УИД 58RS0002-01-2021-000230-67
Судья Ивашкина Ю.А. дело № 33-3115/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 октября 2021 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Терехиной Л.В.
судей Герасимовой А.А., Копыловой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Фатеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-90/2020 по исковому заявлению Дёриной Д.А. к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Спасского района Пензенской области о признании незаконным решения об установлении периода выплаты пособия по безработице
по апелляционной жалобе Дёриной Д.А. на решение Спасского районного суда Пензенской области от 30 июля 2021 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дёриной Д.А. к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Спасского района Пензенской области о признании незаконным решения об установлении периода выплаты пособия по безработице с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и возложении обязанности установить период выплаты пособия по безработице с 11 марта 2021 г. по 10 сентября 2021 г. - отказать.
Заслушав доклад судьи Копыловой Н.В., пояснения директора Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Спасского района Пензенской области Юровой Л.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Дёрина Д.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Спасского района Пензенской области (далее по тексту- ГКУ ЦЗН Спасского района), в котором просила признать незаконным решение ГКУ ЦЗН Спасского района об установлении ей периода выплаты пособия по безработице и возложить на ответчика обязанность установить период выплаты пособия с 11 марта 2021 г. по 10 сентября 2021 г.
В обоснование иска указала, что 28 февраля 2021 г. на основании приказа Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 февраля 2021 г. № 136-лс с ней расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 11 марта 2021 г. она обратилась в ГКУ ЦЗН Спасского района через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. ГКУ ЦЗН Спасского района она зарегистрирована в качестве безработного с 11 марта 2021 г. и ей назначено пособие по безработице с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Считает решение ответчика в части установления вышеназванного периода выплаты пособия незаконным, поскольку в силу требований ч. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г № 460 пособие исчисляется с первого дня признания гражданина безработным. Согласно ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37 того же закона, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания, которая не является ни выходным пособием, ни сохранением среднего заработка на период трудоустройства, а потому пособие по безработице должно быть установлено с 11 марта 2021 г., а не с 1 июля 2021 г.
Спасский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Дёрина Д.А. просит об отмене решения и принятии нового об удовлетворении иска, выражая несогласие с выводом суда о том, что предусмотренная ч.3.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежная компенсация по своей сути является аналогом установленной ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии на выплату выходного пособия и сохранение среднего заработка на период трудоустройства работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации. Во всех действующих нормативных правовых актах, связанных с выплатой компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе временной период указан лишь для определения размера такой компенсации и без указания периода, за который она выплачивается.
В возражениях на жалобу ГКУ ЦЗН Спасского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции Дёрина Д.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения в Российской Федерации государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.
В силу ст. 31 Закона о занятости населения в Российской Федерации пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила).
Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (п. 1 Временных правил).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утверждённой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Временных правил).
Постановка на регистрационный учёт в целях поиска подходящей работы осуществляется путём внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учёт в целях поиска подходящей работы.
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4 Временных правил).
При постановке на регистрационный учёт граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (п. 10 Временных правил).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
В соответствии с п.12 Временных правил пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с 1-го дня по истечении указанного периода.
В силу п.17(1) Временных правил пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки. Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в п.п. 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с 1 января 2019 г. была назначена на старшую должность государственной гражданской службы специалиста-эксперта отдела кадров, спецработы и защиты информации Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ от 24 декабря 2018 г. № 253-лс) (л.д.88).
На основании приказа Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 февраля 2021 г. № 136-лс служебный контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 28 февраля 2021 г. в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания в соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 указанного федерального закона (л.д.87).
11 марта 2021 г. ФИО1 дистанционно через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратилась в ГКУ ЦЗН Спасского района в целях поиска подходящей для неё работы.
Приказом ГКУ ЦЗН Спасского района Пензенской области от 19 марта 2021 г. № 29394П/21078 ФИО1 была признана безработной и ей с 1 июля 2021 г. назначено пособие по безработице в процентном отношении к среднемесячному заработку и установлена продолжительность периода выплаты пособия с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (л.д.78).
В электронной форме с использованием информационно-аналитической системы 19 марта 2021 г. ФИО1 уведомлена о размере и сроках выплаты пособия по безработице.
Разрешая спор по существу и отказывая истице в удовлетворении иска, суд, проанализировав вышеприведенные нормы права, а также положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что денежная компенсация, выплачиваемая гражданскому служащему при сокращении должностей в соответствии с ч.3.1 ст.37Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является аналогом гарантии, установленной ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации увольняемому в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работнику, в связи с чем выплата пособия по безработице должна осуществляться с первого дня по истечении срока, за который выплачена компенсация.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч.1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации ( п.1 ч.1 ст.81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст. 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (п.1ч.1 ст.81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
В случае, предусмотренном ч.2 настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном ч.3 настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (ч. 2 и 3 настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В силу ст.73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ, применяются Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.
Вопросы, связанные с выплатой пособия по безработице гражданским служащим, уволенным из государственного органа, в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ не урегулированы.
Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выплату пособия по безработице безработным гражданам.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что пособие по безработице назначается гражданам с первого дня признания их безработными, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости населения:
1) гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице назначается с первого дня по истечении указанного периода;
3) государственным гражданским служащим, уволенным в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанным в установленном порядке безработными и не трудоустроенным в течение периода после увольнения с гражданской службы, за который им произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения), пособие по безработице назначается с первого дня по истечении указанного периода.
Анализ вышеприведенных норм ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации и ч.3.1 ст.37 Федерального закона 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующих вопросы, связанные с предоставлением гарантий увольняемым в связи с сокращением штата работников (должностей государственной гражданской службы) позволяет прийти к выводу о том, что выплачиваемая увольняемому гражданскому служащему денежная компенсация по своей правовой природе аналогична единовременной компенсации или среднему заработку на период трудоустройства, выплачиваемым работнику организации и, как правильно указала суд, пособие по безработице таким гражданским служащим начисляется не с первого дня признания гражданина безработным, как ошибочно полагает истец, а с первого дня по истечении периода, за который ему произведена выплата компенсации.
Поскольку истице выплачена компенсация за март-июнь 2021 г., ГКУ ЦЗН Спасского района обосновано выплата пособия назначена с 1 июля 2021 г., и вывод суда об отсутствии оснований для установления выплаты пособия с 11 марта 2021 г. является правильным, соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил их с учетом представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ и сделал правильный вывод по существу спора; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Спасского районного суда Пензенской области от 30 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи