Судья Бойкова М.Н. Дело № 33-3086/18
Докладчик Минькина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2018 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Капкаун Т.И. и Шептуновой Л.П.
при секретаре Баяновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юн Дмитрия Сондоевича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, с апелляционной жалобой начальника ГУ УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске Сахарука А.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 31 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Минькиной И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Юн Д.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему была присвоена № группа инвалидности, связи с чем он обратился в Управление Пенсионного фонда г. Южно-Сахалинска с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано по тому основанию, что им не представлен документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации. На момент подачи заявления и по настоящее время он находится в местах лишения свободы. Все документы, необходимые для назначения пенсии, были представлены в пенсионный орган администрацией исправительного учреждения. В связи с изложенным, просит признать решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет социальной пенсии по инвалидности, взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
01 июня 2018 года от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором он уточнил наименование ответчика, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, а также уточнил период, за который подлежит взысканию невыплаченная истцу пенсия - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 31 августа 2018 года исковые требования Юн Д.С. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении социальной пенсии Юн Д.С., признано незаконным.
С Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области в пользу Юн Д.С. взыскана невыплаченная социальная пенсия в сумме 59 814 рублей 80 копеек. В удовлетворении требования о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, отказано. С Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ «г. Южно-Сахалинск» в сумме 2 294 рубля 44 копейки.
На указанное решение поступила апелляционная жалоба от начальника управления ПФ РФ в г. Южно-Сахалинске Сахарука А.А., в которой он просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы, указывает, что Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пунктами 2, 3 статьи 98 «Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 08.01.1997 года № 1-ФЗ, Постановлением правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» установлен перечень необходимых документов для назначения пенсии для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Однако в нарушение указанных норм истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии не приложен документ, подтверждающий его постоянное проживание в РФ. Ссылаясь на статьи 13, 144, 147 Бюджетного кодекса РФ, Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 года № 2122-1, не соглашается с решением в части взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 2 294 рубля 44 копейки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Лиховидова В.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, истец Юн Д.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
ФКУ ЛИУ № 3 УФСИН по Сахалинской области своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе, инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958н, утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (далее по тексту - Перечень), который включает в себя документы, необходимые для установления страховой пенсии.
Для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем. При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации (п.2 Перечня).
В пунктах 41 и 57, 58 вышеуказанного Перечня установлено, что для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии, Юн Д.С. отбывал наказание по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
Документы в пенсионный орган были представлены работником данного Учреждения на основании выданной Юн доверенности.
Представленными суду материалами пенсионного дела Юн Д.С., подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ представитель истца - Ф.И.О.6, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с заявлением в ГУ- Управление Пенсионного фонда в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области о назначении Юн Д.С. пенсии, указав фактическое место пребывания истца - <адрес>, т.е. адрес места <данные изъяты>. Вместе с заявлением были представлены: копия паспорта гражданина РФ на Юн Д.С., в котором имелась запись, что истец снят с регистрационного учета по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, справка <данные изъяты>, подтверждающая наличие у истца временной регистрации в данном исправительном учреждении по адресу <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справка этого же <данные изъяты> учреждения подтверждающая, что Юн Д.С. отбывает уголовное наказание и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом МСЭ№№.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал Юн Д.С. в назначении социальной пенсии по инвалидности, ввиду отсутствия документа, подтверждающего его постоянное проживание на территории РФ, которыми являются паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу, что представленные ответчику справки, выданные исправительным учреждением достоверно подтверждали место пребывания истца на территории Российской Федерации в указанный период времени, в связи с чем решение ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе Юн Д.С. в назначении пенсии, является незаконным, а в пользу Юн Д.С. подлежит взысканию с пенсионного органа социальная пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме, 59 814,80 рублей.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке представленных доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался представитель ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда, предусмотренными ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьями 333.35, 333.36 Налогового кодекса РФ не предусмотрено возможности освобождения ГУ УПФ РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске Сахарука А.А - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Минькина
Судьи: Т.И. Капкаун
Л.П. Шептунова
Судья Бойкова М.Н. Дело № 33-3086/18
Докладчик Минькина И.В.