Председательствующий по делу Дело № 33-3118-2013
судья Радченко В.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шишкиной Н.П.
и судей краевого суда Ходюкова Д. С., Смолякова П.Н.
при секретаре Шевченко М.С.
с участием военного прокурора Брянцева А.Н. и прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 сентября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Борзинского гарнизона Забайкальского края, прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление», Федеральному государственному унитарному предприятию «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства», Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление строительства № 4 при Федеральном агентстве специального строительства», Открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление», третьим лицам федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений «Министерству Обороны Российской Федерации, администрации СП «Степнинское» Оловяннинского района, филиал; «Забайкальский» ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о признании незаконным бездействие в обслуживании и эксплуатации и об обязании провести капитальный ремонт котельной № 68 ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГУП «Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства»
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 27 ноября 2012 года, которым постановлено исковые требования Военного прокурора Борзинского гарнизона Забайкальского края, прокурора Забайкальского края, с учетом уточнений, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества (далее ОАО) «Ремонтно-эксплуатационное управление» в лице филиала «Забайкальский» ОАО «Ремонтно-эксплуатационного управления» в части не надлежащего обслуживания и ремонта котельной № 68 ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края.
Обязать Министерство Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное унитарное предприятие «Спенстройинжиниринг при Федеральном агенстве специального строительства»,
Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление строительства № 4 при Федеральном агенстве специального строительства», общество с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» произвести капитальный ремонт котельной № 68 военного городка № 23 ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края в соответствие государственного контракта от 21.12.2011 года ДГЗ-КР-2/2011 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов МО РФ на 2012 г., приложениями №1, №2, №3, №4, №5 к контракту; договора субподряда № ДГЗ-КР-2/2011-146/12 на выполнение капитального ремонта объекта Министерства обороны РФ на 2012 г.; договора субподряда № 460/12г. на выполнение капитального ремонта объекта Министерства обороны РФ на 2012г.
Обязать Министерство Обороны Российской Федерации проверить, согласовать и сводные сметные расчеты, расчет начальной цены контракта на ремонтные работы котельной инвентарный номер № 68 военного городка № 23 расположенного ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края.
Обязать Министерство Обороны Российской Федерации, Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», филиал «Забайкальский» ОАО «Ремонтно-эксплуатационного управления», произвести работы по устранению перечисленных ниже нарушений на котельной № 68 военного городка № 21 расположенного ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края:
завести техническую документацию, локальные акты устанавливающие требования промышленной безопасности, правила ведения работ на опасном производственном объекте; обеспечить функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями: провести работы по подключению СПУ (сигнализатор предельны уровней) котла № 3 Е-1,0-0,9М-3 по электрической части, ремонту приборов безопасности водогрейных котлов №№2,3; укомплектовать персонал котельной: провести гидравлические испытания тепловой сети, оборудования источников теплоты, выполнения шурфовок тепловых сетей; провести ограждение территории котельной; восстановить целостность торцевой стены здания котельной (правый торец от входной двери), устранить неисправности кровли здания котельной: устранить неплотности ограждающей поверхности (обмуровки) водогрейного котла №1; провести организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, включая вопросы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечить персонал котельной средствами защиты, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями схемами, первичными средствами пожаротушения; сформировать 10-суточный неснижаемый нормативный запас топлива (мазута) и основного запаса, создать запасы основного и резервного топлива, материалов и средств для аварийно- восстановительных работ; разработать и утвердить планы проверок профилактических работ устройства релейной защиты, противоаварийной и противопожарной автоматики; обеспечить работы по утеплению, подготовке систем отопления и освещения, ремонту схем зашиты и автоматики, средств связи, систем диспетчерского технологического управления и систем гарантированного электропитания - схемы защит и автоматики котлов; обеспечить работу сетевого насоса; провести замеры сопротивления топливного и кабельного хозяйств; предоставить схемы оборудования котельной, вмонтировать форсунки на водогрейном котле №2 и паровом котле №5; разработать режимную карту работы по водоподготовке; разработать распорядительный документ, устанавливающий порядок ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения с учетом взаимодействия с другими организациями.
Обязать Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», территориальный филиал «Забайкальский» ОАО «РЭУ» обеспечить качественное и бесперебойное централизованное теплоснабжение потребителей военного городка № 23 ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края в течение отопительного сезона 2012/2013г.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Борзинского гарнизона, обратился в суд свыше указанным иском, указывая следующее. Военной прокуратурой проведена проверка готовности объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2012-2013. Котельная Министерства обороны Российской Федерации военного городка № 23, дислоцирующейся в поселке Степь Оловяннинского района Забайкальского края, обеспечивает тепловой энергией объекты инфраструктуры городка, в том числе, жилые дома, в которых в настоящее время проживают военнослужащие с членами семей.
Правообладателем названной котельной является Российская Федерация в лице федерального государственного учреждения «Квартирно-эксплуатационная часть района Степь» Министерства обороны РФ.
В соответствии с Государственным контрактом № 213 КР2/2011 от 21.12.2011 года, заключенным между Министерством обороны РФ и Федеральным государственным унитарным предприятием Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства, последние обязались выполнить работы по капитальному ремонту объектов Министерства обороны РФ в том числе котельной № 68 находящееся в военном городке № 23 в поселке Степь Оловяннинского района Забайкальского края.
Однако в ходе проведения проверки котельной № 68 к отопительному сезону установлено отсутствие проведение работ и не выполнение условий контракта.
На основании изложенного военный прокурор просил обязать ответчиков произвести капитальный ремонт котельной, указав в исковом заявлении перечень работ которые необходимо произвести в ходе ремонта.
Заместитель Прокурора Забайкальского края обратился в суд с аналогичным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, Открытому акционерному обществу « Ремонтно-эксплуатационное управление», филиалу «Забайкальский» Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» об обязании признать незаконным бездействие ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» в лице филиала «Забайкальский» ОАО «Ремонтно-эксплуатационного управления» в виде ненадлежащего обслуживания и ремонта котельной № 68 ст. Степь, понуждении к устранению допущенных нарушений.
В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Забайкальского края уточнил исковые требования и просил обязать филиал «Забайкальский» Открытого акционерного общества «Ремонтно- эксплуатационное управление» обеспечить качественное и бесперебойное централизованное теплоснабжение потребителей ст. Степь в течение отопительного сезона 2012-2013.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Спестроймонтаж», в качестве третьих лиц привлечены ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, администрация сельского поселения «Степнинское», муниципального района «Оловяннинский район».
Определением суда исковые требования военного прокурора и заместителя прокурора края были объединены в одно производство.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с постановленным решением, заместитель начальника ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» по правовым и имущественным вопросам ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением суда, просит его отменить в части обязания Министерства обороны РФ, ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России», ФГУП «УС № 4 при Спецстрое России», ООО «Спецмонтажстрой» выполнить работы по котельной № 68 в соответствии с условиями госконтракта № ДГЗ-КР-2/2011 и соответствующих договоров субподряда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Министром обороны РФ 6 октября 2012 издан приказ № 3174 об исключении недвижимого имущества из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования сельского поселения «Степнинское» Оловянинского района Забайкальского края в перечень передаваемого имущества вошла в том числе спорная котельная № 68 станции Степь, находящееся в воинской части № 23.
В связи с чем, работы по ремонту котельной были исключены из государственного контракта, так как Министерство обороны РФ обязано содержать в надлежащем состоянии только-то имущество, которое находится у него на балансе и не может оплачивать ремонт котельной преданной в муниципальную собственность.
Суд в своем решении должен был обязать не только выполнить работы, но и определить какой государственный орган должен профинансировать и принять результаты работ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Агибалов Д.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО2, военный прокурор Брянцев А.Н. и прокурор Забайкальской краевой прокуратуры Выскубова С.А., просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные участники дела в суд апелляционной инстанции не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
По делу установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Забайкальскому краю - недвижимое имущество - котельная площадью 1151,9 кв.м. расположенная по адресу: Россия Забайкальский край Оловяннинский район ст. Степь военный городок № 23, зарегистрировано за Правообладателем РФ в лице федерального государственного учреждения «Квартирно-эксплуатационная часть района Степь» Министерства обороны РФ (л.д.116 т.1., л.д.61 т. 3, л.д.180 т.2).
В соответствии с Государственным контрактом № 213 КР2/2011 от 21.12.2011 года заключенным на выполнение работ по капитальному ремонту объектов Министерства обороны РФ между Министерством обороны РФ (госзаказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства (генподрядчик) (л.д.53-77 т.2), последние обязались осуществить капитальный ремонт и работы по приведению объектов до состояния полной готовности к эксплуатации. Перечень объектов определен сторонами в Приложений № 1 к Контракту (пункт 2.1.) в который вошла спорная котельная № 68 находящаяся по адресу: Забайкальский край, станции Степь, в воинской части № 23. Генподрядчик обязался выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными или привлеченными силами (п. 2.2.) Государственный заказчик обязуется оплатить выполнение Генподрядчиком работы в соответствии с условиями контракта (п.2.4.). Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решения суда (п.20.1.).
Федеральным государственным унитарным предприятием Спецстройинжиниринг при федеральном агентстве специального строительства (Генподрядчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Управление строительства №4 при федеральном агентстве специального строительства (Субподрядчик) 15.02.2012 заключен договор субподряда № ДГЗ-КР-2/2011-146/12 г. Пунктом 2.1. которого предусмотрено, что Генподрядчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнение работы, а Субподрядчик осуществляет капитальный ремонт и работы для приведения Объекта до состояния полной готовности. В числе объектом подлежащих ремонту вошла котельная № 68 находящаяся на ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края. Пунктом 5 Договора предусмотрена дата окончания работ - сентябрь 2012 год. Пунктом 18.1. Договора предусмотрено, что договор вступает в силу с подписания сторонами, действует до 31.12.2012, Из пункта 19.1 Договора следует, что расторжение договора допускается исключительно по соглашению сторон или решения суда (л.д.11-52 т.2).
Министерство обороны РФ заключен государственный контракт № 2-ТХ от 14.07.2011г. с открытым акционерным обществом «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее ОАО РЭУ исполнитель) на поставку тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных Минобороны организаций. В пункте 2.1. отражен предмет контракта - услуги теплоснабжения. В соответствии пунктом 2.2. контракта заказчик обязуется оплачивать услуги теплоснабжения, в пунктах 3.1.3. и. 3.1.4. исполнитель обязан проверять техническое состояние и готовность Теплопотребляющих установок потребителя в отопительный период, осуществлять техническое обслуживание замену и проверку Узлов учета тепловой энергии, оформлять персоналу допуски на объекты потребления, осуществления контроля режимом теплопотребления, надзора за техническим состоянием эксплуатацией систем теплоснабжения. В соответствии с пунктами 3.3.1. и 3.3.2. Госконтракта Заказчик обязан соблюдать тепловые нагрузки, договорные величины Теплоснабжения в соответствие Технического соглашения приложение 3 к госконтракту, обеспечить эксплуатацию Теплопотребляющих установок. Пунктом 9.1. предусмотрена ответственность сторон, при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта стороны несут ответственность в соответствие законодательства РФ и настоящим Контрактом Пункт 12.1 предусматривает срок действия контракта по 31.12.2012 года (л.д.9-27 т.1, л.д. 45-61 т.1).
Актом проверки № 1 от 07.08.2012 года котельной № 68, выявлены нарушения, предусмотренные ст. Федерального закона №116-ФЗ от 20.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил устройства и безопасности паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03), утвержденных Постановлением Гостехнадзора РФ от 03.12.2001 г. №561, на момент осмотра котельная не готова к отопительному сезону 2012-2013г.г., подготовительные работы и необходимые технические мероприятия не производятся (л.д. 28-30 т.1, л.д.8-10 т.2).
Решением Совета СП «Степнинское» муниципального образования «Оловяннинский район» № 28 от 24.11.2011 Совет поселения решил отказать Министерству обороны РФ в приемке объектов жилищно-коммунального хозяйства ст. Степь, с учетом актов проверки от 20.08.2012 г. недвижимого имущества на ст. Степь многоквартирных домов - ДОС № 165, ДОС № 185, ДОС № 190, ДОС № 215, ДОС № 230, установлено что работы по подготовке перечисленных объектов к отопительному периоду 2012-2013г. не ведутся. (л.д. л.д. 196-244 т.2).
В соответствии со статьями 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства за исключением случаев предусмотренных законом не допускается.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Правильно применив приведенные нормы материального права, суд первой инстанции при оценке представленных доказательств обоснованно обязал ответчиков обеспечить ремонт котельной № 68 находящейся на ст. Степь Оловяннинского района Забайкальского края, а также обеспечить качественное бесперебойное отопление военного городка № 23 находящегося там же. Судом верно установлено, что собственник имущества Министерство обороны в нарушении закона, в надлежащем состоянии свое имущество не содержит и необоснованно пытается переложить данную обязанность на органы местного самоуправления. При этом подрядные организации, взявшие на себя обязательства, согласно условиям контракта, отремонтировать котельную № 68, данные обязательства не исполняют надлежащим образом, как установлено материалами дела, к ремонтным работам и необходимым техническим мероприятиям несмотря на истекший срок исполнения контракта подрядчики не преступали, котельная к отопительному сезону 2012-2013 г.г. не готова.
Указанные выводы суда постановлены на основании имеющихся в деле и приведенных в судебном акте доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в полном соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд обоснованно признал, что возлагая на ответчиков данную обязанность, защищаются интересы неопределенного круга лиц, проживающих в военном городке № 23 на станции Степь которые вынуждены выживать в холодное время года в условиях отсутствия надлежащего отопления, по причине бездействий ответчиков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство обороны Российской Федерации спорную котельную исключила из перечня своего имущество, поэтому не обязано его содержать, были предметом исследования в суде первой инстанции и обосновано опровергнуты.
Согласно данным государственного реестра прав на недвижимое имущество имущества, право собственности на данную котельную принадлежит Министерству обороны РФ. В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Ответчиками доказательств того, что спорная котельная принадлежит иному лицу которое должно содержать свое имущество не представлено, следовательно выводы суда, что данная обязанность возложена на Министерство обороны РФ правильные.
Поэтому доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов районного суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оловянинского районного суда Забайкальского края от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» по правовым и имущественным вопросам ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Шишкина
Судьи: П.Н. Смоляков
ФИО3
Копия верна судья ___________________Ходюков Д. С.