ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3063 от 11.09.2013 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Серова Ю.Н.

№ 33-3063-2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

11 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Пырч Н.В.,

Судей

Серовой М.Г.,

Яцун Е.М.,

при секретаре

Малышевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области к Управлению Государственной службы занятости населения Мурманской области об отмене предписания Управления Государственной службы занятости населения Мурманской области от _ _  2013 года № *,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 июня 2013 года,   по которому постановлено:

«В удовлетворении заявленных требований Управления ФСКН по Мурманской области о признании незаконным предписания Управления Государственной службы занятости населения Мурманской области от _ _  2013 года № * – отказать».

Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., объяснения заявителей представителей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области по доверенности Сидорова В.В. и Нижник Ю.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила:

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области (далее – УФСКН России по МО) обратилось в суд с заявлением к Управлению Государственной службы занятости населения Мурманской области (далее – УГСЗН МО) об отмене предписания УГСЗН МО от _ _  2013 года № *.

В обоснование заявления указано, что _ _  2013 года УГСЗН МО в адрес УФСКН России по МО выдано предписание об устранении нарушении законодательства в области трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

В предписании содержатся требования о создании либо выделении мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в количестве 5 рабочих мест, в том числе, одно специальное, до _ _  2013 года.

Полагая указанное предписание незаконным, заявитель указал, что оно выдано без учета требований законодательства, нарушает права должностного лица – руководителя УФСКН России по МО.

Так, в акте проверки, проведенной УГСЗН МО, отражено, что среднесписочная численность работающих составляла 253 человека, в то время как Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов» установлено, что основанием для выделения квоты выступает численность работников, а не среднесписочная численность.

Из указанной в акте проверки среднесписочной численности в 253 человека, сотрудниками укомплектовано 218 человек. Сведения о количестве сотрудников не могут учитываться в численности работников.

Возложенные на органы наркоконтроля задачи предопределяют специальный правовой статус сотрудников этих органов. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы наркоконтроля, и сотрудников, замещающих должности в этих органах, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля не может быть заключен, а гражданин не может проходить службу в органах наркоконтроля, если он не соответствует определенным требованиям, в частности, в случае наличия у него подтвержденного медицинским заключением военно-врачебной комиссии заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей.

С учетом того, что по штату общая численность должностей работников и госслужащих составляет 50 единиц, из которых по состоянию на _ _  2013 года укомплектованы 35 должностей, при фактической численности работников в 22 человека требование о создании шести рабочих мест для инвалидов является неправомерным.

На основании изложенного заявитель просил суд отменить предписание УГСЗН МО от _ _  2013 года № *.

В судебном заседании представитель УФСКН России по МО Кривошеина В.В. поддержала заявленные требования.

Представители заинтересованного лица УГСЗН МО Пахалков А.А., Изотова П.А. с заявлением не согласились.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник УФСКН России по МО Мавлютов Р.И. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Полагает, что положения статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не распространяются на УФСКН России по МО.

В силу пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», пункта 1 Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСКН РФ от 27 июня 2008 года № 199, УФСКН России по МО является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение правоохранительной службы.

Упоминаемые в пункте 5 Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года № 976 организации, подведомственные ФСКН России, являются учреждениями, не отнесенными к органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусматривается прохождение государственной (правоохранительной) службы.

Таким образом, применительно к ФСКН России, установленная статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по квотированию рабочих мест возлагается на иные организации, подведомственные ФСКН России и не относящиеся к органам.

Не может быть возложена на УФСКН России по МО обязанность выделения (создания) квоты рабочих мест для инвалидов, создания специального места для инвалида и в силу того, что численность УФСКН России по МО не превышает 100 человек.

Фактическая численность работников составляет 22 человека, по штату численность должностей работников – 32 единицы. Суд неправомерно в составе численности работников в целях квотирования рабочих мест учел должности, замещаемые сотрудниками, проходящими правоохранительную службу, в количестве 212 единиц, поскольку в органах наркоконтроля правовое положение работника существенно отличается от статуса сотрудника.

Порядок и условия поступления на правоохранительную службу и ее прохождения установлены Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года № 613.

Одним из обязательных критерием при приеме на службу в органы наркоконтроля является состояние здоровья, определяющее пригодность этих сотрудников для выполнения должностных обязанностей. Гражданин не может проходить службу в органах наркоконтроля в случае наличия у него подтвержденного медицинским заключением военно-врачебной комиссии заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей. Таким образом, инвалид, имеющий нарушение здоровья, не может быть включен в число сотрудников органов наркоконтроля.

Кроме того, указывает на отсутствие у начальника УФСКН России по МО самостоятельных полномочий по созданию новых рабочих мест.

Судом также не учтен довод представителя УФСКН России по МО об отсутствии реальной возможности выделения рабочих мест, в связи с необходимостью соблюдения законодательства о защите государственной тайны. Вместе с тем, наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выступает основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

Из 32 должностей работников УФСКН России по МО 23 подлежат замещению лицами, имеющими допуск к государственной тайне. Установленная УГСЗН МО квота в 5 должностей фактически подлежит выделению из имеющихся 9 должностей работников, к которым предъявляются требования по состоянию здоровья.

Ссылка суда на положения приказа Росстата от 24 октября 2011 года № 435, регламентирующего порядок определения среднесписочной численности, неправомерна.

Необоснованным является отказ суда в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения предписания УГСЗН МО от _ _  2013 года № *.

Невозможность исполнения предписания в срок до _ _  2013 года обусловлена необходимостью реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2012 года № 999 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», в соответствии с которым УФСКН России по МО требуется достаточное количество времени для решения вопросов, связанных с сокращением штатов, выделением новых рабочих мест.

Полагает, что копии справок организаций о квотировании рабочих мест не подлежали приобщению к материалам дела, поскольку в указанных организациях не предусмотрено прохождение правоохранительной либо иной, приравненной к военной, службы сотрудниками, численность в целях квотирования определена исходя из количества работников.

Кроме того, в нарушение положений статей 71, 181, 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копии названных справок не были переданы заявителю, а возражения в письменной форме относительно требования должностными лицами УГСЗН МО вручены представителю заявителя в ходе судебного разбирательства _ _  2013 года.

Обращает внимание на отсутствие в распоряжении УГСЗН МО о проведении проверки от _ _  2013 года обязательного реквизита, подлежащего включению в приказ о проведении проверки, – перечня административных регламентов проведения мероприятия по контролю. Указанное, по мнению подателя жалобы, является нарушением требований по организации и проведению проверок, в связи с чем результаты такой проверки не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства нарушения заявителем обязательных требований в сфере соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица Управления государственной службы занятости населения Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.

В суд поступило ходатайство от представителя Управления государственной службы занятости населения Мурманской области, в котором просят дело отложить, в связи с нахождением должностного лица Пахалкова А.А. в отпуске.

Данное ходатайство судебной коллегией оставлено без удовлетворения, поскольку приведенные причины для отложения дела являются неуважительными.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований УФСКН России по Мурманской области об отмене предписания УГСЗН МО от _ _  2013 года № *, суд исходил из того, что списочная численность работников УФСКН России по Мурманской области составляет 253 человека, в связи с чем на УФСКН России по Мурманской области должна быть возложена обязанность по установлению 5 рабочих мест, в том числе 1 специального, в рамках квоты для инвалидов.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов» организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Мурманской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.

Как установлено судом и следует из материалов дела, _ _  2013 года на основании распоряжения от _ _  2013 года № * УГСЗН МО в отношении УФСКН России по МО была проведена плановая выездная проверка приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно акту проверки от _ _  2013 года № * выявлены нарушения обязательных требований, а именно, квота рабочих мест для инвалидов не выполнена, при среднесписочной численности работающих 253 человека.

_ _  2013 года УГСЗН МО в адрес и.о. начальника УФСКН России по Мурманской области выдано предписание № * об устранении нарушений законодательства в области трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, в котором содержится требование обеспечить создание или выделение мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в количестве 5 рабочих мест, в том числе 1 специальное, до _ _  2013 года.

Из приведенных положений статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 1 статьи 8 Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов» следует, что, исходя из общей численности предприятия, в пределах установленной законом квоты, должно быть определено количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года №976, ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации, межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также через организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.

В силу пункта 1 Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСКН России от 27 июня 2008 года № 199, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации является территориальным органам Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, входящим в систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Управление ФСКН России по Мурманской области поименовано в Перечне управлений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъектам Российской Федерации, являющемся Приложением к Типовому положению, утвержденному Приказом ФСКН России от 27 июня 2008 года № 199 (пункт 43).

В соответствии с пунктами 1, 7 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613, (далее – Положение о правоохранительной службе) правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.

В целях технического обеспечения деятельности органов наркоконтроля в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников органов наркоконтроля.

Разделом II Положения о правоохранительной службе установлены ограничения в приеме на службу в органы наркоконтроля и при ее прохождении.

В силу пункта 16 Положения о правоохранительной службе требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы наркоконтроля, и сотрудников, замещающих должности в этих органах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании подпункта 8 пункта 18 Положения о правоохранительной службе гражданин не может проходить службу в органах наркоконтроля в случае наличия у него подтвержденного медицинским заключением военно-врачебной комиссии заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей.

Из анализа данных правовых норм следует, что к сотрудникам органов наркоконтроля предъявляются определенные требования, в том числе к состоянию здоровья, и ограничения в приеме на службу, которые не могут быть возложены на инвалидов, которым требуются специальные условия для создания рабочих мест.

При таком положении, при определении количества работников для целей статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» число сотрудников органов наркоконтроля не может учитываться.

Согласно представленной УФСКН России по МО справке от _ _  2013 года № * по состоянию на _ _  2013 года штатная численной УФСКН России по МО составляет: работников бюджетной сферы – 32 единицы, федеральных государственных гражданских служащих – 18 единицы, сотрудников (аттестованный состав: офицеры и прапорщики) – 212 единиц.

При этом, штатное расписание не формируется территориальными органами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в частности УФСКН России по Мурманской области.

Поскольку численность работников УФСКН России по Мурманской области не превышает 100 человек, то обязанность по квотированию рабочих мест, установленная статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 8 Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», не может быть возложена на работодателя – Управление ФСКН России по Мурманской области.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности выданного УГСЗН МО в адрес УФСКН России по МО предписания от _ _  2013 года № *, в котором содержатся требования о создании либо выделении мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в количестве 5 рабочих мест, в том числе, одного специального, до _ _  2013 года.

При таком положении, решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушение норм материального права

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия принимает по делу новое решение о признании незаконным и отмене предписания УГСЗН МО от _ _  2013 года № *.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 июня 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым постановить:

«Заявление Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области к Управлению Государственной службы занятости населения Мурманской области удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Управления Государственной службы занятости населения Мурманской области от _ _  2013 года № *».

председательствующий:

судьи: