Судья Войт А.В. | Дело № 33-3114/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2018 года г. Екатеринбург
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Зоновой А. Е.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов
по апелляционному представлению прокурора г. Североуральска на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения прокурора Удаловой К.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор города Североуральска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В ходе выездной установлен факт несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории Всеволодского участкового лесничества, участка .... Лица, ответственные за несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, не установлены.
Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 8, ст. 51, п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение о Департаменте лесного хозяйств Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 1905-ПП), прокурор просил возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв меры к ликвидации несанкционированного места размещения твёрдых бытовых отходов путём их сбора, вывоза и утилизации (переработки) в ГКУ СО «Карпинское лесничество» Всеволодского участкового лесничества, участка ...
В судебном заседании прокурором исковые требования были поддержаны.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Указал, что Департамент лесного хозяйства не является уполномоченным органом по уборке несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда. Ссылался на то, что в спорном правоотношении не подлежат применению ст. 54, 55 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку они утратили силу с 01 октября 2016 года. Оснований для применения ст. 51 Лесного кодекса не имеется, поскольку в настоящее время в ней регулируются вопросы охраны лесов от пожаров. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года №414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» утратило силу, в связи с чем, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Розыскные мероприятия, направленные на установление лиц, виновных в нарушении норм природоохранного законодательства, не проводились, тогда как возложение на представителя публичного собственника обязанности по ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков является крайней мерой, применяемой в случае невозможности установления непосредственного причинителя вреда. Возложение на ответчика спорной обязанности приведёт к нецелевому расходованию бюджетных средств. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора-Государственное казенное учреждение Свердловской области «Карпинское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства, ТУ Росимущества Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов отказано.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушения норм материального права. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает о несогласии с выводами суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, обязанности по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда; возложение на ответчика обязанности по ликвидации свалок бытовых отходов приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств; преждевременности обращения прокурора с настоящим иском в связи с тем, что истцом не проведены мероприятия, направленные на установление виновных лиц в нарушении природоохранного законодательства.
Ответчик, третьи лица – ГКУ СО «Карпинское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Росимущества по Свердловской области в заседание судебной коллеги не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления назначено на 13 февраля 2018 года определением от 24 января 2018 года, стороны, третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 01 февраля 2018 года информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик, третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не возлагает на ответчика обязанности по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда, поскольку с вступлением в действие с 01 марта 2017 года новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации изменилось правовое регулирование охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, возложение на ответчика обязанности по ликвидации свалок приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, и прокурором не проводились какие-либо проверки или мероприятия, направленные на установление лиц, виновных в нарушении норм природоохранного законодательства.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении гражданского дела судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, актом проверки (осмотра) от 11 августа 2017 года, составленным помощником прокурора г. Североуральска Богатыревым О.А. с участием сотрудников ГКУ СО «Карпинское лесничество» установлено, что на территории Всеволодского участкового лесничества, участка Сосьвинского, квартал 93, выдел 30, имеется несанкционированное складирование твёрдых бытовых отходов, расположенное возле лесной дороги.
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра и информации ГКУ СО «Карпинское лесничество» от 24 августа 2017 года № 283 квартал № 87-вн из 93 (выдел 30) Всеволодский участок Всеволодского участкового лесничества Карпинского лесничества расположен на землях государственного лесного фонда, входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и в настоящее время он не предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
На основании свидетельства ... земельный участок с кадастровым номером № из категории земель лесного фонда, площадью 2529978680 кв.м., принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок от <....>№.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Как следует из ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда является федеральной собственность (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области (правопреемник Министерства природных ресурсов Свердловской области), что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП).
В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения именно ответчик Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, принятие во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому - либо в законное владение и пользование, позволяет сделать однозначный вывод о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с правовой позицией ответчика о том, что действующее законодательство не возлагает на Департамент обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.
Ответчик правомерно указывает о том, что с 01 октября 2016 года утратила силу ст. 55 Лесного Кодекса Российской Федерации. Данная норма закона предусматривала, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия.
На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01 марта 2017 года) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, действующее законодательство не исключает специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Свердловской области из системы охраны лесов.
Довод ответчика о том, что возложение на Департамент обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, судебная коллегия отклоняет.
Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.ч. 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
При этом Департамент является главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения).
Из приведенных вышеуказанных норм закона следует, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, входит в полномочия Департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов.
Указанное исключает правильность довода ответчика о том, что расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на вышеуказанные мероприятия является нецелевым расходованием денежных средств.
Непроведение розыскных мероприятий, направленных на установление виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц, правильность выводов судебной коллегии не исключает, поскольку не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Обязательный досудебный порядок по делам данной категории не предусмотрен; последующее установление таких лиц не исключает возможность предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от мусора.
Вопреки правовой позиции ответчика, бремя содержания лесного участка, на котором зафиксирован факт несанкционированной свалки, не несет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, также как и органами местного самоуправления данного городского округа, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17 ноября 2017 года отменить, вынести новое решение.
Исковые требования прокурора города Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга, лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов удовлетворить.
Возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в течение шести месяцев с вынесения настоящего определения восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв меры к ликвидации несанкционированного места размещения твёрдых бытовых отходов путём их сбора, вывоза и утилизации (переработки) в ГКУ СО «Карпинское лесничество» Всеволодского участкового лесничества, участка Сосьвинского, квартал 93, выдел 30.
Председательствующий | Иванова Т.С. |
Судьи | Зонова А.Е. |
Редозубова Т.Л. |