Судья Пуцыкина Н.Ю. №33-3125/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2017 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским деламВерховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Савельевой Н.В.
при секретаре Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 04 июля 2017 года по иску финансового управления Питкярантского муниципального района к ФИО1 о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
финансовое управление Питкярантского муниципального района обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы гранта, выданного начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела по тем основаниям, что
ХХ.ХХ.ХХг. между Министерством экономического развития и администрацией
Питкярантского муниципального района заключено соглашение о софинансировании расходных обязательств, предметом которого являлось предоставление субсидии бюджету Питкярантского муниципального района для софинансирования муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства. ХХ.ХХ.ХХг. между администрацией Питкярантского муниципального района и администрацией Питкярантского городского поселения заключено соглашение № о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидии бюджету муниципального образования, в том числе за счет средств, поступающих из федерального бюджета, а ХХ.ХХ.ХХг. - дополнительное соглашение №. В соответствии с Положением о финансовом управлении, утвержденным решением Питкярантского городского совета от ХХ.ХХ.ХХ№ (в редакции решения Совета Питкярантского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХг. №), финансовое управление осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль, предусмотренный ст. 269.2 БК РФ, за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно приказу от ХХ.ХХ.ХХг. № и в соответствии с планом работы финансового управления по осуществлению последующего финансового контроля на 2015г. специалистами финансового управления проведена проверка правомерности целевого и эффективного использования средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия на реализацию муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства за 2012 г.-2014г. В ходе проверки установлено, что между администрацией Питкярантского городского поселения и индивидуальным предпринимателем ФИО2ХХ.ХХ.ХХг. был заключен договор о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела (фитнес-клуб) в размере 300000 руб. за счет субсидии из федерального бюджета. В соответствии с пунктом 2.1.9. договора ответчик обязалась осуществлять деятельность не менее 4 лет с момента получения гранта, в случае досрочного прекращения деятельности - вернуть грант в полном объеме. Истец указал, что согласно сведениям ФНС России, ХХ.ХХ.ХХг. ФИО1 в нарушение п. 2.1.9 условий договора прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. ХХ.ХХ.ХХг. финансовым управлением акт проверки № был направлен в администрацию Питкярансткого городского поселения. Также в адрес администрации было направлено предписание № от ХХ.ХХ.ХХг., согласно п. 5 которого администрации было предложено принять меры по возврату с ответчика гранта в сумме 300000 руб. в бюджет Питкярантского городского поселения с последующим возвратом этой суммы в бюджет Питкярантского муниципального района. ХХ.ХХ.ХХг. руководителем финансового управления был составлен протокол № об административном правонарушении в отношении главы Питкярантского городского поселения ФИО3 по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. Решением Питкярантского городского суда по административному делу ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа. Поскольку администрацией Питкярантского городского поселения указанное нарушение не устранено, денежные средства не возвращены в бюджет Питкярантского муниципального района, финансовое управление Питкярантского муниципального района просило взыскать с ответчика ФИО1 в бюджет Питкярантского муниципального района 300000 руб.
Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 04 июля 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец.
В апелляционной жалобе руководитель финансового управления Питкярантского муниципального района ФИО4 просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает о несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что у истца отсутствует право на обращение в суд с иском к ответчику о возврате субсидии. Отмечает, что материально-правовой интерес истца заключался в устранении последствий, связанных с неправомерными действиями ответчика по нарушению условий получения бюджетных средств на развитие своего бизнес-проекта. Ссылаясь на положения ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007г. №209 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", ст. 78 БК РФ, обращает внимание на то, что муниципальная программа утверждена решением Питкярантского городского Совета от 27 октября 2011г. №137, согласно паспорту программы основное финансирование программы осуществляется за счет бюджета Республики Карелия - в размере 2000 тыс. руб., и федерального бюджета в размере 8000 тыс. руб. В целях реализации данной программы и доведения до бюджета Питкярантского городского поселения средств республиканского и федерального бюджета между администрацией Питкярантского муниципального района и администрацией Питкярантского городского поселения заключено соглашение № о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по реализации данной муниципальной программы. Отмечает, что ответчик участвовала в реализации данной программы, получила грант на условиях реализации программы и заключенного договора. Ссылаясь на п. 2.1.5, п. 2.1.9, п. 5.1 договора, положения ст. 289, ч.1, ч.3 ст. 306.4 БК РФ, учитывая, что ответчик ХХ.ХХ.ХХг. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, полагает, что нарушение ответчиком условия заключенного договора на получение гранта (бюджетных средств) является нецелевым использованием бюджетных средств и влечет за собой бесспорное взыскание денежных средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы. Истец указывает, что денежные средства должны быть возвращены в бюджет Питкярантского муниципального района, в интересах которого он действует, являясь финансовым контрольным органом. Отмечает, что бездействие администрации Питкярантского городского поселения по непринятию мер взыскания с ответчика бюджетных средств не умаляет положения ст. ст. 289, 306.4 БК РФ, а также обязанность ответчика по возврату суммы гранта в полном объеме в связи с нарушением ею условий его получения. Истец считает, что на основании ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч. 1, ч. 3 ст. 37 Устава Питкярантского муниципального района, п.2, ч.1, п.п.8.1, п.п.8.3, п.п.8.6, п.8 ч.2, п.п.8 п.10 ч.3 Положения о финансовом управлении Питкярантского муниципального района, утвержденного решением Совета Питкярантского муниципального района от 28 июля 2005 г. №301, п.1 ст.11 ГК РФ имеет право на обращение в суд в интересах бюджета Питкярантского муниципального района. Полагает вывод суда о праве истца по взысканию ущерба с лица, привлеченного к административной ответственности, за невыполнение предписания финансового органа, не умаляет положения вышеуказанных правовых норм.
В возражениях на жалобу представитель ответчика ФИО1ФИО5, действующая на основании доверенности, указывает о согласии с выводами суда о том, что у истца отсутствуют основания требовать возврата субсидии, поскольку финансовое управление Питкярантского муниципального района не являлось стороной договора о предоставлении гранта, в связи с чем оно не наделено правом расторгнуть указанный договор. С учетом изложенного, просит решение суда оставить без изменения
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца финансового управления Питкярантского муниципального района, ответчик ФИО1, представитель третьего лица администрации Питкярантского городского поселения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представитель ответчика ФИО1ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала в отношении доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Полагала, что решение суда является законным.
Заслушав объяснение представителя ответчика ФИО1Григорьвой Т.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу п.п. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета Питкярантского городского поселения от 27 октября 2011г. №137 утверждена муниципальная программа "Поддержка малого и среднего предпринимательства в Питкярантском городском поселении на период до 2015г.", в соответствии с п. 4.2 которой к мероприятиям программы относится финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках данного направления предусмотрено предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела.
ХХ.ХХ.ХХг. между Министерством экономического развития Республики Карелия и администрацией Питкярантского муниципального района заключено соглашение о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с п.1 которого предметом соглашения является предоставление субсидии бюджету Питкярантского муниципального района для софинансирования муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в монопрофильных территориальных образованиях, согласно перечням моногородов, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики или Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции из бюджета Республики Карелия за счет средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных на реализацию мероприятия "Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в монопрофильных территориальных образованиях, согласно перечням моногородов, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики или Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции", утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия 21 февраля 2009 г. №29-П "Об утверждении региональной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года", а также за счет средств, поступивших из федерального бюджета по соглашению между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Карелия от 20 октября 2011г. №106-МБ-11, на реализацию мероприятий муниципальной программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства в Питкярантском городском поселении на период до 2015г.", утвержденной решением Совета Питкярантского городского поселения от 27 октября 2011г. №137 в размере 1134,0 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия 227,0 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета 907,0 тыс. руб. Субсидии предоставляется на реализацию следующих мероприятий муниципальной программы: гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела - в сумме 1134,0 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 227,0 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета - 907 тыс. руб.
ХХ.ХХ.ХХг. между администрацией Питкярантского муниципального района и администрацией Питкярантского городского поселения заключено соглашение № о софинансирвоании расходных обязательств и взаимодействии по реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства, предметом которого является предоставление субсидии бюджету муниципального образования для софинансирования муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства, в размере 1134000 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия 227000 руб., за счет средств федерального бюджета 907000 руб. Субсидии предоставляется на реализацию следующих мероприятий муниципальной программы: гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела - в сумме 1134000 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 227000 руб., за счет средств федерального бюджета - 907000 руб.
ХХ.ХХ.ХХ между администрацией Питкярантского городского поселения и индивидуальным предпринимателем ФИО6 (в настоящее время - ФИО7) заключен договор о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела в размере 300000 руб. за счет субсидии из федерального бюджета. Грант предоставлен ответчику на финансирование затрат в соответствии с предоставленным инвестиционным бизнес-планом предпринимательской деятельности "Фитнес-клуб".
В рамках данного договора ФИО1 приняла на себя обязательства по обеспечению выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, представить в администрацию копии документов, подтверждающие целевое использование гранта в течение 6 месяцев с момента перечисления денежных средств на ее расчетный счет.
Во исполнение указанного договора денежные средства в сумме 300000 руб. были перечислены на счет ответчика.
Пунктом 2.1.5 указанного договора установлена обязанность ответчика использовать полученные денежные средства по целевому назначению в соответствии с бизнес -планом. Согласно п. 2.1.9 ответчик обязана осуществлять деятельность не менее 4 лет с момента получения гранта, а в случае досрочного прекращения этой деятельности обязана вернуть грант в полном объеме.
В соответствии с п. 5.2 договора в случае установления главным распорядителем или органом финансового контроля факта нецелевого использования гранта, либо неиспользования гранта до ХХ.ХХ.ХХ, составляется акт проверки. В этом случае договор расторгается администрацией в одностороннем порядке, о чем получатель уведомляется в течение 5 календарных дней от даты расторжения договора. Если получатель отказывается добровольно возвратить сумму гранта, возврат суммы гранта осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе постановлением Правительства Республики Карелия от 05 февраля 2008 г. №24-П, а также в судебном порядке.
Финансовым управлением Питкярантского муниципального района в ходе проведенной проверки правомерности целевого и эффективного использования средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия на реализацию муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства за 2012г.-2014г., установлено, что ИП ФИО6 в нарушение п. 2.1.2 договора целевое расходование средств подтвердила копиями документов, заверенными получателем - подписью индивидуального предпринимателя, без расшифровки подписи и даты заверения; в нарушение п. 2.1.6 договора информацию о ходе реализации бизнес-плана субъекта малого предпринимательства представила по состоянию на ХХ.ХХ.ХХг. на основании запроса администрации; ХХ.ХХ.ХХг. в нарушение п. 2.1.9 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
ХХ.ХХ.ХХг. финансовое управление Питкярантского муниципального района направило главе Питкярантского городского поселения предписание об устранении нарушений, выявленных в результате указанной проверки, в том числе о необходимости принять меры по возврату ФИО6 (ФИО7) гранта в сумме 300000 руб. в связи с допущенным нарушением ею п. 2.1.9 договора, в бюджет Питкярантского городского поселения с последующим возвратом этой суммы в бюджет Питкярантского муниципального района.
ХХ.ХХ.ХХг. администрация Питкярантского городского поселения предложила ФИО1 представить в срок до ХХ.ХХ.ХХ необходимые документы и отчеты по договору от ХХ.ХХ.ХХ, а также в связи с досрочным прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя указала о необходимости вернуть грант в полном объеме в сумме 300000 руб. в бюджет Питкярантского городского поселения, указав при этом, что иначе администрация Питкярантского городского поселения будет вынуждена обратиться в суд.
За неисполнение предписания в отношении главы Питкярантского городского поселения был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Карелия от 14 декабря 2016 г., глава администрации Питкярантского городского поселения привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Поскольку сумма гранта ответчиком не возвращена, финансовое управление Питкярантского муниципального района обратилось в суд с требованием о взыскании денежной суммы гранта.
Разрешая требования финансового управления Питкярантского муниципального района, суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, оценив представленные в обоснование заявленных требований доказательства, правомерно пришел к выводу об отсутствии у финансового органа правовых оснований требовать возврата субсидии с ФИО1, поскольку договор о предоставлении ей гранта на создание собственного дела в размере 300000 руб. заключен между администрацией Питкярантского городского поселения и ФИО1, финансовое управление стороной договора не является, кроме того, указанный договор не расторгнут.
Судом правомерно отклонена ссылка представителя истца на положения п.4 ст. 270.2 БК РФ, как на основание права требования взыскания ущерба с ответчика.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции, при этом принимает во внимание, что в соответствии с соглашением № от ХХ.ХХ.ХХг., заключенным между администрацией Питкярантского муниципального района и администрацией Питкярантского городского поселения о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по реализации муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства поселение несет ответственность в соответствии с законодательством за своевременность, полноту и целевое и эффективное использование субсидий в соответствии с действующим законодательством (п.2.3.7), получатели субсидий несут ответственность в соответствии с законодательством за своевременность, полноту и целевое использование субсидий, выделенных на реализацию муниципальных программ. В случае нарушения поселением - получателем субсидии бюджету муниципального образования пунктов 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, нецелевого и неэффективного использования предоставленных бюджетных средств администрация вправе досрочно в одностороннем порядке расторгнуть соглашение и потребовать возврата субсидии полностью или частично или уменьшить размер субсидии на сумму средств, использованных с нарушениями (п.3.2).
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, о возможности предъявления финансовым органом иска к грантополучателю в случае нарушения им условий договора, заключенного между получателем гранта и администрацией Питкярантского городского поселения, и взыскании с него суммы гранта в бюджет Питкярантского муниципального района основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к его отмене по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 04 июля 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи