Судья Земцов Н.В. Дело № 33-3070/2016
14 июля 2016 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Дубровиной И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе Анамовой <данные изъяты> на решение Оричевского районного суда Кировской области от 28 апреля 2016 года по иску Анамовой <данные изъяты> к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, войсковой части 21228, ТУ Росимущества в Кировской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, которым постановлено:
Анамовой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований о признании договора найма служебного жилого помещения от 27 января 2006 года, заключенного с войсковой частью № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в части указания на служебное жилое помещение, недействующим с момента заключения, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, отказать;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
У С Т А Н О В И Л А:
Анамова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Министерству промышленности и торговли РФ, ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ, войсковой части №, ТУ Росимущества в Кировской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указала, что она проживает в трёхкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> Квартира была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения от 27.01.2006 командиром войсковой части № действующим от имени собственника - Федерального агентства по промышленности, находится в собственности РФ. Зарегистрирована в спорной квартире с 07.02..2006 года. 08.02.2016 года обратилась к руководителю ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», командиру войсковой части № с заявлением о передаче в собственность квартиры, так как ранее в приватизации жилья она не участвовала и собственником приватизированного жилья не является. Однако, в передаче в собственность квартиры ей было отказано, так как квартира является служебной, предоставлена на время выполнения работ по уничтожению химического оружия. Предоставленная квартира построена в соответствии с Федеральной целевой программой по уничтожению химического оружия, то есть за счёт средств федерального бюджета, поэтому, считает, что имеет право на получение в порядке приватизации в собственность указанной квартиры. В муниципальную собственность <адрес> не передан, в связи с этим муниципальное образование неправомочно принимать решения о передаче в собственность квартиры. С учетом уточнения исковых требований, просила признать договор найма служебного жилого помещения № от <дата>, заключенный между войсковой частью № и Анамовой <данные изъяты> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в части указания на служебное жилое помещение, недействующим с момента заключения, признать право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма и признать за ней право собственности на данную квартиру в порядке приватизации.
Оричевским районным судом Кировской области 28 апреля 2016 года постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе на решение суда Анамова <данные изъяты> указала, что с решением суда не согласна. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В частности указала, что квартира была предоставлена на основании договора найма жилого помещения, находится в собственности РФ. Ответчиками не соблюдена процедура присвоения статуса «служебное жилье» в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, на период вселения истца в квартиру, она не имела статуса служебной и не имеет статуса служебной по настоящее время. Вывод суда о наличии статуса служебного жилья не основан на фактических обстоятельствах дела и не подтвержден документально. Ответчики не предоставили договор с <данные изъяты> о передаче домов (квартир) для их работников. В тексте решения начальника объекта УХО от октября 2005 ссылка на служебное жилье отсутствует. В документе лишь предлагается включить в перечень служебных квартир <адрес>. Применение срока исковой давности является незаконным, поскольку истец узнала о нарушении порядка придания статуса служебного жилья только на судебном заседании. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель войсковой части № по доверенности <данные изъяты> Селюнин указал на необоснованность изложенных в ней доводов, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минпромторга России Геворгян <данные изъяты> указала на законность и обоснованность судебного акта, просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ответчика.
На заседании суда апелляционной инстанции Анамова <данные изъяты> отсутствовала, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступало.
Представитель истца по доверенности Козлов <данные изъяты> доводы жалобы поддержал.
Представитель войсковой части № и ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ» по доверенностям Селюнин <данные изъяты> указал на законность и обоснованность решения, доводы жалобы считает не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом, представителей на судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец проживает в трёхкомнатной квартире <адрес>
Суд первой инстанции, рассматривая требования истца, не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма у Анамовой <данные изъяты> не возникло. Суд указал, что отсутствуют правовые основания для передачи Анамовой <данные изъяты>. спорной квартиры в собственность в порядке приватизации. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока исковой давности по требованию о признании договора найма служебного жилого помещения № от <дата> недействующим с момента заключения в части указания на статус служебного жилья, что явилось самостоятельным основанием к отказу в иске.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в виду нижеследующего.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04 июля 1991 года, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ст. 104 ЖК РФ).
Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 305, было предусмотрено строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, в том числе «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), начиная с 2006 года.
Государственным заказчиком программы выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 07 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием (далее - граждане, занятые на работах с химическим оружием).
Согласно ст. 1 Закона ко второй группе работ с химическим оружием относится медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия.
В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Закона, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Списке производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утверждённом ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 188, значится Объект по хранению и уничтожению химического оружия, <данные изъяты> (объект №).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года № 811, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, которые, в связи с характером их трудовых отношений, должны проживать вблизи места работы, администрацией объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием.
В силу пункта 13 Порядка, служебные жилые помещения, предоставляемые гражданам, занятым на работах с химическим оружием, не подлежат приватизации или обмену на другие жилые помещения.
В рамках выполнения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 № 305, для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО в <данные изъяты>, за счёт государственных средств был построен и введён в эксплуатацию 60-квартирный жилой дом <адрес>.
Право собственности на квартиру, расположенную по данному адресу зарегистрировано за Российской Федерацией.
Решением начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от 02.02.2006 региональному управлению № 52 Федерального медико-биологического агентства РФ в <данные изъяты> выделены служебные квартиры для временного проживания в них работников.
В данный перечень вошла квартира <адрес>.
27 января 2006 года между войсковой частью № в лице командира ФИО12 действующего на основании доверенности от Федерального агентства по промышленности, и Анамовой <данные изъяты> заключен договор № найма служебного жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры №, находящейся в доме <адрес> Согласно данного договора войсковая часть № (наймодатель) передала Анамовой <данные изъяты> (нанимателю) и членам её семьи, в связи с работой в поликлиническом консультативно-диагностическом центре при <данные изъяты> при объекте по хранению и уничтожению химического оружия в <данные изъяты>, во временное владение и пользование спорное жилое помещение для проживания.
Согласно п. «к» п. 2.1. договора, в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Из трудовой книжки Анамовой <данные изъяты> следует, что 07.06.2006 она принята на должность <данные изъяты>) <данные изъяты> ФГУЗ <данные изъяты>, 28.04.2011 ФГУЗ <данные изъяты>, работает по настоящее время.
08.02.2016 года Анамова <данные изъяты> обратилась к командиру войсковой части № с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры. Командир войсковой части <данные изъяты> отказал истцу в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации, так как жилые квартиры в доме <адрес>, построенном по Федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», предназначены для заселения граждан, занятых на работах с химическим оружием.
Главой администрации Оричевского городского поселения 11 января 2016 года Анамовой <данные изъяты> отказано в передаче в собственность в порядке приватизации занимаемой ею квартиры, так как в реестре муниципальной собственности квартира <адрес> не значится.
Несмотря на то, что ответчиком надлежащим образом порядок отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду не выполнен, квартира, тем не менее, статуса жилья социального использования не приобрела.
Суд первой инстанции в данной части пришел к правильному выводу, указав, что каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Более того, предоставленная истцу квартира не подлежит приватизации в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и пунктом 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года № 811, что согласуется со ст. 92 ЖК РФ.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании договора найма служебного жилого помещения № от <дата> недействующим с момента заключения, в части указания на служебное жилое помещение.
Суд первой инстанции верно указал, что спорное жилое помещение является служебным и предоставлено истцу на период действия её трудовых отношений. Факт заключения с Анамовой <данные изъяты> договора найма служебного помещения, был известен ей с 27.01.2006 года, т.е. с момента заключения договора, однако, исковые требования о признании договора найма служебного жилого помещения недействующим с момента заключения, в части указания на статус служебного жилого помещения, заявлены истцом только 26.02.2016, что свидетельствует о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности, установленного ст. 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у занимаемой истцом квартиры статус служебного жилья отсутствует и об этом факте истцу стало известно лишь в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в исковом заявлении имеется ссылка на данный факт.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в решении суда, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Решение представляется законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Оставить решение Оричевского районного суда Кировской области от 28 апреля 2016 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: