Судья Алиев М.Г.
Дело № 33-3079/2013г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 06 сентября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Сидоренко М.И.
судей – Османова Т.С. и Шапиева М.Р.
при секретаре Алиевой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Дагестанской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Гарантия безопасности прав потребителей» ФИО1 в интересах истца ФИО2 к ООО «БСХ Бытовая Техника» о возврате уплаченной за товар денежной суммы, взыскании неустойки и морального ущерба.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснение представителя Дагестанской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Гарантия безопасности прав потребителей» ФИО1 выступающей в интересах истца ФИО2 просившей заявленные исковые требования удовлетворить, судебная коллегия
установила:
Дагестанская региональная общественная организация по защите прав потребителей – далее ДРОО «Гарантия безопасности» в интересах ФИО2 предъявило иск к ООО «БСХ Бытовая Техника» о возврате уплаченной за товар денежной суммы, взыскании неустойки и морального ущерба. Просила взыскать с ООО «БСХ Бытовая техника» в пользу ФИО2 сумму стоимости стиральной машины в размере <.> рублей; компенсацию морального вреда в размере <.> рублей; неустойку в размере <.> рублей, всего <.> рублей (<.>) рублей; взыскать с ООО «БСХ Бытовая техника» в пользу ДРОО «Гарантия безопасности» штраф в размере <.> рублей.
Требования мотивированы тем, что в марте 2011 года ФИО2 была куплена стиральная машина «Bosch» по цене <.> тысяч рублей в магазине «Киргу», расположенном по адресу г. Махачкала, <адрес>. Проработав 2 месяца машина испортилась. В соответствии с талоном он отвез машину в сервисный центр «Центр сервис», откуда ее отвезли в «Техник ISE», где отказались принять машину, ссылаясь на то, что выявленные повреждения возникли в результате вины покупателя. Фотографии машины были отправлены в Москву в ООО БСХ «Бытовая техника», являющуюся уполномоченной организацией фирмы «Bosch» в России. Из Москвы также последовал ответ, что стиральная машина гарантийному ремонту не подлежит, так как повреждения вызваны неправильной эксплуатацией. ФИО2 было предложено сделать платный ремонт за <.> рублей. ФИО2 не согласился с этим, поскольку он использовал машину бережно, очень аккуратно, а также сумма в <.> рублей является довольно существенной для него.
Решением Советского районного суда г.Махачкала от 04 апреля 2013 года постановлено:
«В удовлетворении иска Дагестанской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Гарантия безопасности» в интересах ФИО2 отказать».
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 02 августа 2013 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по иску ДРООЗПП «Гарантия безопасности прав потребителей» в интересах ФИО2 к ООО «БСХ Бытовая техника» о возврате уплаченной за товар денежной суммы, взыскания неустойки и морального вреда, по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО2 не явился, о причинах неявки не сообщил.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО «БСХ Бытовая техника» не явился о причинах неявки не сообщил.
В судебном заседании представитель Дагестанской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Гарантия безопасности прав потребителей» ФИО1 исковые требования поддержала по указанным в исковом в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме и пояснила, что в марте 2011 года ФИО2 была куплена стиральная машина «Bosch» по цене <.> тысяч рублей в магазине «Киргу», расположенном по адресу г. Махачкала, <адрес>. Проработав 2 месяца машина испортилась. В соответствии с талоном он отвез машину в сервисный центр «Центр сервис», откуда ее отвезли в «Техник ISE», где отказались принять машину, ссылаясь на то, что выявленные повреждения возникли в результате вины покупателя. Фотографии машины были отправлены в Москву в ООО БСХ «Бытовая техника», являющуюся уполномоченной организацией фирмы «Bosch» в России. Из Москвы также последовал ответ, что стиральная машина гарантийному ремонту не подлежит, так как повреждения вызваны неправильной эксплуатацией. ФИО2 было предложено сделать платный ремонт за <.> рублей. ФИО2 не согласился с этим, поскольку он использовал машину бережно, очень аккуратно.
Проверив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из материалов дела, 17 марта 2011 года ФИО3 приобрел стиральную машину «Bosch» в магазине «Киргу». Согласно гарантийному талону, гарантийный срок на ремонт стиральных машин составляет 24 месяца с даты покупки. Судом установлено, что ФИО3 обратился в СЦ «Центр Сервис» в течение гарантийного срока. Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 потребитель вправе предъявить требования, касающиеся недостатка товара изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. ФИО4 X. обратился в ООО «БСХ Бытовая техника» с требованием о ремонте указанной стиральной машины. Уполномоченная организация ООО «БСХ Бытовая техника» отказало ФИО4 X. в проведении ремонта, ссылаясь на механические повреждения.
Как следует из гарантийного талона ООО «БСХ Бытовая техника», имеющемуся в материалах дела, изготовитель не несет ответственности за недостатки в приборе, если сервисной службой будет доказано, что они возникли после передачи прибора потребителю вследствие нарушения ни правил пользования, транспортировки, хранения, действий третьих лиц, непреодолимой силы (пожара, природной катастрофы и т.п.), попадания бытовых насекомых и грызунов, воздействия иных посторонних факторов, а также вследствие существенных нарушений требований, оговоренных в инструкции по эксплуатации, в том числе нестабильности параметров электросети, установленных ГОСТ 13109-97.
В гарантийном талоне даны также рекомендации по подключению (установке) приборов, требующих специального подключения (установки) только организациям (предпринимателям), занимающимся по роду своей деятельности осуществлением таких работ. Специалисты, осуществляющие подключение (установку), делают отметку о подключении (установке) в соответствующем разделе Гарантийного талона (л.д. 7).
Между тем, как усматривается из материалов дела и не отрицалось самим ФИО2, купленную им стиральную машину он установил в доме сам и к помощи специалистов по установке такого оборудования не обращался.
Согласно техническому заключению АСЦ «Техник ISE» от 16 сентября 2011 года при диагностике аппарата было выявлено, что присутствуют многочисленные механические повреждения (сломан противовес, деформация барабана и заднего полубака, порвана манжета). Данные повреждения вызваны нарушением правил эксплуатации. Аппарат не подлежит гарантийному обслуживанию (л.д. 8).
В материалах дела имеется переписка сотрудников АСЦ «Техник ISE» и ООО «БСХ Бытовая техника» по поводу ремонта стиральной машины «Bosch», приобретенной ФИО3, из которой усматривается, что указанный случай считается не гарантийным.
Согласно абз. 2 ч. 6 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (ред. от 02 июля 2013 года) «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Из приложенных в исковому заявлению фотоснимков стиральной машины, усматривается, что на указанной стиральной машине действительно имеются механические повреждения, которые носят характер механического воздействия и могли возникнуть только в процессе эксплуатации.
В соответствии со ст. 1098 Гражданского кодекса РФ продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Доводы представителя ответчика и представленные им фотоснимки позволяют сделать вывод о том, что механические повреждения возникли в результате нарушения ФИО3 правил эксплуатации. Факт причинения механических повреждений не по вине ФИО2 истцом не доказан. Также у суда нет оснований подвергать сомнению техническое заключение АСЦ «Техник ISE» от 16 сентября 2011 года.
Таким образом, следует признать, что выявленный недостаток стиральной машины имеет эксплуатационный характер и не является следствием производственного дефекта, в связи с чем оснований для применения ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не усматривается.
При таких обстоятельствах исковые требования Дагестанской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Гарантия безопасности» в интересах ФИО2 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкала от 04 апреля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Дагестанской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Гарантия безопасности» в интересах ФИО2 отказать.
Председательствующий Сидоренко М.И.
Судьи: Османов Т.С.
Шапиев М.Р.