ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3093 от 19.08.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3093 судья Некрасов Р.Ю. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2015 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

с участием прокурора Калько Е.Н.

при секретаре судебного заседания Галушкиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 23 марта 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области об оспаривании представления Вышневолоцкого межрайонного прокурора ФИО13. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений исполнения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», отказать.

Принятую определением от 16 февраля 2015 года меру по обеспечению заявления ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области в виде приостановления действия представления Вышневолоцкого межрайонного прокурора ФИО14 об устранении нарушений исполнения ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ, сохранить до вступления решения суда в законную силу»

судебная коллегия

установила:

ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления Вышневолоцкого межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений исполнения Федерального закона «О дополнительны мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», выразившихся в отказе заявителю ФИО1 в направлении средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на реконструкцию индивидуального жилого дома в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в связи с непредставлением документа, подтверждающего проведение основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявления указано, что по результатам проверки, проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1, в Управление 12 января 2015 года поступило представление межрайонного прокурора об устранении нарушений исполнения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Основанием для принятия мер прокурорского реагирования стало обращение ФИО1 ФИО15 в клиентскую службу ГУ УПФ РФ с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий и получении компенсации затрат на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома, с приложением необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК в связи с нарушением установленного ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» порядка подачи заявления о распоряжении средствами МСК. Отказ мотивирован тем, что согласно п. 2 ч.1 ст. 10 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемую гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат при условии представления заявителем документов, предусмотренных ч.1.3 ст. 10 Закона №256-ФЗ, а для распоряжения оставшейся частью средств МСК, с учетом требований части 1.2 настоящей статьи. Следовательно, оставшаяся часть средств материнского капитала подлежит перечислению заявителю, не только при предоставлении документов, указанных в ч. 1.3 ст. 10 Закона № 256-ФЗ, но и с учетом документа, указанного в 1.2 ст. 10 Закона №256-ФЗ, подтверждающего исполнение основного требования к реконструируемому объекту - проведение работ, в результате которых общая площадь увеличивается не менее, чем на учтенную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которая составляет согласно Решению Вышневолоцкой городской Думы от 04 апреля 2005 года № 31 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого смещения» 10 квадратных метров общей площади жилого помещения. Аналогичные требования содержатся в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862. В соответствии с Правилам выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного капитала), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686, основным документом такого характера является Акт освидетельствования, который выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (Отделом архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек Тверской области), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. ФИО1 обращалась в Отдел архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек Тверской области за выдачей Акта освидетельствования, в чем ей было отказано. При этом она не лишалась права обжаловать отказ в выдаче документа в судебном порядке. Вследствие непредставления ФИО1 в Органы ПФ РФ спорного Акта освидетельствования, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и увеличение общей площади жилого дома не менее чем на 10 квадратных метров, ГУ УПФ РФ в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе было принято решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами МСК и направлении их в счет компенсации затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Обоснованность принятого решения проверена вышестоящим органом - ОПФР по Тверской области и подтверждена письмом от 06 ноября 2014 года № 16-06/5635@.

Представитель заявителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области ФИО2 в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании согласилась с доводами заявления. Пояснила, что в процессе сбора документов, необходимых для удовлетворения заявления о распоряжения средствами МСК, указанных в соответствующем перечне, она письменно обращалась в Отдел архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек Тверской области за получением Акта освидетельствования, подтверждающего выполнение работ по строительству и реконструкции объекта жилищного строительства, в чем ей было отказано со ссылкой на отсутствие затребуемого документа в списке необходимых к предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для получения средств МСК на компенсацию затрат понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области просит решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 23 марта 2015 года отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала было отказано, поскольку ею не был представлен документ, подтверждающий проведение работ, согласно которому общая площадь жилого помещения после сдачи в эксплуатацию увеличивается больше чем на учетную норму площади жилого помещения, составляющую 10 кв.м. общей площади жилого помещения, которым в соответствии с Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 686 от 18 августа 2011 года является акт освидетельствования. В соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2012 года № 346н Управление направило запрос в отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Вышний Волочек, согласно ответа которого, акт освидетельствования ФИО1 не выдавался. Полагает, что ФИО1 был нарушен порядок подачи заявления, в связи с чем, у Управления имелись основания для отказа в его удовлетворении. В данном случае, акт освидетельствования ФИО1 не был выдан отделом архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек, который может быть обжалован в суд, в связи с чем, право ФИО1 не распоряжение средствами материнского капитала нарушено отделом архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек, в отношении которого должно быть вынесено представление. При повторном обращении ФИО1 за актом освидетельствования, последний был ей выдан ДД.ММ.ГГГГ. При повторном обращении в Управление с предоставлением всех документов, в том числе и акта освидетельствования, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об удовлетворении заявления ФИО1, поскольку общая площадь жилого помещения в результате проведенных работ увеличилась более чем на 10 кв.м., а именно на <данные изъяты> кв.м. На основании изложенного, полагает, что суд неправильно истолковал закон и не применил закон, подлежащий применению и как результат постановил незаконное решение.

В письменных возражениях, представленных Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой, указано на законность и обоснованность постановленного по делу решения и не состоятельность доводов жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях, заслушав представителя ГУ - УПФ РФ в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области ФИО3, прокурора Калько Е.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 марта 2005 года № 110-О изложена позиция, согласно которой законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Из материалов дела следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения ГУ–Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области требований Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Вышневолоцкий межрайонный прокурор в адрес ГУ–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области вынес представление об устранении нарушений исполнения Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», из которого следует, что в нарушение требований части 1.3 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ незаконно отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с не предоставлением документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. (л.д. 11-12).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является матерью двоих детей: ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании решения ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный сертификат , подтверждающий ее право на получение материнского (семейного) капитала (л. д. 18).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли- продажи (купчая) земельного участка с объектами недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек на улучшение жилищных условий, а именно на оплату компенсации затрат понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 13-16).

По запросу УПФР в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области отдел архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек Тверской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта ИЖС или проведение работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ в отношении объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> не выдавался (л.д.19).

Решением ГУ–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (л.д. 17).

Основанием для принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что ФИО1 не был предоставлен документ органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (л.д. 17).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», пришел к выводу о том, что ФИО1 обратилась в ГУ–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в установленном законом порядке, предоставив все необходимые документы, установленные частью 1.3 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а требование о предоставлении документа (акта освидетельствования), подтверждающего проведение работ по реконструкции индивидуального жилищного строительства не основано на законе, поскольку данный документ не перечислен в пункте 1.3 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем, законных оснований для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 у ГУ–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, не имелось, а, следовательно, оспариваемое представление прокурора является законным, в виду чего, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления ГУ–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильным толковании норм права, регулирующие возникшие правоотношения, что в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятого по делу решения.

Нормативный порядок направления средств материнского (семейного) капитала установлен статьёй 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Также указанной нормой Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (пункт 5).

По смыслу положений пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», пункта 2 Правил направления средств материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Согласно части 1.3 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке документов.

Таким образом в отношении компенсации затрат за реконструированный объект индивидуального жилищного строительства норма данной статьи является отсылочной и указывает на необходимость в том числе и предоставления документов, приведенных в части 1.2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно части 1.2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10(3) пункта 2 Правил направления средств материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 в соответствии с подпунктом «б» пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет в том числе документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, урегулирован Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 686 (далее Правила).

Согласно пункту 1 Правил таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 июня 2011 года № 286 утверждена Форма документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил акт освидетельствования выдается уполномоченным органом лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителю лично под расписку либо направляется заказным письмом с уведомлением в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящих Правил.

Таким образом, Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регламентирующий порядок распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, предусматривает строго целевые назначения их использования, конкретную процедуру, предоставление конкретных документов.

Из материалов дела следует и не оспаривается странами, что на момент вынесения ГУ-УПФР в городе Вышнем Волочке и Вышневолцком районе (межрайонное) Тверской области решения об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала акт освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта ИЖС в отношении объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> не выдавался.

Поскольку лицом, получившим сертификат, не были соблюдены необходимые условия, установленные действующим законодательством, регламентирующим порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, а именно не представлен документ органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Вышневолоцким межрайонным прокурором ФИО18 в адрес ГУ–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области представление № 1944-нс-14, содержащее необоснованный вывод о нарушении исполнения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», нельзя признать законным.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 23 марта 2015 года отменить, постановить новое решение.

Заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области удовлетворить.

Представление Вышневолоцкого межрайонного прокурора ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений исполнения Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» признать незаконным.

Председательствующий:

Судьи: