ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3118/2013 от 19.08.2013 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Ёлкина В.А. Дело №33-3118/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняка А.В.,

судей Рябова Д.В., Долгополовой Ю.В.,

с участием прокурора Торсуновой Л.Г.,

при секретаре Утробине А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 19 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора Увинского района Удмуртской Республики в интересах ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 к Правительству Удмуртской Республики о выделении финансовых средств на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения, к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно на условиях договора найма специализированного жилого помещения, к Администрации МО «Увинский район» об обязании не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договоры найма специализированного жилого помещения, предоставленного Министерством образования и науки Удмуртской Республики,

по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО4, действующей по доверенности, на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2013 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Увинского района Удмуртской Республики в интересах ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 к Правительству Удмуртской Республики о выделении финансовых средств на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения, к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно на условиях договора найма специализированного жилого помещения, к Администрации МО «Увинский район» об обязании не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договоры найма специализированного жилого помещения, предоставленного Министерством образования и науки Удмуртской Республики, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Удмуртской АССР, каждому жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по месту жительства в поселке <адрес> Удмуртской Республики безвозмездно, однократно на условиях договора найма специализированного жилого помещения.   

В удовлетворении исковых требований прокурора Увинского района Удмуртской Республики к Правительству Удмуртской Республики о выделении финансовых средств на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения, и к Администрации МО «Увинский район» об обязании не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договоры найма специализированного    жилого помещения,   

предоставленного Министерством образования и науки Удмуртской Республики - отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., объяснения прокурора Торсуновой Л.Г., полагавшей доводы жалобы необоснованными, просившей решение суда по существу оставить без изменения, объяснения материальных истцов ФИО1, ФИО2, не согласившихся с доводами жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Увинского района Удмуртской Республики обратился в защиту интересов ФИО1 к Администрации МО «Увинский район» с иском о предоставлении ей вне очереди жилого помещения специализированного жилищного фонда, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Увинского района поступила жалоба от ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, по вопросу нарушения жилищных прав. В ходе разрешения жалобы установлено, что ФИО1 решением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ №1015 принята на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Увинского района Удмуртской Республики. ДД.ММ.ГГГГ она окончила ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», и до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

ФИО1 до достижения 23-летнего возраста, согласно п.3 ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор просил обязать Администрацию МО «Увинский район» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вне очереди по месту жительства по норме предоставления площади жилого помещения.

С аналогичными исками прокурор Увинского района обратился в защиту интересов ФИО2 и ФИО3

В ходе рассмотрения дела прокурор Увинского района заявил ходатайство о привлечении к участию в делах в качестве соответчиков Правительства Удмуртской Республики и Министерства образования и науки Удмуртской Республики, в соответствии со ст.39 ГПК РФ заявил об уточнении исковых требований: прокурор Увинского района просит обязать Правительство Удмуртской Республики выделить финансовые средства на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения; обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить каждому истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно на условиях договора найма специализированного жилого помещения; обязать Администрацию Муниципального образования «Увинский район» не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения заключить с каждым из истцов договор найма специализированного жилого помещения, предоставленного ему Министерством образования и науки Удмуртской Республики. Прокурор мотивировал свои требования тем, что 14.03.2013 года в Удмуртской Республике принят Закон Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 29.03.2013 года Закон вступил в законную силу. Данным Законом в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения по обеспечению в Удмуртской Республике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенными жилыми помещениями. Согласно ст.1 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ решение о предоставлении жилого помещения принимает Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

В соответствии со статьей 9 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:    по управлению жилыми помещениями, предоставленными (предназначенными для предоставления) лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона; по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом; по обеспечению сохранности закрепленных жилых помещений в соответствии со статьей 5 Закона. Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе гарантии по обеспечению жильем), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

02 апреля 2013 года определением Увинского районного суда к участию по делам в качестве соответчиков привлечены Правительство Удмуртской Республики и Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

30 апреля 2013 года определением суда гражданские дела по искам прокурора в защиту интересов ФИО1, ФИО2 и ФИО3 объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Увинского района Удмуртской Республики Круткин Е.В. исковые требования к ответчикам с учетом уточнений поддержал в полном объеме. Привел те же доводы, что и в исковом заявлении.

Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора Увинского района поддержали в полном объеме, подтвердили суду, что состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, окончили учебное заведение, получили дипломы о начальном профессиональном образовании, однако жилыми помещениями обеспечены не были, в связи с чем вынуждены были обратиться за защитой своих прав к прокурору <адрес>. В настоящее время они продолжают учебу в ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», получают еще одно образование. Оба они проживали и были выявлены в <адрес> Удмуртской Республики, здесь обучаются, состоят на учете в Администрации МО «<адрес>», поэтому просят предоставить им жилые помещения в <адрес> Удмуртской Республики. В орган опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» они неоднократно подавали заявления о предоставлении жилого помещения, однако каких-либо конкретных мер по решению их жилищной проблемы до сих пор не сделано.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, в настоящее время находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республики, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом с учетом мнения сторон и прокурора, представляющего интересы материального истца, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истца ФИО3

Представитель ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и поддержала письменные возражения и дополнения к ним, согласно которых с 01.01.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (далее - дети- сироты) существенно изменилось.

В целях реализации указанного закона Министерством образования и науки Удмуртской Республики был разработан Закон Удмуртской Республики от 14.03.2013г. № 8-РЗ «Об    обеспечении    жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 8-РЗ), который вступил в силу 29.03.2013г. Законом № 8-РЗ была признана утратившей силу глава 2 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 2-РЗ), регулировавшая обеспечение детей-сирот жилой площадью и гласившая, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются однократно по договору социального найма. На сегодняшний день в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона № 8-РЗ жилые помещения детям-сиротам предоставляется из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с новым законодательством в настоящее время формируется новый вид государственного жилищного фонда специализированный жилищный фонд для детей-сирот.

Законом №8-РЗ устанавливается и новый порядок (процедура) обеспечения данной категории лиц благоустроенными жилыми помещениями. Ранее согласно части 1 статьи 5 Закона № 2-РЗ дети-сироты, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитывались в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. При этом ребенок-сирота считался принятым на учет со дня принятия уполномоченным органом или должностным лицом соответствующего решения на основании поданного заявления и приложенных к нему документов. Сегодня же в соответствии со статьей 6 Закона №8-РЗ дети- сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети- сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее -Список). Формирование Списка, принятие решений о включении в Список, об исключении из Списка осуществляется уполномоченным органом.

Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики. Включение в Список осуществляется на основании заявления. В заявлении указывается информация, предусмотренная частью 6 статьи 6 Закона №8-РЗ. К заявлению прилагаются необходимые документы, заявление и документы (копии документов), в случае их достаточности, формируются в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Далее орган опеки и попечительства направляет заключение и учетное дело лица в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в свою очередь принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении лица в Список.

Решения о включении лиц в Список принимаются в хронологическом порядке поступления в уполномоченный орган вышеуказанных документов.

Таким образом, согласно статье 6 Закона Удмуртской Республики, регулирующей порядок формирования республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, материальным истцам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.

Жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях найма специализированного жилого помещения (договор заключается сроком на 5 лет).

Министерство образования и науки Удмуртской Республики как уполномоченный орган по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в данном случае не усматривает особых обстоятельств, в связи с которыми материальные истцы могут быть включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми из специализированного жилищного фонда в Удмуртской Республике, без прохождения процедуры, регламентированной статьей 6 Закона М8-РЗ.

Таким образом, Министерство образования и науки Удмуртской Республики как уполномоченный орган считает исковые требования необоснованными, так как после соблюдения процедуры, регламентированной Законом № 8-РЗ, материальные истцы смогут реализовать свое законное право на получение специализированного жилого помещения, для чего в первую очередь необходимо обратиться в орган опеки и попечительства с вышеназванными заявлением и документами.

Представитель ответчика Правительства Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил в суд письменные возражения, согласно которых в соответствии со статьей 52 Конституции Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в статье 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 54 Конституции Удмуртской Республики, главе III Закона Удмуртской Республике «О Правительстве Удмуртской Республики». Ни один из указанных нормативных актов не устанавливает для Правительства Удмуртской Республики полномочий по финансированию расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Осуществление финансирования расходных обязательств осуществляется в соответствии с Законом Удмуртской Республики «О бюджете», который разрабатывается и утверждается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Удмуртской Республики от 22.05.2008 N 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике». При этом Правительство Удмуртской Республики является одним из участников бюджетного процесса, в обязанности которого входит разработка для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации.

Право итогового решения (принятие Закона «О бюджете») находится в исключительном ведении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Государственного Совета Удмуртской Республики.

При указанных обстоятельствах Правительство Удмуртской Республики является ненадлежащим ответчиком, просит требования Прокурора Увинского района к Правительству Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации МО «Увинский район» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, направил суду письменный отзыв, согласно которого Администрация муниципального образования «Увинский район» с исковыми требованиями прокурора Увинского района не согласна в полном объеме.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства Администрации МО «Увинский район» ФИО5, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора согласна.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО4, действующая по доверенности, просит решение суда отменить, по делу принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма), в который истцы не были включены, что не было учтено судом первой инстанции. Считает, что судом неправильно применен материальный закон.

Прокурором района представлены возражения на апелляционную жалобу.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, постановлением Администрации МО «Увинский район» от ДД.ММ.ГГГГ №1015 принята на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Увинского района Удмуртской Республики. ДД.ММ.ГГГГ она окончила ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», получила диплом о начальном профессиональном образовании. В настоящее время обучается в ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», получает второе профессиональное образование. Своего жилья ФИО1 не имеет, до настоящего времени жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, ей не предоставлено. За защитой своих жилищных прав ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к прокурору Увинского района, который ДД.ММ.ГГГГ подал иск в защиту ее интересов.

ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО «Увинский район» №1522 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Увинского района Удмуртской Республики. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончил ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», получил диплом о начальном профессиональном образовании. С июня 2010 по июнь 2011 года он проходил службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время обучается в ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», получает второе профессиональное образование. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. За защитой своих жилищных прав ФИО2 года обратился к прокурору Увинского района, который, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ за защитой жилищных прав лица, оставшегося без попечения родителей, обратился с иском в суд.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО «Увинский район» №749 принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Увинского района Удмуртской Республики. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ окончил ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», получил диплом о начальном профессиональном образовании. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 условно-досрочно освобожден из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Удмуртской Республики). До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился за защитой своих жилищных прав к прокурору Увинского района, который, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ обратился в защиту интересов лица, оставшегося без попечения родителей, с иском в суд.

Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое в силу ст.1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и возложил обязанность по обеспечению истицы жильем на данного ответчика.

Районным судом правильно было установлено, что на момент предъявления прокурором Увинского района Удмуртской Республики исков в суд ФИО1, ФИО2 и ФИО3 состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, учетные дела на всех трех истцов органом опеки и попечительства Администрации МО «Увинский район» уже были заведены, однако жилые помещения детям-сиротам в соответствии с Законом №2-РЗ предоставлены не были.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах материальных истцов к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, суд исходил из того, что заявления о предоставления жилья было подано истцами в Администрацию района в соответствии с действующим на момент подачи заявления законодательством. Материальные истцы имеют право на получение жилья как дети-сироты, право истцов не реализовано, изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения не должно нарушать прав и законных интересов истцов.

С учетом того, что ответчик, на которого возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истцов прав на получения жилого помещения, доказательств опровергающих достоверность документов, подтверждающих право истцов на получение жилья не представил, суд, обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в интересах истцов о предоставлении жилых помещений на условиях договора специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства, регулирующего жилищные права категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что обеспечение детей-сирот производится в соответствии с региональным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Законом Удмуртской Республики предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, в соответствии с которым орган опеки и попечительства формирует список. В соответствии с п.3 ст.6 данного закона в список подлежат включению лица, достигшие возраста 14 лет. Включение в список осуществляется на основании заявления.

Орган опеки и попечительства входит в структуру органов местного самоуправления. Заявление истцами было подано в орган местного самоуправления, решение о включении истцов в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, принято 17.08.2010 года в отношении ФИО1, 8.10.2012 года в отношении ФИО2, 29.05.2012 года в отношении ФИО3, оснований для исключения истцов из данного списка не представлено.

В соответствии с абзацем 2,3 п.1 ст.8 ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем до достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных, в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичная норма содержится в пунктах 3 и 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики.

Из анализа указанных правовых норм следует, что законодатель связывает предоставление жилья детям-сиротам с определенными условиями, либо по достижении ими 18 лет, либо с достижением возраста 18 лет и окончанием образовательных и иных учреждений и т.п. Поскольку истцы достигли возраста 18 лет, завершили обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончили прохождения военной службы по призыву, а также отбывание наказания в исправительном учреждении, состоят на учете лиц, имеющих право на предоставление жилья, право на предоставление жилого помещения истцов не оспорено и истцами не реализовано, вывод суда о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого фонда является правильным. Несоблюдение порядка установленного действующим региональным законодательством не может ограничивать права лица на получение жилого помещения по достижению им совершеннолетия и окончания пребывания в учреждениях, указанных в федеральном и региональном Законах, с учетом того, что истцами предприняты все меры для реализации своего права на получение жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование материального закона и не являются основаниями для отмены судебного решения.

Между тем, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о предоставлении конкретной площади, которая подлежит предоставлению истцам.

Так в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.04.2013 лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.

В силу указанной нормы права решение суда подлежит изменению в части указания размеров жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, а именно площадь такого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров.

Апелляционная жалоба Министерства образования и науки Удмуртской Республики удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2013 года изменить в части указания размера подлежащего предоставлению истцам жилого помещения, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

исковые требования прокурора Увинского района Удмуртской Республики в интересах ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 к Правительству Удмуртской Республики о выделении финансовых средств на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения, к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно на условиях договора найма специализированного жилого помещения, к Администрации МО «Увинский район» об обязании не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договоры найма специализированного жилого помещения, предоставленного Министерством образования и науки Удмуртской Республики, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Республики, ФИО2 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Удмуртской АССР, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Удмуртской АССР, каждому жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по месту жительства в поселке <адрес> Удмуртской Республики безвозмездно, однократно на условиях договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв. м и не более 36 кв. м.

    В удовлетворении исковых требований прокурора Увинского района Удмуртской Республики к Правительству Удмуртской Республики о выделении финансовых средств на приобретение ФИО1, ФИО2, ФИО3 каждому жилого помещения, и к Администрации МО «Увинский район» об обязании не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договоры найма специализированного    жилого помещения, предоставленного Министерством образования и науки Удмуртской Республики - отказать.

Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи