ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3116/2022 от 18.04.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД – 59RS0004-01-2021-006776-86

Дело № 33-3116/2022 (2-4342/2021)

Судья – Гладкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н.,судей Смирновой М.А., Братчиковой М.П. при помощнике Рассудихине Д.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 апреля 2022 года дело по апелляционным жалобам Администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, ООО «Новогор-Прикамье» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 года, которым постановлено:

Возложить на администрацию города Перми обязанность в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйной сети канализации от жилого дома по ул.Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м.

Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в течение месяца после вступления решения суда в законную суда обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйную сеть канализации от жилого дома по ул.Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» обязанность эксплуатировать и содержать в нормативном и технически исправном состоянии сеть канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м, до определения специализированной организации для целей его содержания и обслуживания.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» в доход муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя истца Меньтиной А.С.. представителя ответчика ООО «НОВОГОР-Прикамье» Желниной Э.В., представителя администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми Лазуренко В.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г Перми, ООО «НОВОГОР-Прикамье» о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйной сети канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м, в течение 90 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу; о возложении на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми обязанности по определению специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйную сеть канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м, в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу; о возложении на ООО «НОВОГОР-Прикамья» обязанности по эксплуатации и содержанию бесхозяйной сети канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м, до определения специализированной организации для целей ее содержания и обслуживания.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу обслуживания и содержания сети канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150 мм, чугун, протяженностью L=17м. Проверка показала, что указанная сеть канализации является бесхозяйной, в чьей-либо собственности не находится, на обслуживание специализированной организации не передана, имеет присоединение к сетям ООО «НОВОГОР-Прикамье». 02.06.2021 года получено заключение Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми о нецелесообразности приема выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми. Администрацией г. Перми ввиду принятия решения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о нецелесообразности приема трубопровода в муниципальную собственность не проведена работа по постановке на учет выявленного бесхозяйного объекта, что может повлечь нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Специализированная организация, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, также не определена. Обязанность определить данную специализированную организацию следует возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми. Бездействие Администрации г. Перми может привести к неблагоприятным последствиям в случае аварии на сети. ООО «НОВОГОР-Прикамье» обязано эксплуатировать и содержать сеть канализации до определения специализированной организации для целей ее содержания и обслуживания в установленном порядке, поскольку указанная сеть канализации имеет непосредственное присоединение к сетям канализации ООО «НОВОГОР-Прикамье», сеть канализации используется ООО «НОВОГОР-Прикамье» для предоставления коммунальной услуги по водоотведению в многоквартирный жилой дом № 27 по ул. Газеты Звезда, а значит используется указанной организацией для производственных целей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчики Администрация г. Перми и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, просят отменить решение суда по мотиву нарушения судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В соответствии с дополнительным соглашением к концессионному соглашению от 03.11.2020 года № 19 сеть водоотведения с кадастровым номером № **, протяженностью 17 п. м. от жилой части дома по ул. Газеты Звезда, 27 (без учета выпуска), включена в реестр муниципального имущества казны, на основании распоряжения начальника департамента имущества администрации города Перми от 18.06.2020 года № 059-19-01-10-577 с реестровым номером **. Администрация Ленинского района г. Перми, как территориальный орган, обращалась с пакетом документов в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми с просьбой подготовить заключение о целесообразности приема в муниципальную собственность. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми письмом от 02.06.2021 года за № 059-04-17/3-756-ри принято решение о нецелесообразности прием предположительно бесхозяйного участка сети: сети канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), протяженностью 17 п.м. по причине, что указанная сеть работает только на административную часть здания. Полагают необоснованной ссылку истца на бездействие органов местного самоуправления по определению специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный водопровод, так как работа в данном направлении организована ответчиками. Для возложения на орган местного самоуправления обязанности по определению обслуживающей организации, а также обязанности по принятию объекта в муниципальную собственность, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимо установить, является ли спорный участок тепловой сети бесхозяйным. Администрация города Перми готова рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность данного участка сети только в соответствии с порядком приема в муниципальную собственность из других форм собственности, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 года № 13. Оснований для возложения на Администрацию г. Перми обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйной сети канализации, а также обязании Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми определить специализированную организацию у прокурора Ленинского района г. Перми отсутствуют.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «Новогор-Прикамье» просит отменить решение суда, в удовлетворении иска о возложении обязанность на данного ответчика по содержанию сети водоотведения отказать. Участок сети водоснабжения от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27, протяженностью 17 п.м., диаметром 150 мм ответчику не передавался. Организация водоснабжения и водоотведения возлагается на органы местного самоуправления. Обязанность по принятию объекта в эксплуатацию возникает с момента подписания передаточного акта между органом местного самоуправления и ООО «Новогор-Прикамье», в настоящее время такой акт отсутствует. Обеспечение содержания и ремонт бесхозяйных объектов должны быть возложены на Департамент ЖКХ администрации г. Перми, МКУ «Городская коммунальная служба», которые в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Администрации г. Перми от 14.05.2021 года № 346, являются ответственными за указанные мероприятия до даты принятия объектов на учет в качестве бесхозяйных, а также до даты их передачи на обслуживание организации, сети которой непосредственно присоединены с указанными объектами.

