ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-309/20 от 24.01.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Стародубцева Л.И. Апелляционное дело № 33-309/2020

УИД 21RS0024-01-2019-003515-27

Судья Горшкова Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

судей Стародубцевой Л.И., Нестеровой А.А.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г.Чебоксары Чувашской Республики Столяровой Э.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Азов» о признании бездействия по неисполнению Постановления Правительства РФ №1273 незаконным, возложении обязанности сформировать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта, разработать и принять меры по согласованию паспорта безопасности торгового объекта, поступившее по апелляционной жалобе ООО «Азов» на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 ноября 2019года.

Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Азов», в котором с учетом последующего уточнения просил признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению Постановления Правительства РФ №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» и возложить на ООО «Азов» обязанность в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному иску сформировать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта – ТД «Тройка», расположенного по адресу: <адрес>, после проведения обследования и категорирования в течение 30 дней разработать и принять меры по согласованию паспорта безопасности в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ №1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

В обоснование требований указано, что торговый объект – ТД «Тройка», расположенный по адресу: <адрес>, правообладателем которого является ООО «Азов», распоряжением Главы Чувашской Республики от 14 сентября 2018 года №400-рг-329 ДСП включен в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию. В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму правообладателями торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, выявлены нарушения федерального законодательства ООО «Азов», которым в нарушение Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму» и Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017года №1273, комиссия по категорированию торгового объекта не создана, категорирование торгового объекта не произведено. Между тем о включении торгового объекта – ТД «Тройка» в указанный Перечень и необходимости проведения действий по категорированию торгового объекта, составлению и согласование его паспорта безопасности ООО «Азов» был осведомлен уведомлениями Минэкономразвития Чувашии от 17сентября 2018 года и от 13марта 2019 года, однако по состоянию на 22 августа 2019 года данные действия не произвел. Непроведение указанных работ снижает уровень террористической защищенности объекта и свидетельствует о несоблюдении его правообладателем требований законодательства о противодействии терроризму.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Васильев С.А., представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» Д., представитель Минэкономразвития Чуваши ФИО1 иск с учетом уточнений поддержали.

Представитель УФСБ РФ по Чувашской Республике ФИО2 разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 ноября 2019года постановлено:

«Удовлетворить исковые требования прокурора г. Чебоксары Чувашской Республики к ООО «Азов» полностью.

Признать незаконным бездействие ООО «Азов» по неисполнению постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», выразившееся в невыполнении мероприятий по категорированию Торгового дома «Тройка», расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на ООО «Азов» обязанность в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда сформировать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта - Торгового дома «Тройка», расположенного по адресу: <адрес>.

После проведения обследования и категорирования торгового объекта в течение 30 дней разработать и принять меры по согласованию паспорта безопасности Торгового дома «Тройка», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

Взыскать с ООО «Азов» в доход муниципального бюджета г.Чебоксары государственную пошлину в размере 300 рублей».

Указанное решение суда обжаловано ООО «Азов» по мотивам незаконности и необоснованности ввиду нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе приводятся доводы о том, что судом неверно установлен момент возникновения у ответчика обязанности по исполнению Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19октября 2017года №1273, которые согласно п.п.7 и 14 данных Требований возникают не с момента включения объекта в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а с момента получения письменного уведомления правообладателя о включении торгового объекта в указанный Перечень. Впервые надлежащее уведомление о включении в данный Перечень и необходимости проведения указанных работ ООО «Азов» было получено 1 октября 2019 года (уведомление от 25 сентября 2019 года). Между тем прокурором в обоснование иска были положены уведомления от 17сентября 2018 года и от 13 марта 2019года, сведений о надлежащем вручении которых в материалах дела не имеется. По уведомлению, полученному ООО «Азов» 1октября 2019 года, приняты меры по формированию комиссии, приказом директора ООО «Азов» от 30 октября 2019 года комиссия сформирована, то есть свои обязательства, возникшие после получения письменного уведомления 1 октября 2019 года ответчик исполняет надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя третьего лица УФСБ России по Чувашской Республике - ФИО2, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что распоряжением Главы Чувашской Республики от 14 сентября 2018 года №400-рг-329ДСП утвержден Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Чувашской Республики и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее – Перечень). В указанный Перечень включен торговый объект – Торговый дом «Тройка», расположенный по адресу: <адрес>, правообладателем и юридическим лицом, ответственным за организацию категорирования которого является ООО «Азов».

Письмом Минэкономразвития Чувашии от 17 сентября 2018 года № 09/08-9568, информация о включении Торгового дома «Тройка» в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию, доведена до сведения ООО «Азов».

29 июля 2019 года прокурором Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в отношении ООО «Азов» вынесено представление об устранении нарушений законодательства и противодействии терроризму, которым обязал Общество принять меры по устранению выявленных нарушений, в частности создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта.

Уведомлением от 25 сентября 2019 года Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики вновь известило ООО «Азов» о включении Торгового дома «Тройка» в Перечень, а также о необходимости провести работы по категорированию торгового объекта (территории) и представить согласованный паспорт безопасности торгового объекта.

Данное уведомление получено ООО «Азов» 1 октября 2019 года.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, приняв во внимание, что о включении в Перечень и необходимости проведения мер, предусмотренных п.14 Требований, ответчику было известно из писем Минэкономразвития от 17 сентября 2018 года, от 25 сентября 2019 года, кроме того, ООО «Азов» осведомлено о необходимости принятия указанных мер из вынесенного в отношении него представления прокурора по данному вопросу, однако на момент вынесения решения суда работы по категорированию объекта, составлению и согласованию паспорта безопасности не проведены, пришел к выводу о том, что требования прокурора о признании бездействия ООО «Азов» по невыполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 №1273 незаконным, возложении обязанности сформировать комиссию по обследованию и категорированию ТД «Тройка», разработать и принять меры по согласованию паспорта безопасности торгового объекта являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения суда первой инстанции и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017года № 1273 утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и форма паспорта безопасности торгового объекта (территории) (далее – Требования к антитеррористической защищенности).

Названное постановление устанавливает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (п.1 Постановление № 1273).

Под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п.2 Постановления № 1273).

Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.5 Постановления № 1273).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень (п.7 Требований к антитеррористической защищенности).

Согласно п.10 указанного Постановления в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в Перечень. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней (п.14 Требований).

Приведенные нормы права предусматривают обязанность правообладателя торгового объекта, включенного в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию, сформировать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта, а после проведения обследования и категорирования торгового объекта принять меры по согласованию паспорта безопасности.

Судом установлено, что ООО «Азов», являющимся правообладателем Торгового дома «Тройка», расположенного по адресу: <адрес>, возложенные законом обязанности в течение месяца со дня получения уведомления о включении торгового объекта в Перечень по созданию комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта и по результатам категорирования данного объекта составлению паспорта безопасности торгового объекта, не выполнены.

Неисполнение требований Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории) создают предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку невозможно обеспечить их устойчивое и безопасное функционирование, защиту личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие ООО «Азов», выразившееся в невыполнении мероприятий по категорированию Торгового дома «Тройка», возложении обязанности сформировать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта, разработать и принять меры по согласованию паспорта безопасности Торгового дома «Тройка», является незаконным, судебная коллегия находит правильным.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Установленный судом первой инстанции срок исполнения ООО «Азов» обязанности сформировать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта – Торгового дома «Тройка» и разработки и принятия мер по согласованию паспорта безопасности указанного торгового объекта, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик до 1 октября 2019 года не получал уведомления о включении Торгового дома «Тройка» в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию является несостоятельным, поскольку как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес ответчика не только были направлены уведомления, но и 29 июля 2019 года прокурором Калининского района г.Чебоксары в отношении ООО «Азов» было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в части невыполнения мероприятий по категорированию торгового объекта, что свидетельствует об осведомленности ответчика о включении торгового объекта в Перечень еще до обращения прокурора с иском в суд. Кроме того, после получения 1 октября 2019 года уведомления о включении Торгового дома «Тройка» в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию и необходимости проведения работ по категорированию торгового объекта, представления паспорта безопасности торгового объекта, ООО «Азов» доказательства о выполнении работ по категорированию и паспортизации Торгового дома «Тройка» суду первой инстанции также не были представлены. Такие доказательства не были представлены и суду апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу ООО «Азов» на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 ноября 2019года оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А.Блинова

Судьи Л.И.Стародубцева

А.А.Нестерова