ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3072/2015 от 02.03.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

 Судья А.И.Шамгунов Дело № 33-3072/2015

 Учет 27

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 02 марта 2015 года г. Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

 председательствующего - судьи Р.А.Саитгараевой,

 судей Н.Н.Моисеевой, Э.И.Садыковой,

 при секретаре судебного заседания Э.Х.Хузиной,

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.А. Саитгараевой апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 23 декабря 2014 года, которым иск удовлетворен, постановлено:

 признать решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об отказе в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан незаконным.

 Признать право ФИО1 на пенсию по выслуге лет государственного служащего Республики Татарстан с даты обращения за ней.

 Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя истца ФИО1 – ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

 В обоснование иска указал, что в июле 2013 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, однако уведомлением от 1 августа 2013 года в назначении указанной пенсии отказано.

 Полагая данный отказ незаконным, истец просил обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включить в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, период военной службы по призыву c 06 ноября 1973 года по 30 ноября 1974 года, периоды работы с 30 января 1980 года по 23 июля 1983 года в должности инструктора промышленно-транспортного отдела Приволжского районного комитета КПСС города Казани, с 25 июля 1983 года по 26 июня 1991 года в должностях инструктора, заместителя заведующего в отделах строительства и городского хозяйства, социально-экономического Казанского городского комитета КПСС Татарской АССР, с 27 июня 1991 года по 4 августа 1998 года в должности заместителя министра юстиции Республики Татарстан, признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с 31 июля 2013 года.

 В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан незаконным и признать его право на пенсию по выслуге лет государственного служащего Республики Татарстан с даты обращения за ней.

 Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.

 Представители третьего лица – Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан и Министерства юстиции Республики Татарстан в суд не явились.

 Суд иск удовлетворил.

 В апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано, что период работы истца в должности заместителя министра юстиции Республики Татарстан включен в стаж как федеральная государственная гражданская служба. Согласно письму Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан основания для отнесения указанного периода к государственной гражданской службе Республики Татарстан отсутствуют.

 В суде апелляционной инстанции представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО2 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

 Представитель истца ФИО1 – ФИО3 просила решение суда оставить без изменения.

 Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

 Порядок назначения пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан установлен Законом Республики Татарстан N 3-ЗРТ от 16 января 2003 года "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".

 Согласно части первой статьи 46 указанного Закона лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.

 В соответствии с пунктами 1-3 части 1, части 2 статьи 45 вышеприведенного Закона Республики Татарстан в редакции, действовавшей на время возникновения спорных правоотношений, государственные служащие, замещающие должности государственной службы в соответствии с Законом, имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет при условии:

 1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;

 2) прекращения (увольнения, освобождения от замещаемой должности) государственной службы, в том числе в связи с увольнением государственного служащего по собственной инициативе либо по соглашению сторон служебного контракта (подпункт "ж");

 3) назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 В силу положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 32 указанного Закона Республики Татарстан в редакции, действовавшей на время возникновения спорных правоотношений, в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе:

 1) государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

 2) государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы, государственных должностей и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей в государственных органах СССР, союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, в том числе выборных, на постоянной основе при условии, что время работы (службы) на указанных должностях учитывается при исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, в соответствии с федеральным законодательством;

 9) должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей:

 а) в центральных, республиканских, областных и районных (городских) органах КПСС, а также в парткомах на предприятиях, организациях с правами райкомов до 6 ноября 1991 года включительно;

 б) в аппаратах республиканских и местных профсоюзных органов до 26 октября 1990 года включительно.

