Судья Мансуров А.Ф Дело №33-3068/2016
Учет 57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г. и Рашитова И.З.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Земельное бюро» на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2015 года, которым постановлено:
заявление прокурора Тукаевского района РТ удовлетворить.
Признать незаконной деятельность ООО «Земельное бюро» по изготовлению технических паспортов на объекты жилого фонда и обязать прекратить данную деятельность.
Государственную пошлину отнести за счет средств соответствующего бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей ООО «Земельное бюро» - Г.Ю.Р. и Б.Л.Т. в поддержку апелляционной жалобы, возражения прокурора отдела Прокуратуры РТ Х.Д.Ф. и представителя РГУП «Бюро технической инвентаризации» - Б.Г.З. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тукаевского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Земельное бюро» о признании незаконной деятельности по изготовлению технических паспортов и обязанности прекратить данную деятельность. В обоснование иска указано, что проведена проверка по поступившему через прокуратуру Республики Татарстан обращению директора РГУП «Бюро техническое инвентаризации» Х.Л.И. по вопросу нарушения ООО «Земельное бюро» законодательства о государственном учете жилого фонда Российской Федерации и технической инвентаризации жилого фонда Российской Федерации, в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты жилого фонда. Так, организацией был изготовлен технический паспорт на жилой <адрес>.
Деятельность ответчика по изготовлению технических паспортов на объекты жилого фонда противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку организационно-правовая форма данного юридического лица свидетельствует о невозможности осуществления данного вида работ, проведение кадастровыми инженерами технической инвентаризации объектов жилого фонда не предусмотрено действующим законодательством РФ, в связи с чем, проводить работы по технической инвентаризации объектов жилого фонда вправе только государственные и муниципальные организации технической инвентаризации. Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами действующим законодательством не предусмотрена.
В судебном заседании помощник прокурора –А.Р.М. заявление поддержала, уточнив исковые требования, просила признать незаконной деятельность ООО «Земельное бюро» по изготовлению технических паспортов на объекты жилого фонда и обязать прекратить данную деятельность.
Представитель третьего лица – РГУП «Бюро технической инвентаризации» - Б.Г.З. исковые требования поддержала.
Представители ООО «Земельное бюро» - С.Е.А., Л.И.В. исковые требования не признали.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Земельное бюро» просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора. В жалобе выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что согласно действующему федеральному законодательству в настоящее время лицензирование либо аккредитация деятельности по изготовлению технических паспортов не предусмотрены. Технические паспорта подписываются руководителем организации и утверждаются подписью организации. Таким образом, технический паспорт сам по себе не является правоустанавливающим документом и не порождает правовых последствий в виде нарушения чьих-либо прав или угрозы их нарушения. Действия ответчика по выдаче такого документа не возлагают на заявителя какие-либо обязанности и не могут создавать препятствия для осуществления его деятельности. Вывод суда о том, что при отсутствии в настоящее время четкой правовой регламентации (ограничения) деятельности по выдаче технических паспортов на объекты жилищного фонда подлежат применению правовые нормы, ранее регулирующие указанные правоотношения, и не допускающие к указанной деятельности иных хозяйствующих субъектов (кроме аккредитованных), противоречат Конституции Российской Федерации, а также интересам государственной политики по поддержке субъектов предпринимательской деятельности. Судом не учтено и не дана надлежащая оценка тому факту, что у ответчика прямо закреплен вид деятельности - деятельность по учету технической инвентаризации недвижимого имущества, что указано в сведениях о видах деятельности ответчика, согласно выписке из ЕГРЮЛ. Кроме того, нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного учета и технической инвентаризации в силу части 8 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» подлежали применению лишь до 01 января 2013 года.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии со ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.5 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно п.5.2.47 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. №1301, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда, БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, информационное - и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (п. 7 Постановления №1301).
В соответствии с п.14 вышеуказанного Постановления, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
Согласно п.8 вышеуказанного Постановления, техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровым учетом) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ст.37 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Законом не предусмотрено возможности изготовления иных документов кадастровым инженером по результатам кадастровых работ. Кадастровый инженер в рамках действующего законодательства не наделен полномочиями на осуществление работ по технической инвентаризации и изготовлению технических паспортов объектов жилого фонда. Выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о государственном кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, является кадастровой деятельностью (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).
Как видно из материалов дела, прокуратурой Тукаевского района проведена проверка по поступившему через прокуратуру Республики Татарстан обращению директора РГУП «Бюро технической инвентаризации» Х.Л.И. по вопросу нарушения ООО «Земельное бюро» законодательства о государственном учете жилого фонда Российской Федерации и технической инвентаризации жилого фонда Российской Федерации.
Проверкой установлено, что ООО «Земельное бюро» осуществляет деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты жилого фонда. 10 июля 2014 года организацией был изготовлен технический паспорт на жилой <адрес>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ООО «Земельное бюро», в нарушение требований законодательства, осуществляет деятельность по технической инвентаризации объектов жилищного фонда с выдачей технического паспорта, что является недопустимым. При этом, организационно-правовая форма ООО «Земельное бюро» свидетельствует о том, что данное юридическое лицо не является специализированной государственной или муниципальной организацией, следовательно, не может осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов жилищного фонда.
До установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления №1301, исключительно специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда. Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Как правильно отметил суд первой инстанции, техническим паспортом можно считать только тот документ, который изготовлен по итогам технической инвентаризации специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (именуемыми также БТИ).
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера, осуществляющим кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Закон о государственном кадастре). Подготовка технических паспортов в рамках Закона о государственном кадастре и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Не указан технический паспорт в числе документов, составляемых кадастровым инженером по результатам осуществления им кадастровой деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность ответчика не нарушает чьих-либо прав и не создает угрозу их нарушения, не влекут отмену либо изменение решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании материального права и направлены на создание условий для дальнейшего осуществления незаконной деятельности по изготовлению технических паспортов.
Довод апелляционной жалобы о том, что Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. №1301 подлежало применению лишь до 01 января 2013 года, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.
В силу части 8 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Ранее действовавшими нормативными правовыми документами предусматривался различный порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и жилищного фонда.
К ранее действовавшим нормативным актам в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства относится Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».
Между тем, в силу прямого требования части 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении жилищного фонда, к которому относятся все жилые помещения, находящиеся на территории Российской Федерации, продолжает осуществляться государственный учет в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, в связи с чем не принимаются во внимание судебной коллегией.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оценка доказательствам по делу с учетом их относимости, допустимости и достаточности дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Земельное бюро» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи