ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3076 от 02.10.2013 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Ковтунович М.Л.

№ 33-3076-2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

02 октября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Пырч Н.В.

судей

Баранниковой Т.Е.

Брандиной Н.В.

при секретаре

Тарасовой Ю. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кузьменко Р.Г. о признании незаконным Решения Совета депутатов муниципального образования город Кола,

по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов муниципального образования город Кола Малхасяна А.С. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 июня 2013 года,   по которому постановлено:

«Заявление Кузьменко Р.Г. удовлетворить.

Признать незаконным Решение Совета депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области № 41\339 от 20 февраля 2013 года «Об отчете Главы муниципального образования г. Кола Кольского района Мурманской области за отчетный период».

Обязать Совет депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области отменить Решение Совета депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области № 41\339 от 20 февраля 2013 года «Об отчете Главы муниципального образования г. Кола Кольского района Мурманской области за отчетный период».

Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., объяснения Кузьменко Р.Г. и её представителя по доверенности Пестова А.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы и полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила:

Кузьменко Р.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Решения Совета депутатов муниципального образования город Кола.

В обоснование заявления указала, что является главой муниципального образования город Кола.

В соответствии со статьей 31 Устава муниципального образования город Кола глава муниципального образования город Кола представляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

23 января 2013 года на очередном заседании Совета депутатов был заслушан годовой отчет главы муниципального образования, по результатам голосования депутатов работа главы муниципального образования признана удовлетворительной.

20 февраля 2013 года состоялось очередное заседание Совета депутатов муниципального образования город Кола. В повестке дня третьим вопросом значился «годовой отчет главы администрации муниципального образования город Кола», который при утверждении повестки был заменен на «годовой отчет главы муниципального образования».

Решением Совета депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области № 41\339 от 20 февраля 2013 года «Об отчете Главы муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области за отчетный период» по результатам ежегодного отчета за 2012 года деятельность главы муниципального образование город Кола признана неудовлетворительной.

Полагая данное решение незаконным, заявитель указала, что действующим законодательством и Уставом муниципального образования г. Кола не предусмотрено повторное рассмотрение ежегодного отчета главы муниципального образования и голосование по нему.

По мнению заявителя, оспариваемое решение принято с нарушением порядка принятия решений Советом депутатов, установленного Регламентом Совета депутатов муниципального образования город Кола, утвержденного решением Совета депутатов от 21 февраля 2006 года № 6\29. Так, проект решения по данному вопросу повестки дня не был представлен депутатам для ознакомления вместе с иными документами не менее чем за 3 дня до начала заседания; за 7 дней до заседания Совета депутаты, глава администрации, население города Кола не были извещены о том, что на заседании будет заслушан вопрос об отчете главы муниципального образования.

Просила суд признать незаконным и отменить решение Совета депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области № 41\339 от 20 февраля 2013 года «Об отчете Главы муниципального образования г. Кола Кольского района Мурманской области за отчетный период».

В судебном заседании заявитель Кузьменко Р.Г. и ее представитель Коробкина Т.А. поддержали заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования город Кола по доверенности Малхасян А.С. с заявлением не согласился.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов муниципального образования город Кола по доверенности Малхасян А.С. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства дела, неверно применил нормы материального права.

Так, суд указал, что по смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», особенностью ежегодного отчета, предоставляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов.

Вместе с тем, Кузьменко Р.Г. не возглавляет местную администрацию и не отчитывается о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных органов местного самоуправления, предоставляя ежегодные отчеты представительному органу муниципального образования лишь о результатах своей деятельности.

Положения статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующие порядок удаления главы муниципального образования в отставку, не подлежат применению при разрешении заявления Кузьменко Р.Г., поскольку такой вопрос на заседании Совета депутатов муниципального образования город Кола не обсуждался.

Вывод суда о нарушении процедуры принятия решения по вопросу принятия Советом депутатов муниципального образования город Кола отчета главы муниципального образования является ошибочным. Совет депутатов вправе вынести решение по представленному ежегодному отчету главы муниципального образования и без заключения и проекта решения, подготовленных соответствующей постоянной комиссией.

Кроме того, Совет депутатов не обязан, а вправе выносить оценку результатам деятельности главы муниципального образования не только по каждому из пунктов отчета отдельно и по отчету отдельно, но и в целом деятельности главы муниципального образования за отчетный период. В противном случае, непредставление отчета главой в целом или хотя бы по одному из необходимых пунктов, влекло бы невозможность для депутатов выставить оценку его деятельности не только по одному из таких пунктов, но и в целом.

Положения Порядка и формы предоставления отчета перед Советом депутатов муниципального образования города Кола Кольского района Мурманской области, утвержденного решением Совета от 15 февраля 2012 года № 28/192, в первую очередь регламентируют порядок представления отчета главой муниципального образования город Кола, и не могут служить основанием к признанию незаконным решения Совета о признании деятельности главы муниципального образования город Кола неудовлетворительной.

Вывод суда о том, что установленные нарушения порядка подготовки и проведения заседаний Совета депутатов влекут признание незаконным и подлежащим отмене решения Совета от 20 февраля 2013 года, не основан на законе, поскольку требования федерального и регионального законодательства при принятии оспариваемого решения соблюдены. Суд не уполномочен ограничивать права депутатов органа местного самоуправления на утверждение повестки дня заседания, внесения в нее изменений, а также принятие решений по вопросам, отнесенных к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования.

Более того, податель жалобы полагает, что заявленные Кузьменко Р.Г. требования связаны с осуществлением властных полномочий в сфере местного самоуправления, в связи с чем не подлежат рассмотрению в порядке Главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При таком положении, суду следовало отказать Кузьменко Р.Г. в принятии заявления на основании части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Кузьменко Р.Г., не соглашаясь с её доводами, просит решение не изменять.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Совета депутатов муниципального образования город Кола, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Удовлетворяя заявление Кузьменко Р.Г. и признавая незаконным решение Совета депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области № 41\339 от 20 февраля 2013 года «Об отчете Главы муниципального образования г. Кола Кольского района Мурманской области за отчетный период», суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Советом депутатов положений статьи 28 Регламента Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кола и статей 32, 33 Устава муниципального образования.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда как постановленным при неправильном применении судом норм материального права. Допущенное нарушение воспрепятствовало суду правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 названного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 5 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. ( часть 5.1 статьи 36 ФЗ № 131)

Положение пункта 3 части 2 статьи 74.1 вышеуказанного Федерального закона предусматривает основание для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области.

Системное толкование приведенных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, поэтому ежегодно обязан отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а представительному органу предоставлено право оценки деятельности высшего должностного лица.

Представительным органом местного самоуправления, представляющим интересы жителей города Кола, является Совет депутатов. ( статья 25 Устава)

Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений. ( пункт 7 статьи 25 Устава)

Регламентом Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кола, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кола от 21.02.2006г. № 6\29 с дополнениями от 19.10.2011г. № 2237, установлено, что глава муниципального образования ( далее Глава МО) организует работу Совета. ( статья 14)

Согласно статье 28 Регламента Заседание Совета созывается Главой МО по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца. О времени и месте проведения заседания, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение, Глава МО сообщает депутатам, доводит до сведения главы администрации и населения города не позднее 7 дней до начала заседания.

Депутаты знакомятся с проектами решений, которые выносятся на заседание Совета, иными документами не менее чем за 3 дня до начала заседания.

Из материалов дела следует, что заявитель Кузьменко Р.Г. является главой муниципального образования городское поселение Кола и в силу своих полномочий организует работу Совета депутатов, в том числе путем созыва заседания Совета, проведения заседания Совета, формирования проекта повести Совета. При этом извещает депутатов, администрацию города и население о времени и месте проведения заседания в установленные Регламентом сроки.

Во исполнение своих полномочий Кузьменко Р.Г. при формировании проекта повестки Совета депутатов на 20 декабря 2012 года включила в проект повестки годовой отчет Главы муниципального образования г. Кола за 2012 год. До начала заседания Кузьменко Р.Г. направила 17 декабря 2012 года данный отчет депутатам для ознакомления с проектом повестки на 20 декабря 2012 года.

Согласно протоколу заседания Совета от 20 декабря 2012 года № 39 с данного заседания Совета депутаты предложили снять с повестки отчет Главы МО г. Кола с рассмотрения и перенести на январское заседание Совета депутатов, в связи с нарушением главой муниципального образования процедуры представления отчета в законодательную комиссию. При голосовании депутаты большинством голосов приняли решение о снятии данного вопроса с рассмотрения по данному основанию.

На рассмотрение Совета депутатов, назначенного на 23 января 2013 года, в проект повестки был включен вопрос об отчете главы муниципального образования г. Кола.

Как следует из протокола заседания Совета депутатов от 23 января 2013 года № 40, в повестку заседания Совета был включен отчет главы муниципального образования городское поселение Кола. Фактически Глава МО Кузьменко Р.Г. отчитывалась на заседании о деятельности муниципального образования за истекший период. Данный отчет депутатами обсуждался, в том числе депутатами, входящими в законодательную комиссию, высказывались суждения в отношении деятельности главы муниципального образования. После обсуждения отчета Главы МО Кузьменко Р.Г., непосредственно главой муниципального образования Кузьменко Р.Г., проводившей заседание, был поставлен вопрос об оценке работы главы муниципального образования. От председательствующего заседания Кузьменко Р.Г. поступило предложение признать работу главы МО удовлетворительной. Однако по результатам голосования депутаты не приняли решение. В связи с этим вопрос о повторном голосовании для оценки деятельности главы муниципального образования, которые были отражены в отчете, Кузьменко Р.Г. не ставился. ( л.д.9- 23)

Между тем, у Кузьменко Р.Г. как председательствующего заседания Совета, такая возможность имелась в соответствии с Регламентом.

Кроме того, из содержания протокола от 23.01.2013г. следует, что законодательная комиссия, обсуждая отчет главы муниципального образования, не подготовила заключение, поскольку была подготовлена процедура отзыва главы муниципального образования и соответствующее заключение, касающееся деятельности главы муниципального образования г.п. Кола, обсуждалось на заседании Совета депутатов 23 января 2013 года.

При формировании главой муниципального образования Кола Кузьменко Р.Г. повестки заседания Совета депутатов, назначенного на 20 февраля 2013 года, не был включен вопрос об оценке деятельности главы муниципального образования городское поселение Кола за 2012 года.

В соответствии со статьей 34 Регламента Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кола ( далее Регламент) проект повестки дня заседания Совета оглашается председательствующим.

Предложения по повестке дня вносятся Главой МО, постоянными комиссиями, депутатами, главой администрации муниципального образования. Повестка дня и порядок работы заседания Совета после обсуждения утверждаются путем открытого голосования простым большинством от числа присутствующих депутатов. ( л.д. 53).

Из протокола заседания Совета депутатов от 20 февраля 2013 года видно, что с повестки заседания Совета депутатами был снят вопрос об отчете главы администрации города Кола, и одновременно был поставлен вопрос о включении в повестку заседания Совета вопроса об оценке работы главы муниципального образования городское поселение Кола.

Данные предложения по повестке дня заседания были внесены депутатами, что соответствовало требованиям статьи 34 Регламента, а также их полномочиям.

Председательствующий заседания – глава МО Кузьменко Р.Г. поставила на голосование вопрос по оценке деятельности работы главы муниципального образования за 2012 год. По результатам голосования депутаты оценили работу главы муниципального образования за 2012 год Кузьменко Р.Г., признав её неудовлетворительной. (л.д. 31-38).

Оценивая установленные по делу обстоятельства, подтвержденные допустимыми доказательствами по делу, судебная коллегия полагает, что процедура принятия 20 февраля 2013 года решения Совета депутатов по оценке деятельности главы муниципального образования городское поселение Кузьменко Р.Г. была соблюдена. В данном случае 20 февраля 2013 года Совет депутатов не заслушивал и не обсуждал отчет главы муниципального образования Кузьменко Р.Г. о деятельности за истекший период 2012 года, а лишь давал оценку работы за этот период, что нельзя расценить как нарушение статьи 28 Регламента.

Требования статьи 28 Регламента, предусматривающей извещение депутатов, населения и главы администрации города о рассматриваемом вопросе на заседании Совета за 7 дней до заседания, были соблюдены, поскольку отчет главы муниципального образования фактически был заслушан 23 января 2013 года, о чем все были информированы.

Предложение по оценочному характеру деятельности главы муниципального образования городское поселение Кола депутаты Совета депутатов были вправе обсудить и принять соответствующее решение, что соответствовало требованиям Регламента, Устава муниципального образования город Кола.

Ссылка заявителя Кузьменко Р.Г. о том, что 20 февраля 2013 года отчет Главы МО рассматривался повторно, является несостоятельной и противоречит содержанию протоколов от 23 января 2013 года и от 20 февраля 2013 года.

Так, отчет главы муниципального образования был предметом рассмотрения только 23 января 2013 года на заседании Совета депутатов.

Доводы суда первой инстанции о нарушении порядка принятия решения, в связи с отсутствием счетной комиссии, являются ошибочными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из протоколов заседания Совета депутатов, счетная комиссия никогда не избиралась на заседании, а вопрос о голосовании во всех случаях ставился председательствующей на заседании – главой муниципального образования Кузьменко Р.Г.

Кроме того, в данном случае процедура и подсчет голосов по оспариваемому решению сторонами не оспаривался. Напротив, сама заявительница Кузьменко Р.Г. указывала на достоверность подсчета голосов депутатов и их соответствие фактическим данным.

Поэтому нарушений по порядку принятия решения Советом депутатов не допущено.

При таком положении, решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушение норм материального права. Допущенные нарушения норм материального права не позволили суду правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия принимает по делу новое решение об отказе Кузьменко Р.Г. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным оспариваемого решения Совета депутатов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 июня 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым постановить:

«В удовлетворении заявление Кузьменко Р.Г. о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования город Кола Мурманской области № 41\339 от 20 февраля 2013 года «Об отчете Главы муниципального образования г. Кола Кольского района Мурманской области за отчетный период» отказать».

председательствующий:

судьи: