.

с участием прокурора                                              Николаевой С. Н.

        рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стоян Е. В. «9» сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе А. на решение Брянского районного суда Брянской области от 3 сентября 2013 года по заявлению А. о признании недействующим со дня принятия решения территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области №9 от 21 июня 2013 года «О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва»,

                                    УСТАНОВИЛА:

А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что выдвинут кандидатом в депутаты Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва. Заявитель полагает, что решение территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Добрунское сельское поселение») №9 от 21 июня 2013 года «О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва» принято избирательной комиссией с превышением компетенции, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом Брянской области от 26 июня 2008 года №54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области». Кроме того, в нарушение положений действующего законодательства, данное решение не было опубликовано в средствах массовой информации.

Считая указанное решение территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области незаконным, А. просил суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области от 21 июня 2013 года №9 и признать недействующим полностью со дня принятия.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 3 сентября 2013 года в удовлетворении заявления А. отказано.

В апелляционной жалобе А. просит отменить вышеуказанное решение суда, считает его незаконным, основанным на неправильном применении норм права и принять новый судебный акт об отмене решения территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Добрунское сельское поселение») от 21 июня 2013 года №9 «О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва» и признать указанное решение недействующим полностью со дня его принятия. Считает, что суд не применил нормы пункта 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункт 14 статьи 39 закона Брянской области от 26 июня 2008 года №54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», согласно которым порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов при проведении выборов в органы местного самоуправления определяется избирательной комиссией Брянской области. В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя А., А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Брянского районного суда Брянской области от 3 сентября 2013 года отменить, принять новый судебный акт об отмене решения территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Добрунское сельское поселение») от 21 июня 2013 года №9 «О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва» и признать указанное решение недействующим полностью со дня его принятия.

Представитель территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области ФИО2, представитель избирательной комиссии Брянской области ФИО3 возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.

          Иные лица, участвующие по делу, не явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Стоян Е. В., объяснения А., действующего в интересах А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области ФИО2, представителя избирательной комиссии Брянской области ФИО3, мнение прокурора Николаевой С. Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, решением Добрунского сельского Совета народных депутатов Брянского района Брянской области №2.42.1 от 19 июня 2013 года назначены выборы депутатов Добрунского сельского Совета народных депутатов Брянского района Брянской области на 8 сентября 2013 года.

Решение о назначении выборов было опубликовано в газете «Деснянская правда» 21 июня 2013 года.

Как установлено в суде, А. выдвинут кандидатом в депутаты Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по одномандатному избирательному округу №10.

Решением территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии №10 муниципального образования «Добрунское сельское поселение») №3 от 2 августа 2013 года А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 и подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5,6,8,9,10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва утвержден решением территориальной избирательной комиссии Брянского района Брянской области №9 от 21 июня 2013 года. Указанный Порядок предусматривает, что если на территории муниципального образования зарегистрировано не более пяти тысяч избирателей, создание кандидатом избирательного фонда и открытие специального избирательного счета необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат письменно уведомляет избирательную комиссию Брянского района об указанных обстоятельствах согласно Приложения №1.

Из материалов дела усматривается, что А. получил в избирательной комиссии разрешение на открытие специального избирательного счета. Однако, о создании специального избирательного фонда кандидата, путем предоставления в избирательную комиссию соответствующего уведомления и первого финансового отчета, либо письменного уведомления об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального избирательного счета в установленном порядке, территориальную избирательную комиссию не уведомил.

Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 1 статьи 39 закона Брянской области от 26 июня 2008 года №54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» согласно которому кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу обязан создать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

В соответствии с названными нормами права несоздание кандидатом избирательного фонда возможно при двух условиях, если число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Также, установлена обязанность кандидата уведомить соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

В ходе судебного разбирательства А. суду не представил доказательств подтверждающих, что он уведомил территориальную избирательную комиссию Брянского района Брянской области об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального избирательного счета.

Согласно подпункту «и» пункта 4 статьи 25 закона Брянской области от 26 июня 2008 года №54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» несоздание кандидатом избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно).

Учитывая системный анализ изложенных норм законодательства и оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что при вынесении решения об отказе А. в регистрации кандидатом в депутаты Добрунского сельского Совета народных депутатов третьего созыва, территориальная избирательная комиссия Брянского района Брянской области не допустила нарушений норм действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы А. аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом исследования и надлежащей оценки последнего и не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

Руководствуясь изложенным и статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 3 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. без удовлетворения.

Председательствующий:                       Парамонова Т. И.

Судьи областного суда:                                           Стоян Е. В.

                                                                                              ФИО1