 При этом, согласно части 2 приведенной нормы Закона Республики Татарстан, периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) включаются в стаж государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет в следующем порядке:

 1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;

 2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы;

 3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до 26 мая 1995 года в:

 а) Аппарате Президента Республики Татарстан;

 б) Государственном Совете Республики Татарстан и его Аппарате, Государственном (парламентском) контрольном комитете Республики Татарстан и его аппарате;

 в) Кабинете Министров Республики Татарстан и его Аппарате;

 г) министерствах, государственных комитетах, иных органах государственного управления Республики Татарстан, в органах государственного управления (органах управления) при Кабинете Министров Республики Татарстан по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан;

 д) представительствах Республики Татарстан;

 е) местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах;

 ж) Комитете конституционного надзора Республики Татарстан;

 з) Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан;

 4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в: б) Совете Министров Татарской АССР (Кабинете Министров Татарской АССР) и его аппарате, исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов; в) органах государственного управления Совета Министров Татарской АССР, органах государственного управления при Совете Министров Татарской АССР, министерствах и ведомствах Татарской АССР по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан.

 Из материалов дела усматривается, что истец с 30 января 1980 года по 23 июля 1983 года (3 года 5 месяцев 24 дня) работал в должности инструктора промышленно-транспортного отдела Приволжского районного комитета КПСС города Казани, с 25 июля 1983 года по 26 июня 1991 года (7 лет 11 месяцев 2 дня) - в должностях инструктора, заместителя заведующего в отделах строительства и городского хозяйства, социально-экономического Казанского городского комитета КПСС Татарской АССР, с 27 июня 1991 года по 4 августа 1998 года (7 лет 1 месяц 8 дней) - в должности заместителя министра юстиции Республики Татарстан.

 С должности заместителя министра юстиции Республики Татарстан истец уволен на основании пункта 5 статьи 29 Кодекса законов о труде РСФСР (перевод работника, с его согласия, на другую работу или переход на выборную должность. Прекращение трудового договора по этому основанию производится при переводе работника на другое предприятие, в учреждение, организацию).

 Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о необоснованности отказа в назначении ФИО1 государственной пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, поскольку согласно Положению о Министерстве юстиции Татарской АССР, действовавшему в период работы истца в должности заместителя министра юстиции Республики Татарстан, и Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 года № УП-9, занимаемая истцом должность «заместитель министра Республики Татарстан» относится к государственной гражданской службе Республики Татарстан.

 Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

 В соответствии с пунктом 1 «Положения о Министерстве юстиции Татарской АССР", утвержденного Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 8 мая 1973 года № 245, действовавшего до 2000 года, Министерство юстиции ТАССР в соответствии с Конституцией Татарской АССР в своей деятельности подчиняется как Совету Министров ТАССР, так и Министерству юстиции РСФСР.

 Согласно пункту 2 Положения главными задачами Министерства юстиции ТАССР являются, в том числе, совершенствование правовой работы в народном хозяйстве ТАССР в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан

 В пункте 7 Положения указано, что Министерство юстиции ТАССР возглавляет министр, назначаемый в соответствии с Конституцией ТАССР Верховным Советом ТАССР, а в период между сессиями - Президиумом Верховного Совета ТАССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета ТАССР. Министр юстиции ТАССР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров ТАССР. Распределение обязанностей между заместителями министра производится министром юстиции ТАССР.

 Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 года №УП-9 утвержден "Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан". Раздел 4 указанного Реестра именуется "Перечень должностей в центральных аппаратах органов исполнительной власти Республики Татарстан", в данном разделе в позиции 04-1-1-04 поименована должность "заместитель министра Республики Татарстан".

 При таких обстоятельствах выводы суда о том, что занимаемая истцом должность заместителя министра юстиции Республики Татарстан относилась к государственной гражданской службе Республики Татарстан, являются правильными.

 Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что период работы истца в должности заместителя министра юстиции Республики Татарстан включен в государственной стаж истца как федеральная государственная гражданская служба и не подлежит включению в стаж государственного служащего Республики Татарстан, не могут повлечь отмену решения суда в силу вышеизложенного.

 Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан об отсутствии основания для отнесения указанного периода к государственной гражданской службе Республики Татарстан, несостоятельна и не может явиться основанием для отмены решения суда, поскольку судом спор разрешен с учетом требований материального закона, при надлежащей оценке представленных по делу доказательств.

 Как указано в данном письме, республиканское Министерство юстиции в спорный период являлось органом, включенным также в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан.

 Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям законодательства.

 Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 23 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 Председательствующий-

 Судьи: