Судья Кулешова О.А. Дело № 33-3087/2022 (13-313/2021)
25RS0011-01-2021-005865-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гарбушиной О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кирьяченко О.И.,
рассмотрев апелляционное представление Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края на определение Спасского районного суда Приморского края от 17 декабря 2021 года об удовлетворении заявления начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония - № ГУФСИН России по Приморскому краю об отсрочке исполнения решения Спасского районного суда Приморского края от 23 марта 2016 года,
у с т а н о в и л:
начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония - № ГУФСИН России по Приморскому краю обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Спасского районного суда Приморского края от 23 марта 2016 года, обоснование заявления указав, что в соответствии с решением Спасского районного суда Приморского края от 23 марта 2016 года удовлетворены исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: на ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю судом возложена обязанность обеспечить открывание дверей по ходу эвакуации основного эвакуационного выхода в здании штаба и медицинского корпуса; установить двери в здании штаба, разделяющие коридор второго этажа; обеспечить противопожарными перегородками коридор, расположенный на втором этаже здания штаба протяженностью более 60 метров; отделить противопожарной преградой с требуемым пределом огнестойкости помещения столовой, электрощитовых и под лестничным маршем первого этажа здания штаба; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли производственного здания, зданий отрядов, производственных цехов учреждения; привести в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации в зданиях и помещениях учреждения, применив фотолюминесцентные системы; заключить договор с организацией, имеющей лицензию на обслуживание имеющихся средств пожарной автоматики, провести проверку ее работоспособности, провести монтаж и ремонт имеющихся средств пожарной автоматики помещений всех категорий пожарной опасности, за исключением Г, Д, В4 с соблюдением проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий в швейном цеху, цеху деревообработки, отряде № №, медицинском корпусе, столовой, отряде карантин, кафе (на втором этаже корпуса ВПК), двух цехов по производству деревянных палочек)); привести в соответствии с требованиями нормативных документов размер эвакуационного выхода в отряде «Карантин»; привести с установленными требованиями нормативных документов лестницу, ведущую на второй этаж отряда «карантин»; выполнить не из горючих материалов помещение для рабочих, расположенное в цеху по производству деревянных палочек; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц на зданиях учреждения; уменьшить площадь одной секции (штабеля) до 300 м2 при хранении пиломатериала на открытой площадке, увеличить противопожарное расстояние между штабелями до 6 м и увеличить расстояние от места хранения до зданий и сооружений до 30 м в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу. Срок исполнения решения с момента вступления решения в законную силу наступил 30 апреля 2019 года.
30 мая 2019 года Спасский районным судом по результатам рассмотрения заявления ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесено определение об отсрочке исполнения решения на срок до 31 декабря 2019 года.
17 января 2020 года Спасский районным судом по результатам рассмотрения заявления ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесено определение об отсрочке исполнения решения на срок до 31 декабря 2020 года.
22 января 2021 года Спасский районным судом по результатам рассмотрения заявления ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесено определение об отсрочке исполнения решения на срок до 31 декабря 2021 года.
Заявитель указывает о частичнои исполнении указанного решения суда, а именно:
1. Обеспечено открывание дверей по ходу эвакуационного выхода задании штаба и медицинского корпуса;
2. Установлены двери в здании штаба, разделяющие коридор второго этажа;
3. Обеспечен противопожарными перегородками коридор, расположенный на втором этаже здания штаба;
4. Отделено противопожарной преградой с требуемым пределом огнестойкости помещение столовой, электрощитовых и под лестничным маршем первого этажа здания штаба;
5. Заключен договор с организацией, имеющей лицензию на обслуживание имеющихся средств пожарной автоматики, проведена проверка ее работоспособности;
6. В октябре 2021 года произведена огнезащитная обработка чердачных помещений на следующих объектах: общежитие № № (827,4 м2), общежитие осужденных № № (826,1 м2), здание штрафного изолятора (1762 м2), здание цеха механической обработки (987,9 м2) (контракт № № от 12.10.2021 с ООО ... на сумму 98588,30 руб.)
На общую площадь обрабатываемой поверхности всех объектов учреждения (13780,9 м2) необходимы денежные средства в сумме 992496,70 руб. При поступлении финансирования в учреждение, данное требование будет исполнено.
7. В феврале 2018 года произведена закупка планов пожарной безопасности в количестве 8 штук на общую сумму 16000,00 руб. (договор № № от 26.02.2018).
В ноябре 2019 года произведена закупка планов эвакуации при пожаре в количестве 15 штук на общую сумму 30000,00 руб. (договор № № от 19.11.2019).
В декабре 2020 года произведена закупка планов эвакуации в количестве 12 штук на общую сумму 19992,00 руб. (контракт № № от 08.12.2020).
24.05.2021 произведена закупка планов эвакуации при пожаре в количестве 12 штук на общую сумму 13 430,00- руб. (государственный контракт № № от 24.05.2021).
В настоящее время планы эвакуации при пожаре имеются на всех объектах учреждения. 24.02.2021 заключен договор № № с ... на установку, техническое обслуживание и ремонт автоматической пожарной сигнализации (лицензия на данный вид деятельности № № от 21.08.2015). Все бытовки в производственных помещениях для рабочих, выполненные из горючих материалов, демонтированы. В декабре 2020 года проведены испытания пожарных лестниц (контракт № № от 08.12.2020). Бытовые отходы производства (пиломатериал, опилки) систематически вывозят за пределы учреждения автотранспортом. Хранение материалов на территории учреждения не допускается.
В настоящее время исполнить решение суда в оставшейся части в полном объеме не предоставляется возможным, поскольку ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю по своей организационно-правовой форме является Федеральным казенным учреждением, основной источник финансирования деятельности учреждения - средства федерального бюджета. ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю имеет право расходовать денежные средства в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств по предусмотренным статьям расходов. Заявки на выделение дополнительных денежных средств направлялись в ГУФСИН России по Приморскому краю за №№ № от 26.10.2021, № от 16.11.2021. Учитывая, что до настоящего времени федеральные средства в необходимом для исполнения судебного решения объеме, в учреждение не поступили, решение Спасского районного суда Приморского края от 23.03.2016 (№ 2-577/2016) частично не исполнено. Следовательно, для исполнения решения Спасского районного суда в неисполненной части, необходимо дополнительное время.
Просил суд отсрочить исполнение решения Спасского районного суда от 23.03.2016 года по делу № 2-577/2016 сроком до 31 декабря 2022 года.
В судебном заседании представители заявителя, действующие на основании доверенности, доводы заявления об отсрочке исполнения решения суда поддержали в полном объеме, дополнив, что на сегодняшний день во исполнение решения суда большая часть мероприятий уже выполнена, единственное в чем возникла проблема - это огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений зданий учреждения. Частично эти работы были произведены на таких объектах как общежития осужденных № № и № №, здание цеха механической обработки, здание штрафного изолятора. Для выполнения оставшихся требований необходимо более 1000000 рублей, заявки на финансирование учреждение делает ежемесячно, но они безответны. Распределение бюджетных средств происходит в начале финансового года и в дальнейшем доводится до учреждений. Далее следует процедура в соответствии с федеральным законом о госзакупках. Данная процедура длительная. Даже если деньги будут выделы, то освоены будут позднее.
Прокурор в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на заявление указал на несогласие с заявлением ответчика, указав, что администрацией ФКУ ИК-№ только частично исполнено решение Спасского районного суда от 23.06.2016, что свидетельствует о бездействии администрации исправительного учреждения. Неисполнение решения суда ставит под угрозу безопасность людей в ФКУ ИК-№ в случае возникновения пожара. Предоставление отсрочки является правом суда, в виде исключительной меры, которая может применяться лишь при наличии непреодолимых обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Между тем, непреодолимых обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения решения не имеется. Более того, ответчику уже неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения, однако каких-либо эффективных действий по его исполнению принято ими не было. Просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Определением Спасского районного суда Приморского края от 17 декабря 2021 года удовлетворено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В поданном апелляционном представлении прокурор просит об отмене судебного акта, указывая на то, что судом неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения, при этом с 2016 года решение суда исполнено только частично. Неисполнение решения суда ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц в ФКУ ИК-№ в случае возникновения пожара.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции находит определение суда незаконным и подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Спасского районного суда Приморского края от 23 марта 2016 года удовлетворены исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: на ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю судом возложена обязанность обеспечить открывание дверей по ходу эвакуации основного эвакуационного выхода в здании штаба и медицинского корпуса; установить двери в здании штаба, разделяющие коридор второго этажа; обеспечить противопожарными перегородками коридор, расположенный на втором этаже здания штаба протяженностью более 60 метров; отделить противопожарной преградой с требуемым пределом огнестойкости помещения столовой, электрощитовых и под лестничным маршем первого этажа здания штаба; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли производственного здания, зданий отрядов, производственных цехов учреждения; привести в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации в зданиях и помещениях учреждения, применив фотолюминесцентные системы; заключить договор с организацией, имеющей лицензию на обслуживание имеющихся средств пожарной автоматики, провести проверку ее работоспособности, провести монтаж и ремонт имеющихся средств пожарной автоматики помещений всех категорий пожарной опасности, за исключением Г, Д, В4 с соблюдением проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий в швейном цеху, цеху деревообработки, отряде № №, медицинском корпусе, столовой, отряде карантин, кафе (на втором этаже корпуса ВПК), двух цехов по производству деревянных палочек)); привести в соответствии с требованиями нормативных документов размер эвакуационного выхода в отряде «Карантин»; привести с установленными требованиями нормативных документов лестницу, ведущую на второй этаж отряда «карантин»; выполнить не из горючих материалов помещение для рабочих, расположенное в цеху по производству деревянных палочек; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц на зданиях учреждения; уменьшить площадь одной секции (штабеля) до 300 м2 при хранении пиломатериала на открытой площадке, увеличить противопожарное расстояние между штабелями до 6 м и увеличить расстояние от места хранения до зданий и сооружений до 30 м в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу. Срок исполнения решения с момента вступления решения в законную силу наступил 30 апреля 2019 года.
Определением Спасского районного суда Приморского края 30 мая 2019 года по результатам рассмотрения заявления ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесено определение об отсрочке исполнения решения на срок до 31 декабря 2019 года.
17 января 2020 года Спасским районным судом Приморского края по результатам рассмотрения заявления ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесено определение об отсрочке исполнения решения на срок до 31 декабря 2020 года.
22 января 2021 года Спасским районным судом Приморского края по результатам рассмотрения заявления ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Приморскому краю о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесено определение об отсрочке исполнения решения на срок до 31 декабря 2021 года.
Проверяя законность вынесенного определения, судья апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку представленными доказательствами не установлены обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда. Учитывая неблагоприятные последствия в виде нарушения правил пожарной безопасности в месте проживания осужденных, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье, отсутствие достаточного финансирования не может расцениваться как безусловное основание для отсрочки.
Согласно ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", исходя из правовой позиции, выработанной Европейским Судом по правам человека, сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчивается в момент исполнения судебного акта. С учетом этого суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. При этом решение суда должно быть исполнимым.
В соответствии с положениями ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об изменении способа и порядка исполнения.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для предоставления отсрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений суд, учитывая поведение и имущественное положение заявителя, интересы взыскателя, вправе отсрочить исполнение решения суда при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 апреля 2006 года N 104-О, вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу указанных норм права обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.
Доводы апелляционного представления об отсутствии непреодолимых обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, заслуживают внимания.
ФКУ ИК N № ГУФСИН России по Приморскому краю в очередной раз обращаясь с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, злоупотребляет правом. К тому же доказательств, наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности предоставления такой отсрочки должник суду не представил, а доводы заявления о недостаточном финансировании, исполнении судебного акта в значительной части удовлетворения заявления не влечет.
Поскольку судом апелляционной инстанции не установлено наличие исключительных обстоятельств, либо иных уважительных причин, объективно препятствующих исполнению решения суда, отсутствие бюджетных средств и большой объем необходимых работ, таковыми не являются, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Сложность внутригосударственной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство (в том числе, публичные органы местного самоуправления) от его конвенционной обязанности гарантировать право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок.
Следует отметить, что неисполнение решения суда продолжительное время, с учетом неоднократного предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда не может соответствовать закрепленному в ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципу обязательности судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья апелляционной инстанции
определил:
определение Спасского районного суда Приморского края от 17 декабря 2021 года – отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония - № ГУФСИН России по Приморскому краю об отсрочке исполнения решения Спасского районного суда Приморского края от 23 марта 2016 года, отказать.
Апелляционное представление удовлетворить.
Председательствующий