ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3062/19 от 02.09.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья Акимова Е.А. Дело № 33-3062/2019

Докладчик Тельных Г.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«В удовлетворении исковых требований Комаровой Инны Михайловны к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области о признании недостоверной суммы оценки инвентаризационной стоимости помещения, пересмотре результатов оценки, перерасчете налога за 2015, 2016, 2017 г.г., – отказать.».

Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Комарова И.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» о признании суммы оценки инвентаризационной стоимости помещения недостоверной, пересмотре результатов оценки, указывая, что является собственником нежилого помещения<адрес>. В декабре 2018 года истице стало известно о том, что сумма оценки инвентаризационной стоимости указанного помещения, произведённая ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» для целей обложения налогом, - является недостоверной, поскольку определена с существенными нарушениями установленного для указанных целей порядка, чем нарушены её имущественные права. Просила признать оценку инвентаризационной стоимости указанного помещения для целей обложения налогом, произведённую ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» в сумме 951 977 руб., – недостоверной; установить достоверную инвентаризационную стоимость в целях налогообложения помещения, по состоянию на 2012 год, в соответствии с установленным порядком оценки.

Впоследствии истец Комарова И.М. увеличила исковые требования и просила также привлечь к участию в деле в качестве соответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области, возложив на нее обязанность произвести перерасчет суммы имущественного налога на принадлежащее ей помещение в соответствии с достоверной суммой инвентаризационной стоимости, установленной и исчисленной для целей налогообложения объекта недвижимости в соответствии с установленным законом порядком оценки за налоговый период 2015, 2016, 2017 г.г., в том числе, в случае неосуществления расчета инвентаризационной стоимости в целях налогообложения, а, соответственно, не определения и размера налога на указанный объект налогообложения, выведения его из налогообложения.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Указала, что инвентаризационная стоимость помещения должна определяться в соответствии с пунктом 3.3 Порядка оценки по соотношению показателей кубических или квадратных метров помещения истца и общей площади объекта в целом. Восстановительная стоимость общей площади объекта в целом по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости, установленных для аналога объекта оценки, в котором расположено помещение истицы и неотъемлемой частью которого оно является, с учётом единого функционального показателя – кубический метр либо квадратный метр, а для определения как восстановительной стоимости, так и величины стоимостного выражения физического износа на момент оценки используется объем или площадь объекта оценки в целом.

Представитель ответчика - ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, поддержавшую жалобу, представителя ответчика ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» ФИО3, возражавшего против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

По смыслу статей 402, 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объекта налогообложения, в данном случае детского лагеря на территории Липецкой области, до 01 января 2020 года определяется как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.

Налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости, если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) не установлена единая дата начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также, если объект налогообложения не относится в соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.

Налоговая база по налогу до 01 января 2015 года в соответствии с Законом № 2003-1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» (действовал до 01 января 2015 года) определяется исходя из инвентаризационной стоимости. В соответствии с инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 02 ноября 1999 года № 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен, строительную продукцию, работы и услуги. Инвентаризационная стоимость определяется в соответствии с порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04 апреля 1992 года № 87 (Приказ Минстроя России от 04 апреля 1992 года № 87). В Приказе устанавливается, что определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Согласно Закону налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества, определенная бюро технической инвентаризации и представленная в налоговые органы до 01 марта 2013 года, с учётом коэффициента-дефлятора.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01 января 2013 года государственный технический учёт и расчёт инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.

В целях обеспечения возможности исчисления налога на имущество физических лиц, начиная с 2013 года принят Федеральный закон от 02 ноября 2013 года № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий внесение изменений в Закон № 2003-1 в части установления обязанности налоговых органов производить исчисление налога на имущество физических лиц, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, с учётом коэффициента-дефлятора.

Указанные изменения вступили в силу с 01 января 2014 года.

На основании статьи 8 Федерального закона от 01 ноября 2013 года № 306-ФЗ положения Закона № 2003-1 в редакции Федерального закона применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.

На основании ст. 5 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, исчисление налога производится налоговыми органами, налог исчисляется ежегодно на основании данных об инвентаризационной стоимости. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 13 октября 1997 года № 1301 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 338, п. 6, п. 7 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства от 04.12.2000 г. № 921 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 338 (документ утратил силу 01.07.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 546,) установлено, что техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства, при этом техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>, которое при сдаче многоквартирного жилого дома в эксплуатацию являлось квартирой, впоследствии было переведено в нежилое помещение.

18 декабря 2018 года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику с просьбой пересмотреть инвентаризационную стоимость помещения как объекта налогообложения, а также указывала, что принадлежащее ей помещение не включено и не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, порядком определения вида фактического использования, установленным с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также указала, что помещение не используется для извлечения прибыли.

ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» отказало в удовлетворении заявления ФИО1, ссылаясь на то, что на 01 января 2013 года инвентаризационная стоимость помещения составляет 951 977 руб. и исчислена исходя из Постановления администрации Липецкой области от 19 июля 2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения в 2012 года».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом положений ст. 5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», п. п. 6, 7, 9, 10, 12 Положения «Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 (действовавшего с 07.09.2010 г. по 8.07.2013 г.), п. п. 2, 3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя и МНС России от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67, Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом ФИО1 исковых требований.

В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

Согласно пункту 10 указанного Положения, проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Правила определения инвентаризационной стоимости содержатся в Порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденном приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок оценки от 04.04.1992 № 87).

Согласно пунктам 1.2 -1.4 Порядка от 04.04.1992 № 87, заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.

Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

Пунктом 3.1 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87 установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87).

Согласно п. 3.2.1 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87, определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

Из ответа ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» следует, что расчет инвентаризационной стоимости помещения осуществлен в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 19 июля 2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 году».

Согласно п. 3.2.2 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87, физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.

Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения».

Действительная инвентаризационная стоимость в ценах 1969 г. нежилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными технического паспорта на период обследования в 2008 году составила 12 282 руб.

Расчет инвентаризационной стоимости произведен в соответствии с положениями постановления Госстроя СССР от 11.05.1983 г. № 94, письмом Госстроя СССР от 06.09.1990 г. № 14-Д (по отраслям народного хозяйства), где индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991 г. составляет 1,889.

Установлено, что инвентаризация здания, расположенного по адресу: <адрес>, проводилась 29 мая 2000 года, год постройки здания - 2000. Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования. Согласно проведенному обследованию здания установлено отсутствие физического износа здания.

Исходя из положений вышеприведенных норм законодательства о техническом учете, величина фактического физического износа может быть установлена только в результате проведения инвентаризации в натуре, которая должна проводиться не позднее, чем раз в пять лет по заявлению и договору с заинтересованным лицом.

Истец является собственником данного имущества с 04.05.2008 года на основании договора купли-продажи от 18.04.2008 г. с ООО «Дейи», после обследования 02.04.2007 г. года за проведением технической инвентаризации в орган технического учета собственник помещения не обращался.

Довод истца о том, что орган технической инвентаризации обязан за свой счет и по своей инициативе проводить инвентаризацию объектов недвижимости в натуре, не основан на законе.

Поскольку соответствующих заявок на проведение инвентаризации помещения не подавалось, первичная инвентаризация многоквартирного дома и спорного помещения была произведена, то орган технической инвентаризации обоснованно руководствовался теми необходимыми и достаточным существенными характеристиками нежилого помещения , которые были установлены при обследовании 02.04.2007 г. и отражены в выкопировке технического паспорта по состоянию на 14.03.2008 г.

В связи с установленными по делу обстоятельствами, анализом приведенных выше правовых норм, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при отсутствии данных об инвентаризации строения после 2008 года, которая могла быть проведена по заявлению правообладателя объекта недвижимости, расчет инвентаризационной стоимости правильно произведен с учетом данных последней инвентаризации и предусмотренных коэффициентов. Данный расчет судом первой инстанции тщательно проверен и является верным. Соответственно, оснований для назначения судебной экспертизы с целью проверки такого расчета, не имеется.

Правомерен и вывод суда об отсутствии оснований для установления инвентаризационной стоимости принадлежащего истцу нежилого помещения на основании представленного истцом расчета, поскольку он основан на показателях, которые не могут выступать сведениями инвентаризационной стоимости спорного объекта в целях определения налоговой базы после 2013 года.

Каких-либо бесспорных доказательств, безусловно опровергающих выводы суда, в материалы дела не представлено и к апелляционной жалобе не приложено.

Соответственно, установив правильность расчета налогооблагаемой базы, суцд правильно отказал в иске к обоим ответчикам.

Ссылки в жалобе на то, что не рассмотрел в полном объеме заявленные исковые требования, не состоятельны.

Так в исковом заявлении об увеличении исковых требований (л.д. 75-90 т.1) в п. 2,3,3.1, 3.2, 3.3, 3.4 содержались не исковые требования, а процессуальные ходатайства, которые правильно были расценены судом в качестве таковых и разрешены соответствующим образом.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, считая их законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание вывода суда, несостоятельны и сводятся к иной оценке доказательств и ошибочному толкованию законодательства.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствам, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и в апелляционной жалобе третьим лицом по существу не опровергнуты.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Липецка от 3 июня 2019 годаоставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1– без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна.

Судья:

Секретарь: