ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3119/2014 от 16.10.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Валюшина А.Р. Дело № 33-3119/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Черновой Н.А., Безносовой Е.И.

при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 16 октября 2014 года

гражданское дело по исковому заявлению О.А.Х., Д.Ш.Г. к УФМС России по Курганской области о признании квот на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации неисчерпанными, информации недействительной, бездействия незаконным, возложении обязанности принять заявления о выдаче разрешений

по апелляционной жалобе О.А.Х., Д.Ш.Г.

на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 июля 2014 года, которым постановлено:

«В исковых требованиях О.А.Х., Д.Ш.Г. к УФМС по Курганской области о признании квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год неисчерпанными, признании информации об исчерпании квот на 11.04.2014 года недействительной, о признании бездействия УФМС России по Курганской области в не предоставлении услуги по непринятию заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты незаконным, обязании УФМС России по Курганской области принять заявление на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты отказать.».

Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителей истцов К.С.К., О.О.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Курганской области – К.Д.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

О.А.Х., Д.Ш.Г. обратились в суд с исками к УФМС России по Курганской области о признании квот на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации неисчерпанными, информации недействительной, бездействия незаконным, возложении обязанности принять заявления на выдачу разрешений. Изменив исковые требования, в их обоснование указывали, что прибыли в Российскую Федерацию с целью - для временного проживания. 11.04.2014 истцы обратились в отделение УФМС России по Курганской области с заявлениями по установленной форме и всеми необходимыми документами о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты. Однако в приеме заявлений им было отказано ввиду того, что квота на 2014 год в количестве 500 штук распределена по предварительной записи. В подтверждение факта обращения 11.04.2014 в отел УФМС России по Курганской области О.А.Х., Д.Ш.Г. подали в канцелярию ответчика заявления о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты, полагая, что законные основания для отказа в принятии заявлений отсутствовали. Сообщениями от 16.04.2014 , в принятии заявлений и приложенных к ним документов было отказано со ссылкой на то, что квота, установленная для Курганской области на 2014 год, распределена в порядке предварительной записи в полном объеме. Считали отказ в принятии заявлений незаконным, поскольку, по мнению истцов, исчерпание квоты означает принятие 500 положительных решений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, до этого момента квота неисчерпана. Полагали, что в январе 2014 года (момент проведения предварительной записи на сдачу заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации) структурные подразделения ответчика не обладали полномочиями на ведение предварительной записи, в связи с чем, по мнению истцов, принятие ответчиком от них заявлений не нарушило бы прав граждан, которые получили талоны в структурных подразделениях УФМС России по Курганской области, так как предварительную запись по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений вправе вести только ответчик. С учетом измененных требований просили признать, что на 11.04.2014 квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год для Курганской области не была исчерпана, признать информацию об исчерпании квоты недействительной, признать бездействие УФМС России по Курганской области, выразившееся в неоказании государственной услуги по принятию заявлений и документов для получения разрешений на временное проживание в Российской Федерации, незаконным, возложить на ответчика обязанность принять заявления и документы на получение разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

В судебном заседании представители истцов О.А.Х. и Д.Ш.Г.О.О.Ю., А.А.А. на исковых требованиях настаивали, дав пояснения согласно изложенным в исках доводам, поясняли, что на 11.04.2014 квота на временное проживание в Российской Федерации не была исчерпана, полагали информацию об исчерпании квоты недействительной.

Представитель ответчика УФМС России по Курганской области – К.Д.А. с иском не соглашался, указывал, что квота на разрешение на временное проживание в Российской Федерации на 2014 год на момент обращения истцов с заявлениями была исчерпана, поскольку установленная квота была распределена в порядке предварительной записи в полном объеме. Предварительная запись была осуществлена в соответствии с п. 20 Административного регламента для удобства предоставления государственной услуги и реализации права иностранных граждан на получение разрешений. Заявителям в порядке живой очереди были выданы именные талоны с указанием даты и времени для сдачи заявлений и необходимых документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Выдача талонов осуществлялась и структурными подразделениями Управления, расположенными на территории районов Курганской области, для того, чтобы иностранные граждане, пребывающие на территории районов Курганской области, имели возможность реализовать свое право и воспользоваться указанной государственной услугой. В настоящее время идет процесс исчерпания квоты, установленной на 2014 год в отношении иностранных граждан, которые ранее обратились по вопросу подачи заявления на получение разрешения на временное проживание в пределах квоты по предварительной записи. Отделением оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан Управления по состоянию на 11.04.2014 принято 163 заявления на получение разрешений на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты, по которым принято 64 положительных решения о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание в Российской Федерации, 1 отрицательное решение. Считал, что заявления и документы на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации с учетом квоты от истцов принять не представляется возможным, поскольку прием дополнительных заявлений может привести к нарушению прав и законных интересов иностранных граждан, обратившихся за получением данной государственной услуги в более ранний период и предварительно записавшихся на прием для подачи документов на получение разрешения на временное проживание в январе 2014 года.

Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе О.А.Х., Д.Ш.Г. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывают на свое несогласие с выводом суда о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации не содержат положений, определяющих тот момент, когда квота подлежит учету: на стадии приема заявлений, на стадии рассмотрения заявления или на других стадиях, в связи с чем порядок учета и расходования квоты вправе устанавливать ФМС России. Настаивают, что исчерпание квоты означает принятие 500 положительных решений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации. Полагают, по состоянию на 11.04.2014 квота не была исчерпана, а заявления от них УФМС России по Курганской области должны быть приняты. По мнению истцов, в нарушение норм гражданско-процессуального закона к материалам дела не был приобщен журнал регистрации предварительной записи от 09.01.2014, который является письменным доказательством, был истребован судом, а сведения, содержащиеся в нем, были оглашены в судебном заседании, подтверждены представителем ответчика. Считают, что ответчик, исходя из сведений из журнала предварительной записи, обязан был информировать граждан о том, сколько мест высвобождается на определенный день (когда и сколько человек не явились по предварительной записи), а также о количестве высвобождаемых мест после принятия отрицательных решений, в том числе решений по аннулированию разрешений на временное проживание и размещать данную информацию. В ином случае, информация ответчика об исчерпании квоты является недействительной, вводит граждан в заблуждение, является ложной. Ответчик, обладая сведения о том, что согласно журналу предварительной записи, не явилось определенное количество человек, располагая сведениями о количестве отрицательных решений и количестве аннулированных разрешений, выданных в 2014 году, обязан был принять от них заявления в порядке живой очереди, поскольку для этого имелись свободные места.

В возражениях представитель УФМС России по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения. Полагает оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Как усматривается из материалов дела, Д.Ш.Г. и О.А.Х. являются гражданами республики Таджикистан, прибыли в Российскую Федерацию в январе 2014 года.

10.04.2014 истцы обратились в УФМС России по Курганской области с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, приложив к нему необходимый пакет документов.

В принятии заявлений истцам было отказано со ссылкой на исчерпание квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, в порядке предварительной записи.

Полагая отказ в принятии заявлений и документов незаконным, а информацию об исчерпании квоты недействительной, Д.Ш.Г. и О.А.Х. обратились в суд с настоящими исками.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, пришел к выводу о том, что УФМС России по Курганской области вправе было принять к рассмотрению и рассмотреть столько заявлений о выдаче разрешения на временное пребывание, которое соответствует количеству вмененных разрешений на проживание, предусмотренных квотой, установленной Правительством Российской Федерации, в связи с чем признал отказ ответчика в приеме документов ввиду исчерпания квоты правомерным.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда по следующим обстоятельствам.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вопросы выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации до 21.03.2014 были урегулированы Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 29.02.2008 № 40 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 № 2231-р на 2014 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства количества разрешений на временное проживание в Российской Федерации на территории Курганской области в размере 500 штук.

В январе 2014 года УФМС России по Курганской области для удобства иностранных граждан с целью реализации их права на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации путем подачи заявления на выдачу такого разрешения по предварительной записи была организована выдача именных талонов с указанием даты и времени сдачи заявлений и документов на оформление разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В п. 36 Административного регламента по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 29.02.2008 № 40 было установлено, что основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложение № 2 или № к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме» настоящего раздела.

Предоставление государственной услуги включало в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявлений; рассмотрение заявлений; оформление и выдача разрешения (уведомления об отказе в выдаче разрешения); получение разрешения на изменение места проживания; аннулирование разрешения на временное проживание; оформление разрешений при утрате документов, изменении имени и фамилии.

Из п. 7 Административного регламента следовало, что Информация о государственной услуге предоставляется непосредственно в помещениях территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», на Интернет-сайтах ФМС России и ее территориальных органов, публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов, справочно-информационных карт).

По общему правилу, исходя из содержания п. 4 Регламента в системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам разрешения предоставлялась территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами).

При этом действующим до 21.03.2014 Административным регламентом в п. 20 было предусмотрено право иностранных граждан подать заявление и документы для оформления разрешения на временное проживание в порядке предварительной записи.

Из объяснений представителя ответчика, данных в ходе судебного процесса, следует, что именные талоны по предварительной записи на подачу заявлений УФМС России по Курганской области и его структурными подразделениями были выданы в пределах установленной квоты.

По данным УФМС России по Курганской области по состоянию на 30.01.2014 установленная для Курганской области квота была распределена между территориальным органом ФМС России и его структурными подразделениями следующим образом: Белозерский район – 13 чел, Далматовский район – 5 чел., Звериноголовский район – 30 чел., Катайский район – 10 чел., Куртамышский район – 3 чел., Макушинский район – 14 чел., Петуховский район – 13 чел., Половинский район – 30 чел., Целинный район – 12 чел., Шадринский район – 54 чел., УФМС России по Курганской области – 316 чел.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции шел процесс исчерпания квоты, установленной на 2014 год, иностранными гражданами, которые ранее обратились в территориальный отдел ФМС России по вопросу подачи заявления на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты по предварительной записи.

По состоянию на 11.04.2014 принято заявлений на оформление разрешения на временное проживание в пределах квоты – 163, положительных решений по поданным заявлением принято 64, отрицательных решений вынесено 1.

На момент обращения Д.Ш.Г. и О.А.Х. вступил в силу приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214, которым утвержден Административный регламент предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В соответствии с п. 54 указанного Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения № 3 или № 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме» настоящего раздела.

При этом в п. 42 Административного регламента указано, что прием заявителей при наличии технической возможности ведется с помощью электронной системы управления очередью, при этом учитываются заявители, записавшиеся предварительно по телефону.

В соответствии с п. 34 Административного регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются в том числе, если исчерпана квота, утвержденная Правительством Российской Федерации для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим законодательством следующим образом регламентирован порядок подачи иностранными гражданами заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

Во-первых, заявления подаются заинтересованными лицами в территориальный орган миграционного учета либо его структурное подразделение в пределах квоты, устанавливаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.

Во-вторых, Административным регламентом предоставления услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации предусмотрено право иностранных граждан предварительно записаться на сдачу заявления и документов для оформления разрешения, в том числе с 21.03.2014 по телефону.

В-третьих, заявления и документы принимаются уполномоченным органом в порядке очередности, с учетом предварительно записавшихся граждан и в пределах установленной квоты.

В связи с тем, что в январе 2014 года талоны по предварительной записи были выданы УФМС России по Курганской области в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации (500 шт), и лимита, определенного к распределению структурными подразделениями УФМС России по Курганской области, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент подачи истцами заявлений и документов (10.04.2014 и 11.04.2014) квота на разрешение на временное проживание в Российской Федерации была исчерпана.

Принятие у истцов заявлений и документов на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации нарушило бы права иных граждан, которые ранее обратились в органы миграционной службы и получили талоны на подачу заявления и документов в определенную дату и время, что согласуется с положениями действующего законодательства и ему не противоречит.

При таких обстоятельствах, не может быть признано незаконным бездействие сотрудников УФМС России по Курганской области по непринятию заявлений и документов у Д.Ш.Г. и О.А.Х., поскольку услуга по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации не могла быть оказана истцам ввиду исчерпания квоты на выдачу таких разрешений.

Истцами ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено достоверных доказательств того, что на момент их обращения в УФМС России по Курганской области по вопросу подачи заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации квота, установленная для Курганской области, не была исчерпана в полном объеме.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что по одному из заявлений было принято отрицательное решение, что, по мнению истцов, свидетельствовало о наличии свободной квоты для сдачи заявления, является несостоятельной, поскольку в п. 16 Административного регламента, вступившего в законную силу 21.03.2014, указано, что результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения) либо отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).

Исходя из содержания действующего законодательства, количество квот на выдачу разрешения на временное проживание соотносится с количеством поданных заинтересованными лицами заявлений о выдаче разрешений. Миграционное законодательство не содержит указание на возможность, в случае принятия компетентным органом решения об отказе в выдаче разрешения, подачи иным заинтересованным лицом заявления в пределах квоты, установленной на соответствующий календарный год.

Указание в жалобе на необоснованное не приобщение судом к материалам дела журнала регистрации предварительной записи от 09.01.2014, который является письменным доказательством по делу, о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи) (ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Копии письменных доказательств, представленных в суд лицом, участвующим в деле, или истребуемых судом, направляются другим лицам, участвующим в деле (ч. 3 ст. 71 названного Кодекса).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 Кодекса).

При этом гражданско-процессуальное законодательство не содержит прямого указания на то, что в случае исследования в ходе судебного процесса какого-либо письменного доказательства, данное доказательство в безусловном порядке должно быть приобщено к материалам дела.

Кроме того, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии у структурных подразделений УФМС России по Курганской области полномочий по принятию и рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, так как такие доводы построены на неправильном понимании и толковании норм материального права. Пунктом 4 действовавшего до 21.03.2014 Административного регламента функции приема, рассмотрения заявлений о выдаче разрешения, оформления и выдачи разрешения, а также рассмотрения заявлений об изменении места проживания были возложены на территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Аналогичные положения содержит и п.13 действующего Административного регламента, согласно которому государственная услуга - выдача иностранному гражданину и лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации - непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.

Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 23 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.А.Х., Д.Ш.Г. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: