Судья Скуратович С.Г. Дело №33-309/2018
Докладчик Леснова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М.
судей Ганченковой В.А., Лесновой И.С.,
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 г. в г. Саранске дело по иску Балабайкиной О.В. к Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» по апелляционной жалобе Балабайкиной О.В. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2017 г.
Заслушав доклад судьи Лесновой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Балабайкина О.В. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», мотивируя требования тем, что с 1987 г. является работником «Почты России» и в настоящее время работает на должности <данные изъяты>. 22 мая 2005 г. Приказом №84-п истец награждена почетной грамотой ФГУП «Почта России». Полагает, что на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 г. №223 имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Обратившись с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, получила отказ, по тем основаниям, что ФГУП «Почта России» не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, а также не является государственной корпорацией. Указывала, что непрерывный стаж работы на данном предприятии составляет 30 лет, в связи с чем просила признать отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» (л.д.1-2).
Протокольным определением Ленинского районного суда г.Саранска от 6 декабря 2017 г. произведена замена ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия на надлежащего ответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, в связи с внесением в Единый реестр юридических лиц 20 октября 2017 г. изменений в наименование ответчика на основании Указа Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212-УГ «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и о внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 21 ноября 2005 г. №187-УГ» (л.д.37-38).
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2017 г. в удовлетворении исковых требований Балабайкиной О.В. отказано. (л.д.40-45).
В апелляционной жалобе Балабайкина О.В., выражая несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы приводит аналогичные доводам искового заявления. Просит постановленное решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований (л.д.49-50).
В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Балабайкиной О.В., рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 сентября 2017 г. Балабайкина О.В. обратилась в республиканскую Комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» с заявлением о присвоении ей соответствующего звания (л.д.33).
Из трудовой книжки Балабайкиной О.В. следует, что 25 августа 1987 г. она принята в Большеигнатовский узел связи на должность <данные изъяты>. 31 марта 2004 г. уволена в порядке перевода в УФПС Республики Мордовия - филиал ФГУП «Почта России», где работает по настоящее время (л.д. 11-13).
Согласно справке от 7 сентября 2017 г. Балабайкина О.В. работает в Ичалковском почтамте УФПС РМ филиала ФГУП «Почта России» с 17 марта 2006 г. Общий трудовой стаж составляет 32 года 8 месяцев 3 дня (л.д.36).
Приказом ФГУП «Почта России» от 28 июня 2005 г. за №84-п Балабайкина О.В. награждена почетной грамотой за заслуги в профессиональной деятельности, личный вклад в развитие федеральной почтовой связи и в связи с праздником «День российской почты» (л.д. 8).
12 октября 2017 г. письмом за №10-6830-Г Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия Балабайкиной О.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку ФГУП «Почта России» не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», а также не является государственной корпорацией (л.д.5).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Почетная грамота ФГУП «Почта России», выданная генеральным директором Сырцовым И.А. является поощрительной мерой за заслуги в профессиональной деятельности, личный вклад в развитие Федеральной почтовой связи внутри деятельности конкретного предприятия, следовательно, не является ведомственным знаком отличия, награждением которым законодательство связывает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии в пунктом 1 статьи 7 названного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 июня 2006 г. №223 (в редакции от 28 июня 2016 г.) с 1 июля 2016 г. на присвоение звания «Ветеран труда» имеют право:
а) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации;
б) лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
в) лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
г) лица, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) или за выслугу лет, и награжденные Почетным дипломом многодетной матери I, II, III степени, Орденом Славы Республики Мордовия, медалью "За заслуги. В ознаменование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства", а также имеющие звание Почетный гражданин Республики Мордовия.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия установлен Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. №578. В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Согласно пункту 4 Положения знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска в присвоении звания «Ветеран труда» на основании Почетной грамоты ФГУП «Почта России».
Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.
Судом первой инстанции, правомерно определено, что в силу пункта 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных Министерству организаций.
В соответствии с действующим Уставом ФГУП «Почта России», утвержденным приказом Минкомсвязи России от 18 июня 2013 г. №141, предприятие находится в ведомственном подчинении Минкомсвязи России, имущество предприятия находится в федеральной собственности, полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Минкомсвязь России и Росимущество.
В силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Ввиду того, что ФГУП «Почта России» в структуру органов исполнительной власти в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации не входит, а в соответствии со своей организационно-правовой формой является коммерческой организацией, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Почетная грамота ФГУП «Почта России» выдана органом, не входящим в структуру органов государственной власти, не уполномоченным награждать ведомственными знаками отличия в труде, и, следовательно, не может быть признана ведомственной наградой.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что почетная грамота за достигнутые успехи в труде и имеющийся у нее продолжительный трудовой стаж являются достаточным основанием для признания ветераном труда.
Указанные доводы являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что указанная почетная грамота не дает оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа государственной власти.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда, однако по существу их не опровергают. Они основаны на неверном толковании ответчиком норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Балабайкиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий | А.М. Козлов |
Судьи | В.А. Ганченкова |
И.С. Леснова |