ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3122/19 от 26.06.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кунина А.Ю. Дело № 33 –3122/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июня 2019 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Коноваленко А.Б.,

судей Шкарупиной С.А., Яковлева Н.А.,

при секретаре Киячко А.С.,

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу истца Администрации Гурьевского городского округа на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 апреля 2019 года, которым исковые требования администрации Гурьевского городского округа – удовлетворены в части; изъят у ФИО1 в собственность Гурьевского городского округа для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером площадью 435 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>; определен размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – 900 000 рублей, подлежащий уплате ФИО1 в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу; прекращено право собственности ФИО1 на указанный земельный участок; взысканы с Администрации Гурьевского городского округа, ФИО1 в доход федерального бюджета судебные расходы, связанные с проведением ООО «Декорум» экспертизы и подготовкой экспертного заключения в размере 20000 рублей, по 10 000 рублей с каждой стороны.

Заслушав доклад судьи Коноваленко А.Б., объяснения представителя ответчика ФИО1 – ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Гурьевского городского округа обратилась в суд с иском к ФИО1, которым просила изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости, который составляет 619 778 рублей, обратить к немедленному исполнению принятое по настоящему гражданскому делу решение.

В обоснование заявленных администрацией требований иска указано, что администрацией Гурьевского городского округа принято решение о проведении реконструкции линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги «Калининград – Полесск» км 5,1-7,1 (улица Шатурская) в пос. Васильково Гурьевского района Калининградской области от границы городского округа «город Калининград» до региональной автомобильной дороги «Северный обход г. Калининграда». В связи с проведением указанных выше работ, 19 августа 2016 года администрацией Гурьевского городского округа принято решение об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1 на праве собственности. В виду отсутствия необходимости изъятия всего земельного участка, были проведены кадастровые работы по его разделу и образованию участка требуемой площади (435 кв.м.). В адрес собственника участка направлен соответствующий проект соглашения об изъятии образованного земельного участка с кадастровым номером с отчетом об оценке для ознакомления и подписания. Согласно отчету, подготовленному ООО «НЦ «Балтэкспертиза», стоимость возмещения в связи с изъятием указанного выше земельного участка составляет 619 778 рублей. Однако до настоящего времени соглашение с ответчиком не подписано. Данное обстоятельство препятствует проведению работ по реконструкции линейного объекта и исполнению указанных выше правовых актов. Ссылаясь на положения статей 279, 281, 282 Гражданского кодекса РФ, 56.2, 56.3, 56.6 – 56.10 Земельного кодекса РФ администрация Гурьевского городского округа просила суд удовлетворить заявленные требования.

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Администрация Гурьевского городского округа просит решение изменить в части определения размера возмещения. Полагает, что присужденное судом к взысканию возмещение чрезмерно завышено. Судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 – 56.11. В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 435 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства станции технического обслуживания автомобилей, автомойки, гостиницы, ресторана, кафе, административно – торговых и производственно – складских зданий и помещений.Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 3000 кв.м. Раздел исходного участка был обусловлен необходимостью изъятия части его территории (435 кв.м.) для реконструкции линейного объекта.

18 сентября 2015 года постановлением администрации Гурьевского городского округа № 4745 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе для реконструкции линейного объекта – «Реконструкция автомобильной дороги «Калининград – Полесск» км 5,1-7,1 (улица Шатурская), в пос. Васильково Гурьевского района Калининградской области от границы городского округа «Город Калининград» до региональной автомобильной дороги «Северный обход г. Калининграда».

19 августа 2016 года администрацией Гурьевского городского округа для муниципальных нужд Гурьевского городского округа, а именно для реконструкции указанного выше линейного объекта было принято постановление № 4721, согласно которому, часть территории принадлежащего ответчику участка, подлежит изъятию для муниципальных нужд.

15 июня 2018 года ФИО1 письмом № 17/7087 направлен проект соответствующего соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером , образованного из участка , и копия отчета об оценке размера возмещения, для ознакомления и подписания. Согласно данного отчета размер возмещения составил 619 778 рублей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация Гурьевского городского округа указывает на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и отказ ФИО1 заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых администрацией условиях.

Установлено, что основанием к принятию администрацией Гурьевского городского округа решения об изъятии принадлежащего на праве собственности ответчику земельного участка с кадастровым номером явилась необходимость использования такого земельного участка для реконструкции автомобильной дороги местного значения, то есть для нужд муниципалитета.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При обращении в суд администрацией Гурьевского городского округа был представлен отчет № Н-0484-2018 от 23 апреля 2018 года, выполненный ООО «НЦ «Балтэкспертиза», согласно которому размер возмещения за изымаемый у ФИО1 земельный участок, включающий рыночную стоимость участка, составляет 619 778 рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчиком был представлен отчет № 313-18 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком АНО «Экспертная организация «ЭКСКО» К. по состоянию на 21 сентября 2018 года, согласно которого рыночная стоимость изымаемого земельного участка составила 920 000 рублей.

Определением суда по делу была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка, по результатам которой экспертом ООО «Декорум» У. составлено заключение № 057 – 03/19 от 21 марта 2019 года. Согласно выводам эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на дату составления заключения составила 900000 рублей.

После проведения по делу судебной экспертизы, сторона ответчика окончательно определилась с позиций по заявленному иску относительно стоимости возмещения за изымаемый земельный участок, полагая возможным изъять участок для муниципальных нужд за 900 000 рублей согласно расчета, составленного судебным экспертом.

Оценив представленные в дело доказательства надлежащим образом в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные администрацией требования подлежат удовлетворению с учетом определенной судебным экспертом ООО «Декорум» стоимости возмещения за земельный участок в размере 900 000 рублей, поскольку заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение стоимости возмещения.

Как правильно установлено судом, при проведении судебной экспертизы в части определения рыночной стоимости указанного выше земельного участка, экспертом использована методика расчета, которая соответствует положениям статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом всех параметров характеристик объекта оценки. Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом методом сравнения продаж и методом распределения. Стоимость квадратного метра земельного участка в рамках используемого сравнительного подхода получена экспертом при исследовании рынка недвижимости с наибольшим количеством предложений по продаже аналогичных земельных участков. Приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Гурьевского района на дату оценки по земельным участкам категории земель – земли населенных пунктов и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, его количественных и качественных характеристиках.

Ставить указанное экспертное заключение в части определения рыночной стоимости объекта оценки под сомнение у суда оснований не имелось.

Оснований для принятия в качестве достоверных доказательств действительной рыночной стоимости земельного участка ответчика отчета ООО «НЦ «Балтэкспертиза», представленного истцом, и отчета оценщика К., представленного ответчиком, у суда не имелось, поскольку представленный стороной истца отчет содержит выводы специалиста относительно рыночной стоимости изымаемого имущества по состоянию на 23 апреля 2018 года, тогда как по смыслу статьи 282 ГК РФ, п. 3 статьи 55, п. 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Со стороны администрации Гурьевского городского округа суду не было представлено документов, подтверждающих актуальность представленного им отчета в части рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на день рассмотрения настоящего гражданского спора. Повторного исследования рынка недвижимости для определения выкупной цены изымаемого земельного участка специалистом ООО «НЦ «Балтэкспертиза» не проводилось.

При определении стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода оценщиком К. были отобраны аналоги, несопоставимые с объектом оценки по его местонахождению и площади. Приведены земельные участки, расположенные в городе Калининграде, тогда как объект оценки расположен в Гурьевском районе; подобранные аналоги существенно отличаются по площади с объектом оценки.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил исковые требования администрации Гурьевского городского округа, приняв решение об изъятии у ФИО1 в собственность Гурьевского городского округа для муниципальных нужд указанного земельного участка, определив размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – 900 000 рублей, подлежащего уплате ФИО1 в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, и прекратив право собственности ФИО1 на указанный земельный участок.

Фактически доводы жалобы о несогласии с размером присужденного к взысканию возмещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд направлены на переоценку представленных в дело доказательств, которые судом проверены и надлежаще оценены, что само по себе отмены решения суда не влечет.

Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, судом не допущено.

Иных доводов в обоснование своей позиции о несогласии с решением суда подателем жалобы не приведено.

Оснований для отмены, изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: