ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3070/2014 от 22.07.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Ботова Г.Э.                                                                                    дело № 33-3070/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 22 июля 2014 года                                                                 г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего           Блиновской Е.О.,

 судей:                                                    Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И.,

 при секретаре Горленко Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к департаменту социального развития (адрес) – Югры, казенному учреждению (адрес) – Югры «Центр социальных выплат» об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,

 третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по (адрес),

 по апелляционной жалобе департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Березовского районного суда от (дата), которым исковые требования удовлетворены частично.

 отказ департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда» признан незаконным.

 На департамент социального развития (адрес) - Югры возложена обязанность присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».

 С департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей и оплате госпошлины в размере 400 рублей.

 В удовлетворении исковых требований (ФИО)1 к Казенному учреждению (адрес) – Югры «Центр социальных выплат» отказано.

 Заслушав доклад судьи (ФИО)8, судебная коллегия

 установила:

 (ФИО)1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ департамента социального развития (адрес) – Югры (далее – департамент) и казенного учреждения (адрес) – Югры «Центр социальных выплат» (далее по тексту учреждение) в присвоении ему звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов, мотивируя тем, что в присвоении звания ему было отказано потому, что Почетная грамота Министерства рыбного хозяйства РСФСР и Центрального комитета профсоюзов рабочих пищевой промышленности, которой он награжден (дата), не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением (адрес) от (дата) № 103-п.

 Дело рассмотрено в отсутствии представителя департамента.

 (ФИО)1 и его представитель (ФИО)4 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.

 Представитель казенного учреждения (адрес) – Югры «Центр социальных выплат» (ФИО)5 против удовлетворения заявленных требований возразила и пояснила, что полномочия по присвоению звания предоставлены департаменту, учреждение такими полномочиями не наделено.

 Представитель муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по (адрес) (ФИО)6 оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

 Судом постановлено указанное выше решение, которое департамент просит отменить, настаивая на законности своего отказа.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их, судебная коллегия установила следующее.

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции общий стаж работы (ФИО)1 составляет более 30 лет.

 Приказом Министерства рыбного хозяйства РСФСР и Центрального комитета профсоюзов рабочих пищевой промышленности от (дата) (номер) (ФИО)1 награжден Почетной грамотой за высокие показатели в труде, активное участие в общественной жизни и трудовой вклад в развитие рыбной промышленности.

 (ФИО)1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что Благодарность Министерства рыбного хозяйства РСФСР и Центрального комитета профсоюзов рабочих пищевой промышленности не предусмотрена утвержденным постановлением Правительства (адрес) – Югры от (дата) № 103-п Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес)-Югры".

 Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:

 1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;

 2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

 3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года № 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 № 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст.22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.

 Иными словами, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

 При таком положении доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.

 Как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» незаконно сужен перечень лиц, отнесенных ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» к категории ветеранов труда.

 Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

 При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истец отвечает установленным законом критериям.

 Как следует из Положения о Министерстве рыбного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 30 апреля 1968 года № 296, Министерство рыбного хозяйства СССР было наделено полномочиями награждать в установленном порядке передовых работников системы Министерства, а также работников рыболовецкой колхозной системы и рыбаков-колхозников нагрудными значками и почетными грамотами.

 Таким образом, вывод суда о наличии у (ФИО)1 права на присвоение звания «Ветеран труда» и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему такого звания соответствует требованиям закона.

 Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.

 Оснований для пересмотра решения суда в части судебных расходов не усматривается. Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

     решение Березовского районного суда от 25 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры без удовлетворения.

 Председательствующий:                         Блиновская Е.О.

 Судьи:                                                                                 Старцева Е.А.

                                         Мелехина Т.И.