В суде апелляционной инстанции представители ответчиков Администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, ООО «НОВОГОР-Прикамье» на доводах апелляционных жалоб настаивают.

Представитель истца полагает решение суда законным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении спора суд, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ч.1 ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 г. № 931, Решения Пермской городской Думы №138 от 26.06.2012 года, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. При этом суд исходил из того, что спорные сети являются бесхозяйным имуществом, поскольку их собственник не установлен, в ЕГРН сведения о правообладателе спорных сетей отсутствуют, в реестр муниципальной либо федеральной собственности они (сети) не включены. Отсутствие собственника имущества влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27, которые обеспечиваются данными транзитными сетями, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий. Учитывая нормы Регламента и Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, суд пришел к выводу, что у департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми имеется обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные транзитные сети. Возлагая на ООО «НОВОГОР-Прикамье» обязанность по эксплуатации и содержанию в нормативном состоянии сети водоотведения для определения специализированной организации, суд исходил из того, что транзитные сети по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150мм, чугун, протяженностью L=17м непосредственно присоединены к инженерным сетям ответчика, спорный участок сети используется ООО «НОВОГОР-Прикамья» в производственной деятельности для предоставления коммунальной услуги по водоотведению в указанный многоквартирный жилой. ООО «НОВОГОР-Прикамье» как лицо, использующее спорный участок сети для осуществления производственной деятельности, обязано содержать используемые им транзитные сети.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Перми проведена проверка по вопросу обслуживания и содержания сети канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4), диаметром 150мм, чугун, протяженностью L=17м., в ходе которой было установлено, что указанная сеть канализации является бесхозяйной, в чьей-либо собственности не находится, на обслуживание специализированной организации не передана, имеет присоединение к сетям ООО «НОВОГОР-Прикамье».

Из ответа ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 12.04.2019 №110-5702 на запрос администрации Ленинского района г.Перми следует, что в процессе эксплуатации сетей канализации Ленинского района были выявлены объекты инженерной инфраструктуры, имеющие признаки бесхозяйного недвижимого имущества – «Сеть канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-1 до КК-3, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, чугун». Данная сеть водоотведения в обслуживание ООО «НОВОГОР-Прикамье» не передана.

Согласно ответу ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 19.08.2019 №110-14431 на запрос администрации Ленинского района г.Перми в процессе эксплуатации сетей канализации Ленинского района были выявлены объекты инженерной инфраструктуры, имеющие признаки бесхозяйного недвижимого имущества – «Сеть канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-1 до КК-3, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, чугун». На основании заключения СЭД-059-04-01-18-126 от 16.04.2018 в обслуживание ООО «НОВОГОР-Прикамье» передан участок сети водоотведения от жилого дома по ул. Г.Звезда, 27 (без учета выпуска), ориентировочной протяженностью 17 п.м., d=200мм. Информация о передачи сети канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, чугун, не поступала, соответственно данная сеть водоотведения в обслуживание ООО «НОВОГОР-Прикамье» не передана. Информацией о владельце сети ООО «НОВОГОР-Прикамье» не располагает. Из ответа ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 26.08.2021 следует, что участок сети канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, обществу по концессионному соглашению не передавался, а также не передавался и в составе бесхозяйного имущества на основании п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правом собственности на указанный участок сети общество не обладает.

Согласно ответов Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 16.03.2020, 25.08.2021, Управления Росимущества в Пермском крае от 09.04.2020, 24.08.2021 сети канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, расположенные на территории Ленинского района г.Перми, в реестре государственной собственности Пермского края федерального имущества не учитываются и в реестре отсутствуют.

В соответствии с ответами Департамента имущественных отношений администрации г.Перми от 28.04.2021, 25.08.2021 сеть канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, в реестре муниципального имущества г.Перми не числится. Сеть водоснабжения (кадастровый номер **), протяженностью 17,00 п.м. от жилой части дома по ул.Газеты Звезда, 27 (без учета выпуска) включена в реестр муниципального имущества г.Перми, находится в составе имущества муниципальной казны и передана в концессию ООО «НОВОГОР-Прикамье» (л.д. 38, 47).

Из ответов ТСЖ «Звезда-27» от 04.02.2020, 25.08.2021 следует, что дом по адресу: г.Пермь, ул.Газеты Звезда, 27 – это единый комплекс, состоящий из жилой и офисной частей. Жилая часть дома начинается с четвертого этажа и по 18 этаж. Водоотведение от жилой части дома и офисных помещений, собственники которых являются членами ТСЖ «Звезда-27», осуществляется от КК-1 до КК-3 и от КК-2 до КК-4. ТСЖ «Звезда-27» принадлежат только участки канализации от дома до наружных стенок колодцев КК-1 и КК-2. Сети канализации от КК-1 до КК-3 и от КК-2 до КК-4 не числятся на балансе собственников ТСЖ «Звезда-27».

Из ответа МУП «Пермводоканал» от 25.08.2021 следует, что сеть канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, в хозяйственном ведении предприятия не числится. Согласно ответу ПАО «Т Плюс» от 26.08.2021 сеть канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, на балансе ПАО «Т Плюс» не числится, как бесхозяйное имущество не обслуживается.

Согласно акту осмотра администрации Ленинского района г.Перми от 11.03.2021 сеть канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, находится в удовлетворительном состоянии, имеет присоединение к сетям ООО «НОВОГОР-Прикамье».

02.06.2021 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства вынесено решение о нецелесообразности принятия в муниципальную собственность сети канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости сети канализации от жилого дома по ул. Г. Звезда, 27 от КК-2 до КК-4, общей протяженностью 17,0 п.м., d=150мм, отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится в том числе организация в границах поселения, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Положения ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливают обязанность органа местного самоуправления по определению обслуживающей организации бесхозяйных сетей.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 2, 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти системы.

Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию спорных сетей может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанных объектов, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, угрозы санитарному благополучию жителей города.

Бесхозяйность сетей, задействованных в системах отопления указанных в иске многоквартирных домов, и отсутствие со стороны администрации мер по принятию их на баланс и поддержанию в надлежащем техническом состоянии, приводит к социально-негативным последствиям, в том числе ухудшению горячего водоснабжения и отопления населения, нарушая тем самым законные права и интересы жителей.

В данном случае, отсутствие оформленных в установленном порядке прав является препятствием для передачи имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем надлежащая эксплуатация объекта не осуществляется, что приводит к его разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

По делу установлено, что регистрация права на спорные сети не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным. Согласно сведениям Управления Россреестра по Пермскому краю, а также объяснениям сторон информация о регистрации прав на спорный объект отсутствует, собственник данного объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в реестрах государственной собственности Пермского края и федерального имущества сеть канализации не учтена, в ведение или управление его организаций или предприятий не передано, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит.

Поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйной инженерной сети на администрацию как орган местного самоуправления, является верным.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для признания спорного имущества бесхозяйным по мотиву его фактического использования в процессе коммерческой деятельности третьими лицами, отмену судебного решения повлечь не может. По существу, ответчики не оспаривают вывод суда о том, что спорное имущество собственника не имеет. Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, при условии установления, что спорные участки сетей отвечают признакам бесхозяйной вещи, доводы апеллянтов правового значения не имеют и основанием к отмене решения суда не являются. Само по себе возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию мер постановке на учет бесхозяйного имущества не нарушает прав возможных собственников, пользователей этого имущества, поскольку заявление о признании права муниципальной собственности подается органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, в суд только по истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. В указанный период лица, полагающие себя собственниками поставленного на учет в качестве бесхозяйного имущества и считающие свои права нарушенными, вправе защитить их в предусмотренном законом порядке.

Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми.

Согласно п.2.2 Регламента результатом взаимодействия функциональных и территориальных органов является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный объект с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества г. Перми.

Нарушения, допускаемые функциональными и территориальными органами администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, не могут служить основанием для уклонения администрации города Перми от исполнения возложенных на нее законом обязанностей и осуществления полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа.

В соответствии с п. 3.1.15 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, департамент обеспечивает содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.

С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о том, что определять специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные транзитные сети обязан департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, являются правильными.

Доводы жалобы ООО «НОВОГОР-Прикамье» о необоснованном возложении на ответчика обязанности по содержанию в нормативном и технически исправном состоянии бесхозяйных канализационных сетей до момента определения специализированной организации, судебной коллегией также отклоняются.

Ответчик является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения), которая предполагает наличие у него организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой он осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой и отводу от абонентов сточных вод.

С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001).

Указанные Правила регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам, в том числе определяют основные задачи служб эксплуатации систем водоотведения, а именно: а) обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; б) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; в) осуществление лабораторно-производственного контроля за работой всех элементов системы; г) технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию; д) осуществление пробной или временной эксплуатации сооружений; е) контроль за сбросом в городскую канализацию сточных вод промышленными абонентами.

Согласно п. 3.2.6. Правил техническая эксплуатация сети включает в себя: а) надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; б) устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; в) предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; г) профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов; д) надзор за эксплуатацией сети и сооружений абонентов согласно договорам; е) надзор за строительством сети, приемку в эксплуатацию новых и реконструированных линий; ж) ведение отчетной и технической документации; з) изучение режимов работы сети; и) разработку перспективных планов развития сети.

Таким образом, комплекс мероприятий по осуществлению надлежащей эксплуатации канализационных сетей включает в себя в том числе сохранность сети, восстановление и обновление сетей путем проведения профилактического, текущего и капитального ремонтов данных сетей.

Ссылка апеллянта на постановление администрации г. Перми № 346 от 14.05.2021 года, не является основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку утвержденный указанным постановлением регламент регулирует вопросы организации только аварийного ремонта объектов инженерной инфраструктуры, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не находящиеся на обслуживании какой-либо организации при наличии заключения Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о целесообразности приобретения объектов в муниципальную собственность и т.д. Из пояснений представителя ответчика администрации г. Перми следует, что сведения о спорном участке сети водоотведения в ООО МКУ «Городская коммунальная служба» для включения ее в сводный перечень объектов не передавались, данная организация не обязана осуществлять ремонт сети канализации от жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 (от КК-2 до КК-4).

Расходы организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Возложение судом обязанности на ООО «НОВОГОР-Прикамье» по содержанию спорного объекта водоотведения до определения специализированной организации на него без оформления с органом местного самоуправления передаточного акта указанного объекта при условии использования данного объекта ответчиком при предоставлении услуг водоотведения жителям многоквартирного жилого дома по ул. Газеты Звезда, 27 и взимания за это соответствующей платы, при закреплении законодателем обязанности за служба, эксплуатирующими системы водоотведения, выполнения комплекса мероприятий по осуществлению надлежащей эксплуатации канализационных сетей, не нарушает положения Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». При этом невключение расходов на капитальный ремонт и содержание бесхозяйных объектов в соответствующие тарифы к обстоятельствам, имеющим значение для настоящего дела, не относится и не может повлиять на результат его рассмотрения.

Положениями статьи 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Доводы жалобы о том, что расходы ООО «НОВОГОР-Прикамье» на содержание спорного бесхозяйного имущества в настоящее время не учтены уполномоченным органом при установлении тарифов, указанные расходы могут быть приняты во внимание уполномоченным органом при установлении тарифов только тогда, когда это сети инженерно-технического обеспечения переданы этой организации органом местного самоуправления по передаточному акту, являются несостоятельными, поскольку спорная сеть канализации является частью централизованной системы водоотведения абонентов на территории города г. Перми, ответчиками не оспаривает, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» наделено статусом гарантирующей организации на территории города г. Перми, в связи с этим, именно у ООО «НОВОГОР-Прикамье» имеется обязанность по обслуживанию данных сетей и поддержке их надлежащего технического состояния и бесперебойной работы.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, ООО «НОВОГОР-Прикамье» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.04.2022г.