Судья Волкова С.Г. Дело № 33-3088/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе: председательствующего Ивановой Е.А.,
судей: Сусловой Н.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 28 мая 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Комиавиатранс» на решение Усинского городского суда от 22 января 2018 года, по которому
Исковые требования Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», АО «Комиавиатранс» об обязании устранить нарушения при использовании оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» - удовлетворены.
ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» обязано в срок до 01 июля 2018 г. обеспечить подключение не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, один из которых должен быть автономным, оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>анеморумбометра М-63М-1, с заводским №<Номер обезличен>.
АО «Комиавиатранс» обязано в срок до 01 июля 2018 г. обеспечить электроэнергией объекты Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» для подключения не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным, следующего оборудования: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен> - датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>; анеморумбометра М-63М-1, с заводским №<Номер обезличен>.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителей ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» ФИО1 и ФИО2, прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании устранить нарушения при использовании оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», которая, как установлено в ходе проведении проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, не подключена не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, один из которых должен быть автономным. При этом просил обязать АО «Комиавиатранс», как оператора аэродрома г. ... и с учетом его обязанности обеспечению комплекса мероприятий по светотехническому обеспечению электроэнергией объектов аэропорту, в срок до 01 июля 2018 г. обеспечить электроэнергией объекты Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» для подключения не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным, следующего оборудования: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен> - датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским № <Номер обезличен>; Анеморумбометра М-63М-1, с заводским №<Номер обезличен>. Кроме того просил обязать ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» как метеорологический орган, осуществляющий наблюдения за метеорологическими параметрами на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке (аэродромный метеорологический орган), и обеспечивающий проведение регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме в соответствии с требованиями законодательства и условий договора, заключенного между ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и ОАО «Комиавиатранс», обеспечить непосредственное подключение указанных выше объектов не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным.
В судебном заседании помощник Печорского транспортного прокурора К.В.П. требования и основания иска поддержал.
Представитель ответчика АО «Комиавиатранс» В.А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился,
Ответчик ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также письменные возражения относительно заявленного иска к ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»
Суд принял приведенное выше решение, которым не согласилось ОА «Комиавиатранс», полагая, что оснований для возложения какой-либо обязанности на ОА «Комиавиатранс» у суда не имелось, поскольку указанное общество не является потребителем электроэнергии в ходе использования метеорологического оборудования. С учетом требований норм гражданского законодательства ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» является потребителем электроэнергии и обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений.
В своих возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ ««Авиаметтелеком Росгидромета» и Печорский транспортный прокурор выражают согласие с решением суда.
В заседании судебной коллегии прокурор, представители ФГБУ ««Авиаметтелеком Росгидромета» с доводами апелляционной жалобы не согласились.
АО «Комиавиатранс» своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что взлетно-посадочная полоса Аэропорта ... относится к категории захода на посадку по приборам. АО «Комиавиатранс» является оператором аэродрома Усинск (Сертификат № <Номер обезличен>).
Согласно п. 1 ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства обеспечивается посредством безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 2 ст. 69 ВК РФ).
В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает в том числе комплекс мероприятий по обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.
Пунктом 57 ФАП установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов.
Одним из элементов обеспечения безопасности полетов является метеорологическое обслуживание гражданской авиации, а именно: предоставление экипажам воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций (пункт 2.1.1 Наставления по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России, утвержденного приказом от 27.12.1995 Росгидромета № 131, Минтранса РФ № 111).
Положением об авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» предусмотрено, что одной из ее функций является метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов.
В силу п. 6.1 ФАП № 262, аэродром по степени надежности электроснабжения относится к потребителям электроэнергии первой категории.
В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Согласно п. 6.5 ФАП № 262, категории потребителей электроэнергии по степени надежности электроснабжения и максимально допустимое время перерывов в их электропитании приведены в приложении № 25 к ФАП № 262.
В соответствии с п. 6 к ФАП № 262, к первой категории потребителя электроэнергии отнесено метеорологическое оборудование аэродромов (регистраторы дальности видимости, измерители высоты облаков и др.)
Потребители электроэнергии первой категории должны обеспечиваться электроэнергией не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии (с автоматической коммутацией), один из которых должен быть автономным (п. 6.11 ФАП № 262).
Метеорологическое оборудование метеорологической станции ..., а именно, измерители высоты облаков ДВО-2, анеморумбометр М-63М-1 относятся к 1 категории электроприемников по надежности электроснабжения, вместе с тем их электроснабжение не обеспечено в соответствии с требованиями законодательства не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным.
Между АО «Комиавиатранс» (ранее ГУП РК «Комиавиатранс») и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (ранее ФГУ«Авиаметтелеком») заключен договор № <Номер обезличен> от 25.05.2011 на метеообслуживание, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель через соответствующие авиаметеоподразделения (АМЦ, ЗГМО,АМСГ, ОГ) оказывает услуги по предоставлению метеорологической информации для обслуживания полетов (метеообслуживание) воздушных судов заказчика (или арендуемых заказчиком), выполняющих регулярные и нерегулярные перевозки на аэродромах, посадочных площадках, районах (площадях) полетов, обслуживаемых авиаметеоподразделениями исполнителя.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из того, что заключение договора само по себе не рассматривается в качестве исполнения обязанности оператором аэродрома гражданской авиации по обеспечению полетов воздушных судов. Инфраструктура аэродрома должна обеспечивать возможность для осуществления надлежащей работы всего оборудования, и, поскольку установлено, что метеорологическое оборудование метеорологической станции ... - измерители высоты облаков ДВО-2, анеморумбометр М-63М-1, относящиеся к 1 категории электроприемников по надежности электроснабжения, в нарушение требований законодательства их электроснабжение не обеспечено в соответствии с требованиями законодательства не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным, обоснованно возложил обязанность по обеспечению указанных объектов электроэнергией на ОА «Комиавиатранс».
При этом судебная коллегия учитывает, что функции ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» отличаются от функций АО «Комиавиатранс». Предметом и основной деятельностью ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» является обеспечение потребностей, в том числе юридических лиц, в гидрометеорологической, гелиографической информации. Для реализации целей и задач предусмотрена обязанность осуществления материально-технического оснащения соответствующего филиала приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами. Создание необходимой инфраструктуры аэропорта, а именно создание соответствующих линий электропередач, в функции ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» не входит, что следует из договора п. 3.1, в соответствии с которым ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» как исполнитель обязуется осуществлять метеообслуживание полетов воздушных судов ОАО «Комиавиатранс». Указанное также следует из анализа положений инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме г. ..., утвержденной директором АО «Комиавиатранс», в которой имеются сведения об отсутствии резервного электропитания метеорологического оборудования в нарушение требований закона ( ...).
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам, имеющим значение для дела, судом при вынесении решения допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит частичной отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда от 22 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОА «Комиавиатранс»- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-