ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3064/19 от 24.04.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

судья Сподынюк Л.В. Дело № 33-3064/2019

УИД 26RS0001-01-2018-010263-67

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 24 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А.

судей Быстрова О.В., Ситьковой О.Н.

при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.

с участием прокурора Волкова С.А., представителя МУП «ЖЭУ-14» ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика МУП «ЖЭУ-14»ФИО2 на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 17 октября 2018 года по делу по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г.Ставрополя к МУП «ЖЭУ-14» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.

установила:

Прокурор Промышленного района г.Ставрополя обратился в суд с исковым заявлением об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, указав, что прокуратурой района проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, в части содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Промышленного района города Ставрополя. Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок-14» города Ставрополя (ИНН <***>, далее- МУП «ЖЭУ-14»), 355045, <...> является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>. 17.05.2017 управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - Управление) выявлены нарушения п.п. 5.3.2, 5.8.3, 5.2.1, 5.2.9 Правил № 170 по адресу: <...>. По результатам проверки Управлением МУЛ «ЖЭУ-14» выдано предписание от 17.05.2017 № 3730. Работы, указанные в данном предписании до настоящего времени не выполнены: не организовано систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения, что влечет к отсутствию эффективных мер по устранению возникших порывов на трубопроводах горячего водоснабжения; не произведена замена оборудования в теплоузле (замена бойлера).

Просил обязать МУП «ЖЭУ-14» в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме выявленные нарушения требований, предусмотренных Правилами № 170.

Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя Ставропольского края исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Суд обязал МУП «ЖЭУ-14» в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме выявленные нарушения требований, предусмотренных Правилами № 170.

Определением суда от 12.02.2019г. замечания представителя ответчика на протокол судебного заседания от 17.10.2018г. удовлетворены в части того, что 17.10.2018г. представитель ответчика МУП «ЖЭУ-14» в судебном заседании участия не принимал, в протоколе с/з его участие отражено неверно.

В апелляционной жалобе директор МУП «ЖЭУ-14» - ФИО2 просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что суд не установил, что во исполнение предписания прокурора № 3730 от 17.05.2017 года МУП «ЖЭУ-14» организовано систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения в многоквартирном доме по ул.Пирогова, 64/5 на наличие прорывов, о чем в адрес Управления направлено письмо №647 от 15.08.2017. Также ответчиком во исполнение предписания были направлены в адрес управления документы, подтверждающие факт исполнения предписания в части ремонта теплоузла (замена бойлера), а именно: акт выполненных работ от 21.08.2018 г., локальный сметный расчет, акт о приемке выполненных работ от 21.08.2018 г., справка о стоимости выполненных работ от 21.08.2018. В ходе внеплановой проверки в отношении ответчика, было установлено, что до настоящего момента работы по ремонту оборудования в теплоузле не выполнены, итоги проверки отражены в акте проверки № 3154-12/1 от 10.09.2018 и выдано новое предписание № 6583 от 10 сентября 2018 года, которым МУП «ЖЭУ-14» в срок до 15.10.2018 года предписано заменить оборудование в теплоузле. Ответчик обжалует данное предписание в Арбитражном суде Ставропольского края. Суд первой инстанции не установил, что ответчик два раза в год проводит осмотр общего имущества для выявления несоответствия его состояния требованиям законодательства. МУП «ЖЭУ-14» проводятся все необходимые мероприятия по подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в осеннее-зимний период.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Определением судебной коллегии от 10.04.2019 года в соответствии с п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ, при наличии процессуальных оснований, поскольку представитель стороны ответчика не участвовал в судебном заседании первой инстанции ввиду ненадлежащего извещения, коллегия перешла к рассмотрению настоящего спора по правилам производства в суде первой инстанции.

При таких обстоятельствах, постановленное решение не отвечает требованиями законности и обоснованности, подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав процессуального истца прокурора, поддержавшего доводы иска, представителя ответчика по доверенности ФИО1 об отклонении требований иска, как необоснованных, судебная коллегия полагает о наличии условий к удовлетворению исковых требований.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).

Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как установлено судом и следует из материалов дела:

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок-14» города Ставрополя (ИНН <***>, далее- МУП «ЖЭУ-14»), 355045, <...> является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

17.05.2017 Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору выявлены нарушения п.п. 5.3.2, 5.8.3, 5.2.1, 5.2.9 Правил № 170 по адресу: <...>. По результатам проверки Управлением МУП «ЖЭУ-14» выдано предписание от 17.05.2017 № 3730, согласно которому ответчику было необходимо: организовать систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения; произвести замену оборудования в теплоузле (замена бойлера) на 3 квартал 2017г. согласно плана работ- срок исполнения 24.08.2017г. (л.д.9)

Согласно акта выполненных работ (л.д.29) от 21.08.2018, ответчик исполнил предписание управления №3730 от 17.05.2017г., а именно, были проведены работы по замене оборудования в теплоузле. Ремонт бойлера (замена бойлера).

21.08.2018 на основании распоряжения № 3154, в отношении МУП «ЖЭУ-14» была организована внеплановая выездная проверка по обследованию общего имущества МКД.

10.09.2018 на основании акта проверки от 10.09.2018 № 3154-12/1, ответчику выдано предписание № 6583, согласно которому МУП «ЖЭУ-14» было необходимо обеспечить выполнение работ по замене оборудования в теплоузле (бойлер) в срок до -15.10.2018г. (л.д.30).

В соответствии с положением об управлении, утвержденным постановлением

Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 № 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных 7 объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Согласно части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Из материалов дела усматривается, на основании проведённой управлением проверки предприятию 17.05.2017 было выдано предписание № 3730 в отношении многоквартирного дома № 64/5 по ул. Пирогова г. Ставрополе (далее - МКД).

Согласно указанному предписанию, предприятию было предписано в срок до 24.08.2017 организовать систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения, а в случае выявления нарушений - принять необходимые меры по устранению неисправностей, а также устранить выявленные неисправности в системе горячего водоснабжения согласно утвержденному плану работ, то есть плану-графику, утвержденному заявителем на 3 кв. 2017 года.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2018 по делу № А63-13279/2017 оставленным без изменения судом апелляционной и кассационной

инстанции указанное предписание было признано законным и обоснованным, как

соответствующее требованиям действующего законодательства.

С 07.09.2018 по 10.09.2018 на основании распоряжения от 21.08.2018 № 3154 в

отношении предприятия проведена внеплановая выездная проверка по лицензионному контролю за исполнением ранее выданного предписания.

В ходе указанной проверки управлением составлен акт от 10.09.2018 № 3154-12/1 которым установлено, что на момент проверки предприятием не выполнены работы по замене оборудования в теплоузле (бойлера). Согласно предоставленной информации, предприятием выполнены работы по частичному ремонту указанного оборудования.

Предприятию 10.09.2018 выдано новое предписание № 6583, согласно которому предприятию предписано заменить оборудование в теплоузле (бойлер) в МКД.

Указанные обстоятельства послужили основанием для судебного оспаривания

ненормативного правового акта управления и Постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Ессентуки 17 апреля 2019 года по делу № А63-18512/2018 (резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года) решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2019 по делу № А63-

18512/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба МУП «ЖЭУ-14» – без удовлетворения.

В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ суд оценил в порядке ст.67 ГПК РФ и представленные стороной ответчика в ходе рассмотрения настоящего спора судом апелляционной инстанции доказательства ввиде актов осмотра общего имущества МКД за 2016-2018 г.г.; паспорта, акты готовности к отопительному периоду 2016-2018г.г., 2018-2019; акты промывки трубопроводов и гидравлических испытаний от 16.05.2016, 05.06.2017, 09.08.2018 года; акта установки дроссельных шайб от 17.05.2016 года, от 09.08.2018 года, письма № 674 от 15.08.2017 года, ак от 14.12.2017 года, письма АО «Теплосеть» № 03/16036 с приложением о температурных показателях, письма №572 от 04.07.2017 года, письма №574 от 04.07.2017 года.

Оценив представленные в дело доказательства с позиции статей 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не отменяя обязанность собственников многоквартирного дома нести бремя содержания общего имущества, суд пришел к выводу, что общество являясь управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг, отвечает перед потребителями за надлежащее исполнение оказываемых услуг, включая соблюдение условий о качестве передаваемых ресурсов; исполнитель коммунальных услуг отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Следовательно, на необходимость устранения выявленных нарушений с учетом обязанностей, возложенных на общество, и норм пунктов 5.2.1 и 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Удовлетворяя исковые требования суд установил, что ответчиком не исполнены требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части содержания многоквартирного жилого дома, в результате чего, представляется опасность для жильцов дома, лиц посещающих многоквартирный дом.

Возражения представителя ответчика о том, что во исполнение предписания №3730 от 17.05.2017 года ответчиком организовано систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения в многоквартирном доме по ул.Пирогова, 64/5 признаны несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.

Как установлено материалами дела, ранее выданное предписание уполномоченного органа предприятием не исполнено, последним не выполнены работы по замене оборудования в теплоузле (бойлера) в соответствии с вышеуказанным предписанием.

Ссылки представителя ответчика о том, что предписание исполнено, несостоятельны, ответчиком представлена информация о проведении работ по ремонту указанного выше оборудования, однако при визуальном осмотре и обследовании данного оборудования, должностным лицом управления (инспектором) было установлено, что предприятием не выполнены работы по замене оборудования в теплоузле (бойлере) в соответствии с ранее выданным предписанием, что подтверждено было актом проверки управления от 10.09.2018 № 3154-12/1. Акт ввода в эксплуатацию бойлера материалы дела не содержат.

Таким образом, имея возможность для соблюдения обязательных требований и

норм жилищного законодательства, предприятие не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, нарушения, выявленные управлением в ходе проведения проверки, нашли свое подтверждение и были зафиксированы в материалах проверки, в связи с чем, исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку доказано, что ответчиком не организовано систематическое наблюдение за исправностью трубопроводов горячего водоснабжения, что влечет к отсутствию эффективных мер по устранению возникших порывов на трубопроводах горячего водоснабжения; не произведена замена оборудования в теплоузле (замена бойлера), что предусмотрено требованиями п. 5.2,п.5.8.3 Правилами № 170

Руководствуясь ст.ст. 198-199, 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 17 октября 2018 года - отменить.

Исковые требования прокурора Промышленного района г.Ставрополя к МУП «ЖЭУ-14» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - удовлетворить.

Возложить обязанность на МУП «ЖЭУ-14» в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме выявленные нарушения требований, предусмотренных Правилами № 170.


Председательствующий:

Судьи: