ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3096/2015 от 01.07.2015 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Глатенко Ю.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 июля 2015 года № 33-3096/2015

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Жидковой О.В.,

судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,

при секретаре Вариной С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 15.04.2015, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 является собственником специального пассажирского транспортного средства ..., регистрационный номер №..., категории «В» (л.д. 11).

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы (далее Межрайонная ИФНС) № 4 по Вологодской области транспортный налог за 2013 год на указанное транспортное средство исчислен из расчета ставки налога, установленной для грузовых автомобилей и автобусов (л.д. 9).

16.02.2015 ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 4 по Вологодской области об обязании предоставить льготу по уплате транспортного налога и взыскании переплаты по налогу.

Требования мотивировала тем, что является пенсионером и имеет право на льготу по уплате транспортного налога на принадлежащий ей автомобиль, который является легковым, поскольку отнесен к категории «В». Полагала незаконными действия Межрайонной ИФНС № 4 по Вологодской области, выразившиеся в неприменении ставки транспортного налога, установленной для легкового автомобиля, и не предоставлении льготы по уплате данного налога.

Просила суд обязать Межрайонную ИФНС № 4 по Вологодской области предоставить ей льготу по уплате транспортного налога на автомобиль ... за 2013 год и последующие года; взыскать с Межрайонной ИФНС № 4 по Вологодской области в ее пользу переплату по налогу в сумме ... рублей и расходы по уплате государственной пошлины.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС № 4 по Вологодской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве с исковыми требованиями не согласился, указав что льгота по уплате транспортного налога предоставляется только на легковые автомобили, вместе с тем, согласно сведений, предоставленных органами ГИБДД, транспортное средство истца относится к специализированным автомобилям. При этом указание в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль является легковым транспортным средством.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования. Указывает, что согласно паспорту транспортного средства автомобиль является специальным пассажирским, предназначен для перевозки пассажиров, в связи с чем, не может быть грузовым. Полагает неправомерным применение судом положений Отраслевой нормали ОН 025 270-66, разработанной для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения. Кроме того полагает, что в случае невозможности определить конкретный тип транспортного средства в целях налогообложения, следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающими, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.

В целях администрирования транспортного налога согласно сведениям о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

На территории Вологодской области транспортный налог введен в действие Законом Вологодской области от 15.11.2002 № 842-ОЗ «О транспортном налоге», частью 4 статьи 2 которого устанавливаются налоговые льготы и основания для их применения. На основании пункта «р» приведенной нормы права от уплаты транспортного налога освобождаются граждане, которым назначена трудовая пенсия или страховая пенсия по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВТ) включительно, мотоцикла и мотороллера с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,42 кВТ) включительно, зарегистрированных в установленном порядке; льгота предоставляется в отношении одного из указанных транспортных средств по выбору налогоплательщика.

Разрешая исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащее истцу транспортное средство в паспорте транспортного средства, как легковой автомобиль, не классифицировано, предназначено для перевозки пассажиров и грузов, в связи с чем, пришел к выводу о правомерности действий налогового органа по исчислению транспортного налога исходя из налоговой ставки для грузовых автомобилей и отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Понятия автобуса, грузового и легкового автомобиля в Налоговом кодексе для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу статьи 11 названного кодекса следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

Так, пунктом 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, установлено, что при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», и Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» основным документом для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.

Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.

Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории.

Исходя из содержания изложенных правовых норм, представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику - физическому лицу, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства.

Пунктами 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (далее также Положение), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005, установлено, что в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. К категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств, в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Аналогичная классификация транспортных средств определена в ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст).

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что категория «B», указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и к грузовым транспортным средствам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является пенсионером по старости.

По сведениям, поступившим от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, в Межрайонную ИФНС № 4 по Вологодской области за ФИО1 в период с 10.11.2009 по 08.05.2013 было зарегистрировано транспортное средство ..., регистрационный номер №..., с 08.06.2013 – транспортное средство ..., регистрационный номер №... (л.д. 17).

Из паспорта транспортного средства ..., регистрационный номер №..., усматривается следующее:

- в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указано «Спец.пассажирский»;

- в строке 4 «Категория ТС» - «В»;

- в строке 10 «Мощность двигателя, л.с. (кВт)» - ... (...);

- в строке 14 «Разрешенная максимальная масса, кг» - ...;

- в строке 15 «Масса без нагрузки, кг» - ... (л.д. 11).

В соответствии с представленными в суд первой инстанции фотографиями транспортного средства, автомобиль ... имеет 7 мест для сидения (кроме места водителя) л.д. 56-57.

Изложенное свидетельствует о том, что спорное транспортное средство в ПТС как грузовой автомобиль или автобус не классифицировано, при этом его разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

Согласно налоговому уведомлению №... транспортный налог Межрайонной ИФНС России № 4 по Вологодской области ФИО1 за 2013 год (... месяцев) на автомобиль ..., регистрационный номер №..., исчислен из расчета ставки налога – ... рублей, установленной для легковых автомобилей, предоставлена льгота; за 2013 год (... месяцев) на автомобиль ..., регистрационный номер №..., исчислен из расчета ставки налога – ... рублей, установленной для грузовых автомобилей и автобусов (л.д. 9).

Вместе с тем из содержания статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

В данном случае, по мнению судебной коллегии, отнесение принадлежащего истцу транспортного средства к категории «В» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории.

Доказательств использования спорного транспортного средства в качестве грузового транспорта, автобуса или в иных целях Инспекция, вопреки статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представила.

Поскольку совокупность регистрационных данных, имеющихся по автомобилю ..., не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требования об обязании предоставить льготу по уплате транспортного налога, подлежит отмене и принятию в указанной части нового решения о возложении на Межрайонную ИФНС № 4 по Вологодской области обязанности предоставить истцу льготу по уплате транспортного налога в отношении транспортного средства ... с даты его постановки на государственный регистрационный учет в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за собственником ФИО1 (с 08.06.2013).

В то же время отказ в удовлетворении требования в части взыскания с Межрайонной ИФНС № 4 по Вологодской области в пользу истца переплаты по налогу в сумме ... рублей, является правомерным.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация права налогоплательщика на возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов носит заявительный характер.

Согласно части 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

С учетом частичного удовлетворенного судом апелляционной инстанции требования истца об обязании предоставить льготу по уплате транспортного налога (требование неимущественного характера) и в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Межрайонной ИФНС № 4 по Вологодской области в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.

Поскольку иные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, в остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 15.04.2015 в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области обязанности по предоставлению ФИО1 льготы по уплате транспортного налога в отношении транспортного средства ..., регистрационный номер №..., и возмещении расходов по уплате государственной пошлины, отменить.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области предоставить ФИО1 льготу по уплате транспортного налога в отношении транспортного средства ..., регистрационный номер №..., с даты постановки на государственный регистрационный учет в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (08.06.2013).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере ...рублей.

В остальной части решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 15.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Жидкова

Судьи: А.А. Коничева

И.А. Сотников