ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3102/2021 от 03.02.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0001-02-2021-006160-36

Председательствующий: Лемперт И.Н.

№ 33-88/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 3 февраля 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Тяжелковой Елены Николаевны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 октября 2021 года, которым частично удовлетворены ее исковые требования к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» о признании решения незаконным, назначении ежемесячной денежной выплаты, установлении факта совместного проживания.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца Тяжелковой Е.Н. и ее представителя Слинкина А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тяжелкова Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения г. Абакана» (далее – Управление социальной поддержки г. Абакана) о признании решения незаконным, назначении ежемесячной денежной выплаты. Требования мотивировала тем, что 26.04.2021 она обратилась к Управление социальной поддержки г. Абакана с заявлением о назначении предусмотренной постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 № 724 «О реализации подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620» (вместе с «Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой на третьего либо последующего ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 01.01.2020, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством)») (далее - постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 № 724) ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка. Решением ответчика от 04.05.2021 ей отказано в назначении указанной выплаты по причине представления неполного пакета необходимых документов, с чем она не согласна. Указала, что к ее заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты прикладывались все документы, указанные в пункте 5 постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 № 724, что свидетельствует о незаконности принятого Управлением социальной поддержки г. Абакана решения. С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным и отменить решение ответчика № 5410 от 04.05.2021, возложить на Управление социальной поддержки г. Абакана обязанность назначить ежемесячную денежную выплату на третьего ребенка с ДД.ММ.ГГГГ, а также установить факт ее совместного проживания с ее детьми ФИО9ФИО5 и ФИО6 на территории Республики Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Тяжелкова Е.Н. и ее представитель Слинкин А.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Управления социальной поддержки г. Абакана, привлеченного определением суда 27.07.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Установил факт совместного проживания Тяжелковой Е.Н. и ее детей ФИО9, ФИО5 и ФИО6 на территории Республики Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

С решением суда не согласна истец Тяжелкова Е.Н.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что правом на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой на третьего либо последующего ребенка в возрасте до трех лет, обладают только семьи, имеющие статус многодетных. Считает, что постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 № 724, от 13.11.2013 № 620 не содержат такого основания для назначения спорной выплаты как наличие статуса многодетной семьи. Полагает, что указанные нормативные акты ставят во главу создание благоприятных условий для жизнедеятельности семей с детьми, а также внедрении механизма финансовой поддержки в случае рождения третьего по счету ребенка, при этом отсутствие статуса многодетной семьи не может являться причиной и основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты. Обращает внимание, что вывод суда об отсутствии доказательств подтверждения полного дохода семьи не соответствует обстоятельствам дела, поскольку алименты для ее ребенка ФИО9 она с отца ребенка никогда не взыскивала. Просит учесть, что иные доходы, кроме имеющихся у нее и ее супруга ФИО7, у семьи отсутствуют, в связи с чем заявленные исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика Таракина Ж.В. выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 26.04.2021 Тяжелкова Е.Н. обратилась в Управление социальной поддержки населения г. Абакана с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой на третьего либо последующего ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 1 января 2020 года, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством), к которому приложены: копии свидетельств о рождении на троих детей - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о смерти ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспортов на истца и ее супруга ФИО7, выданную <данные изъяты> справку о доходах истца от 13.04.2021, выписку из ЕГРИП на ФИО7, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на ФИО7, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на ФИО7, налоговые декларации ФИО7 за 2020 год, реквизиты банковского счета, копию свидетельства о регистрации брака ФИО10 и ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о расторжении брака между ФИО11 и ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о заключении брака между ФИО12 и ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

04.05.2021 Управлением социальной поддержки населения г. Абакана принято решение об отказе истцу в предоставлении ежемесячной денежной выплатына основании подпункта 2 пункта 11 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой на третьего либо последующего ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 1 января 2020 года, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 724 от 30.12.2019, - непредставление и (или) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ФИО13 поясняла, что отказ в назначении истцу спорной выплаты обусловлен отсутствием статуса многодетной семьи на момент подачи заявления в связи с гибелью старшей дочери ФИО9, а также в связи не подтверждением доходов членов семьи, в том числе на ФИО9, поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи и денежной и натуральной форме, в том числе, алименты, получаемые членами семьи.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Тяжелкова Е.Н. ссылалась на то, что отсутствие статуса многодетной семьи не должно препятствовать предоставлению мер социальной поддержки ее семье, при условии, что ее семья отвечает признакам таковой, а также на то, что доход ее семьи состоял только из ее дохода и дохода ее супруга ФИО7, а передаваемые отцом ФИО9 денежные средства не должны учитываться при расчете среднедушевого дохода, поскольку алиментами не являются.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой на третьего либо последующего ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 1 января 2020 года, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством), семья Тяжелковой Е.Н. не относилась к категории многодетной, а также из того, что поданные истцом с заявлением документы о доходах истца и ее супруга ФИО7, без учета дохода несовершеннолетней ФИО9 (алименты), не отражают полный доход семьи Тяжелковой Е.Н.

Выражая несогласие с решением суда, истец в апелляционной жалобе указывает на то, что постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 № 724, от 13.11.2013 № 620 гарантируют создание благоприятных условий для жизнедеятельности семей с детьми, внедрение механизма финансовой поддержки в случае рождения третьего по счету ребенка, при этом отсутствие статуса многодетной семьи не является причиной и основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, а не полученные и не взыскиваемые алименты для ее ребенка ФИО9 не должны учитываться для расчета дохода семьи, претендующей на получение ежемесячной выплаты на третьего ребенка.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В Республике Хакасия 02.10.2008 принят Закон № 43-ЗРХ (ред. от 21.07.2020) «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», согласно статье 2 которого многодетной семьей считается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), принятых на воспитание в приемные семьи, находящихся под опекой (попечительством), пасынков и (или) падчериц), включая обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

В число детей, учитываемых в составе семьи для признания ее многодетной, не включаются умершие дети, дети, признанные безвестно отсутствующими либо объявленные умершими по решению суда (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43-ЗРХ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43-ЗРХ документом, подтверждающим право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей управлением социальной поддержки населения по месту жительства.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620 утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан», в составе которой также утверждена подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», предусматривающая в пункте 17 Приложения № 1 «Перечень основных мероприятий государственной программы» осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (в том числе софинансирование с федеральным бюджетом).

В целях реализации мероприятия «Осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка либо последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (в том числе софинансирование с федеральным бюджетом)» подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620, постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 № 724 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой на третьего либо последующего ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 1 января 2020 года, за исключением приемных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством), который определяет условия ее предоставления.

В соответствии с пунктами 4, 5, 9, подпункта 7 пункта 13 вышеназванного Порядка предоставление ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер.

Для назначения ежемесячной денежной выплаты заявитель обращается в управление по месту жительства, пребывания, фактического проживания лично (через представителя) и подает заявление о назначении указанной выплаты до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока заявитель подает новое заявление о назначении указанной выплаты до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет.

Заявитель имеет право подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения ребенка, с рождением которого возникло право на ежемесячную выплату, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата назначается со дня обращения за ее назначением.

Осуществление ежемесячной денежной выплаты прекращается, в том числе в случае утраты семьи статуса многодетной в связи со смертью иных несовершеннолетних детей, входящих в состав семьи заявителя, кроме ребенка, с рождением (усыновлением) которого у заявителя возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что предоставление ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, право на ее получение возникает с момента подачи соответствующего заявления, и прекращается в случае утраты статуса многодетной семьи, в том числе в связи со смертью иных несовершеннолетних детей, входящих в состав семьи заявителя, кроме ребенка, с рождением (усыновлением) которого у заявителя возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из материалов дела, истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, представив в обоснование права на ее получение свидетельства о рождении в семье трех детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время из приложенных к заявлению документов, а именно из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты семья истца не отвечала установленным статьей 2 Закона Республики Хакасия от 02.10.2008 № 43-ЗРХ признакам многодетной семьи, поскольку имела в составе только 2 детей, в связи с чем такая мера социальной поддержки не могла быть ей предоставлена, в том числе и на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как об этом указывал представитель истца в суде апелляционной инстанции, поскольку назначение ежемесячной выплаты за шесть предшествующих месяцев со дня рождения ребенка возможно, если на момент обращения за ее назначением имеется право на ее получение, т.е. если семья отвечает признакам многодетной.

В связи с отсутствием оснований для назначения истцу ежемесячной денежной выплаты по вышеприведенным основаниям, доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводом суда о необходимости учета алиментов на содержание ФИО11 не могут повлиять на законность принятого решения, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 октября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Тяжелковой Елены Николаевны без удовлетворения.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи Г.П.Пархомович

А.В.Пронина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.02.2022