ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-3122 поступило 04 мая 2016 года
Судья Низовцева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Улан-Удэ 15 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Пащенко Н.В.,
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Семенова Б.С.
при секретаре Гусельниковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению ФИО3 ФИО14 к администрации МО «Тункинский район» о признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуацией
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ ФИО1
на решение Тункинского районного суда РБ от 01 февраля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Признать право ФИО3 ФИО15 пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 года в пос.Аршан Тункинского района Республики Бурятия, на получение единовременной финансовой помощи в сумме <...> (пятьдесят тысяч) рублей.
Обязать администрацию МО «Тункинский район» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить ФИО3 ФИО16 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3 ФИО17 к администрации МО «Тункинский район» о признании права на получение материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения РБ ФИО2, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, истец ФИО3 Х-Ц. обосновывала его тем, что в результате чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате схода селевых потоков р. Кынгырга в с. Аршан Тункинского района РБ 28 июня 2014 года, был затоплен земельный участок и дом по адресу: <...>, в котором она проживала, частично утрачено имущество.
В судебном заседании истец ФИО3 Х-Ц. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что материальную помощь в размере <...> руб. она получила.
Представитель администрации МО «Тункинский район» ФИО4 с иском согласился.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ ФИО5 с иском не согласилась, полагала, истцом не доказан перечень утраченного имущества, его стоимость.
Районный суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель Министерства социальной защиты населения РБ ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд сделал безосновательный вывод об утрате имущества первой необходимости, поскольку не установлено, какое конкретно имущество частично было утрачено истцами.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения РБ ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец ФИО3 Х-Ц., представитель МО «Тункинский район» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность вынесенного судом решения по доводам апелляционной жалобы (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры таких компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 этой же статьи).
Согласно ст. 24 этого же Федерального закона финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов РФ; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона определено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с подп. «г» п. 2, подп. «д» п. 3 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества гражданам производится из расчета 10 тыс. рублей на человека на оказание гражданам единовременной материальной помощи; за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года № 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета 10 тыс. рублей на человека); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - имущество) (из расчета за частично утраченное имущество - не более 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - не более 100 тыс. рублей на человека, если сумма ущерба составляет менее 50 тыс. рублей на человека - при частичной утрате имущества или менее 100 тыс. рублей на человека - при полной утрате имущества, то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба).
Материалами дела установлено и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании факт стихийного бедствия, имевшего место 28 июня 2014 года в Тункинском районе п. Аршан, вызванный сходом селевого потока.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... жилой дом, расположенный по адресу <...>, принадлежит истцу ФИО3 Х-С.
Согласно паспорту она в этом доме зарегистрирована, т.е. проживает.
Из Акта № ... обследования частного жилого помещения от ... года, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в с. Аршан Тункинского района Республики Бурятия, находящегося по адресу: <...>, следует, что подвал жилого дома заилен, полы заилены, высота ила - <...> см., необходимо вскрытие и замена пола, часть имущества утрачена. Жилое помещение пригодно для проживания. Требуется капитальный ремонт пола. Предварительный ущерб составил от <...> рублей до <...> рублей.
В соответствии с Протоколом № ... от ... года «заседания комиссии на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации.. .» пунктом <...> решено выделить средства ФИО3 Х-Ц. из резервного фонда ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительства РБ в размере <...> рублей.
Таким образом, у истца возникло право на получение разовой материальной помощи в размере <...> руб., поскольку правовое решение принято, никем не оспорено.
Кроме того, из приведенных выше законоположений для включения в списки граждан, которым подлежит указанная помощь, необходимо обязательное наличие одновременно трех условий: быть гражданином Российской Федерации, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
Т.е., для получения единовременной финансовой помощи достаточен сам по себе факт полной или частичной утраты имущества гражданина – без определения величины ущерба и вида имущества.
В этой связи довод жалобы на отсутствие показания свидетелей о составе утраченного имущества, а также ссылка на Методические рекомендации…, утвержденные МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 (не опубликованы), рекомендующие этот состав, несостоятельны.
Кроме того, из текста Рекомендаций следует, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о недоказанности факта утраты имущества первой необходимости, отсутствия его конкретного перечня и, в связи с этим, об отсутствии у истцов права на единовременную материальную помощь не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тункинского районного суда РБ от 01 февраля 2016 года по исковому заявлению ФИО3 ФИО19 к администрации МО «Тункинский район» о признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуацией оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Н.В. Пащенко
Судьи коллегии: О.Р. Холонгуева
Б.С. Семенов