ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3095/2014 от 14.10.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Леонова Л.А. Дело № 33-3095/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,

с участием прокурора Половниковой А.А.,

при секретаре Комлевой К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 14 октября 2014 года гражданское дело по иску прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах Созыкина к Администрации Шумихинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,

по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шумихинского районного суда Курганской области от 12 августа 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Шумихинского района в интересах Созыкина В.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию Шумихинского района предоставить Созыкину , <...> г.р. на территории г. Шумиха Курганской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарным и санитарно-техническим нормам.

Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Созыкину .».

Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Шумихинского района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в интересах Созыкина В.А. в суд с иском к Администрации Шумихинского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и профинансировать расходы на его предоставление.

В обоснование заявленных требований указывал, что Созыкин В.А., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать признана безвестно отсутствующей, отец записан со слов матери. Постановлением Администрации Чумлякского сельсовета от <...> Созыкину В.А. назначен опекун Созыкина Л.П. Постановлением Администрации Шумихинского района от <...> Созыкин В.А. поставлен на учет граждан нуждающихся в жилище по внеочередному списку. Право Созыкина В.А. на получение жилого помещения по настоящее время не реализовано, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения до настоящего времени Созыкин В.А. не обеспечен. Просил обязать Администрацию Шумихинского района Курганской области предоставить Созыкину В.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Шумиха Шумихинского района Курганской области площадью не менее 15 кв.м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.

В судебном заседании помощник прокурора Шумихинского района Курганской области ФИО7 на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Созыкин В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал. Ранее в судебном заседании пояснял, что проживает в с. Птичье Шумихинского района Курганской области с бабушкой, собственного жилья не имеет, жилое помещение за ним не закреплялось.

Представитель ответчика Администрации Шумихинского района Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве ссылался на то, что с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Кроме того, указывал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год. Истцом не представлены доказательства невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий. Также как и не представлено доказательств соблюдения Администрацией Шумихинского района установленного порядка расходования субвенций. Также указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что, заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Кроме того, ссылался на нарушение истцом ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), поскольку не указана сумма финансирования. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица Сектора по опеке и попечительству Отдела образования Администрации Шумихинского района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал.

Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился, указав, что они нормативно не обоснованы, не указано в чем выразилось нарушение прав истца. Также указал, что настоящий спор затрагивает межбюджетные отношения, иск заявлен за пределами подведомственности суда общей юрисдикции.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. Указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Поскольку решение суда не содержит указание на порядок предоставления жилья, то оно будет осуществлено во внеочередном порядке. Полагает, что это приведет к нарушению действующего законодательства, а также прав других детей-сирот, включенных ранее в сформированный список, у которых также в соответствии с законом возникло право на получение жилого помещения. Также, ответчик полагает, что требование прокурора об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения истцу не подлежало разбирательству в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, в которых одной стороной выступает гражданин, то суд не должен был решать вопросы, касающиеся бюджетных отношений. Кроме того, указывает, что возложенная на ответчика оспариваемым решением суда обязанность «по выделению денежных средств на предоставление не может быть связана с возложенной на Администрацию Шумихинского района обязанностью «предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения». Полагает, что суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, считает, что решение суда вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате и времени извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.

Прокурор отдела прокуратуры Курганской области Половникова А.А. в судебном заседании апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.

Истец Созыкин В.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации Шумихинского района Курганской области, представитель третьего лица Сектора по опеке и попечительству Отдела образования Администрации Шумихинсокго района Курганской области, представитель Главного управления образования Курганской области, представитель Финансового управления Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.

Руководствуясь ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что истец Созыкин В.А., <...> года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 18).

Мать Созыкина В.А. – Созыкина Н.В. решением Щучанского районного суда Курганской области от <...> признана безвестно отсутствующей, сведения об отце записаны со слов матери, что подтверждено соответствующим свидетельством о рождении Созыкина В.А., справкой отдела ЗАГС от <...>, решением Щучанского районного суда от <...> (л.д. 13, 19, 20).

Постановлением Администрации Чумлякского сельсовета Щучанского района Курганской области от <...> над несовершеннолетними Созыкиным В.А. и его братом Созыкиным И.Н., <...> была установлена опека, опекуном назначена их бабушка Созыкина Л.П. (л.д. 17). Жилое помещение за Созыкиным В.А. не закреплялось (л.д. 57).

Постановлением Администрации Шумихинского района Курганской области от <...> Созыкин В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 21).

Созыкин В.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

В собственности и по договору социального найма Созыкин В.А. жилья не имеет, что подтверждается справками Шумихинского филиала государственного унитарного предприятия Курганской области «Кургантехинвентаризация» от <...>, Отдела образования Администрации Шумихинского района Курганской области, Сектора по опеке и попечительству от <...>, уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> (л.д. 28, 29, 59, 60).

Статус истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и его нуждаемость в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами по делу, не оспариваются ответчиками.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Созыкин В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 02.07.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» (в редакции от 04.06.2013) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).

Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее – орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.

Созыкин В.А. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Шумихинского района Курганской области, свое право на получение жилья до 01.01.2013 не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.

В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 № 83) Администрацией Шумихинского района утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шумиха, в который включен истец Созыкин В.А.

Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Созыкина В.А. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с требованиями п.п. 1,7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации г. Шумиха от 26.11.2012 № 710 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде муниципального образования г. Шумиха Курганской области в размере не менее 15 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Шумихинского района Курганской области обязанность по предоставлению Созыкину В.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Шумиха Курганской области в пределах нормы предоставления – не менее 15 кв.м общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.

Также судебная коллегиянаходит правильнымвывод суда о возложениина Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 07.05.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Созыкину В.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, неподведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.

Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.

Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.

Таким образом, возлагая наПравительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования «Шумихинский район», суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Созыкину В.А., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Созыкину В.А. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения Созыкину В.А. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шумихинского районного суда Курганской области от 12 августа 2014 года по иску прокурора Шумихинского района Курганской области в интересах Созыкина к Администрации Шумихинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья оставить без изменения,

апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.В. Литвинова

Судьи: Е.И. Безносова

И.Г. Ушакова