Судья Кушнарева И.К.
Дело № 33-3111
поступило 05.08.2014 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2014 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей Казанцевой Т.Б., Семенова Б.С., Назимовой П.С. при секретаре Помишиной Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Энергосбыт» о признании незаконным действий по начислению платы за общедомовые нужды
по апелляционной жалобе представителя ООО «Энергосбыт» ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 июня 2014 г., которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия ООО «Энергосбыт» по начислению ФИО1 платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, незаконными.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО3, представителя ответчика ООО «Энергосбыт» ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ООО «Энергосбыт», ФИО1 просил произвести перерасчет задолженности по электроэнергии.
Требования мотивированы тем, что истец проживает по адресу: <...>. Затраты на общедомовые нужды ранее составляли не более <...> руб. С декабря 2013 г. ответчиком предъявлена к уплате задолженность по общедомовым нуждам в размере более <...> руб. На момент обращения в суд задолженность составляла <...> руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 уточнил исковые требования, просил признать действия ответчика по начислению платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, незаконными, ссылаясь на нарушение процедуры установки общедомового прибора электроэнергии. При этом пояснил, что прибор учета установлен в 2011г. возле жилого дома на столбе. Данный прибор учета был установлен в доме и введен в эксплуатацию без ведома и согласия жильцов дома, его использование для начисления платы истцу за расход электроэнергии, является незаконным.
Истец ФИО1 поддержал исковые требования с учетом уточнений своего представителя.
Представитель ответчика ООО «Энергосбыт» ФИО4 не признала исковые требования, ссылаясь на то, что плата за общедомовые нужды начисляется законно.
Решением районного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Бурятэнерго» ФИО2 просит отменить решение, ссылаясь на то, что жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услуги по электроснабжению показания коллективных приборов учета, установленных по инициативе сетевой организации и не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Установка спорного прибора учета с нарушением порядка согласования установки с собственниками многоквартирного дома прав истца не нарушает. Законодатель не связывает расчет платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью общедомового прибора учета, а также соблюдением порядка установки и согласования таких приборов учета. Также автор жалобы сослался на нарушение положений ст. 39 ГПК РФ, поскольку изменение предмета и основания иска недопустимо.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Бурятэнергосбыт» ФИО2 поддержал доводы жалобы, против которых возражали истец ФИО1 и его представитель ФИО3
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры №<...> расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>. Являясь потребителем электроэнергии, 26.10.2009 г. заключил договор энергоснабжения с ООО «Энергосбыт». Квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета. Способ управления многоквартирным домом жильцами не выбран.
10.12.2011 г. в многоквартирном жилом доме по ул. <...> ответчиком установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. С июня 2012 г. ООО «Энергосбыт» производит расчет электроэнергии на общедомовые нужды с использованием показаний указанного прибора учета, предъявляя соответствующие счета к оплате потребителям.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что общедомовой прибор учета электроэнергии установлен без соблюдения процедуры и с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно применил нормы материального права, выводы суда подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно ч. 5 ст. 13 данного Закона собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны были до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как установлено ч.12 ст.13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные последствия невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета указаны в п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения). Так, в случае неполучения в установленный срок ответа или отказа допустить сетевую организацию к местам установки приборов учета, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия "установка и допуск прибора учета", а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с п.п.147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения норм материального права применительно к возникшим правоотношениям, пришел к обоснованному заключению о том, что установка коллективного прибора учета электроэнергии была осуществлена ответчиком с нарушением процедуры и срока, установленных Законом об энергосбережении и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, не на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. При этом суду ответчиком не представлены доказательства ввода прибора учета в эксплуатацию в порядке, установленном указанными нормативно-правовыми актами.
Доводы представителя ответчика о том, что доказательством ввода в эксплуатацию является имеющийся в материалах дела акт осмотра приборов учета №<...> от 10.12.2011г., не могут быть приняты во внимание, поскольку данный документ составлен по результатам проведения поверки прибора учета в порядке, установленном п.п. 172, 173, 176 Основных положений, а не по результатам допуска прибора учета в эксплуатацию и не содержит сведений, которые должен содержать акт ввода в эксплуатацию, указанные в п.п. 147, 152, 153 Основных положений, при составлении акта уполномоченный представитель собственников помещений в многоквартирном доме участия не принимал. Доказательства того, что участвовавший при составлении акта представитель управляющей компании ООО <...> являлся представителем собственников, либо данная организация являлась управляющей компанией в указанном доме (протокол собрания собственников), суду представлены не были
Поскольку требования законодательства, регламентирующего установку общедомового прибора учета соблюдены не были, суд пришел к обоснованному заключению о том, что начисление ФИО1 оплаты на общедомовые нужды, исходя из показаний данного коллективного прибора учета, установленного в доме № <...> по ул. <...>, является незаконным.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются имеющимися доказательствами, а доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: Т.Б. Казанцева
Б.С. Семенов