ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-313 от 20.05.2015 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Албанчинова К.В. Дело № 33-313

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2015 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.,

судей – Черткова С.Н., Шинжиной С.А.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе директора АУ РА «Иогач лес» ЯЛД на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 января 2015 года, которым

удовлетворены исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Автономному учреждению Республики Алтай «Иогач лес» об обязании оборудовать судно аппаратурой спутниковой навигации.

Автономное учреждение Республики Алтай «Иогач лес» обязано оборудовать судно <данные изъяты> (идентификационный ) аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к автономному учреждению Республики Алтай «Иогач лес» об обязании оборудовать судно <данные изъяты> аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Требования обосновал тем, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, принадлежащих ответчику, которой установлено, что АУ РА «Иогач лес» на праве оперативного управления принадлежит служебно-разъездной теплоход <данные изъяты> идентификационный ), который эксплуатируется в акватории <адрес>. В нарушение требований п.п. 111, 117 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 года № 623, п.п. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.02.2009 года № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641, Приказа Минтранса России от 16.12.2010 года № 280 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 года № 623» на данном самоходном судне, используемом ответчиком для перевозки пассажиров и производственного инвентаря, отсутствует аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Эксплуатация транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности, не оснащенного необходимым навигационным оборудованием, представляет угрозу жизни и здоровью не только членов экипажа и пассажиров данного судна, но и неопределенному кругу лиц - эксплуатантов внутреннего водного транспорта в случае возникновения транспортного происшествия.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласна директор АУ РА «Иогач лес» ЯЛД, в апелляционной жалобе выражает несогласие. Просит решение суда отменить, указывая на неправильность определения обстоятельств, имеющих значение для дела и не соответствие выводов суда обстоятельствам дела. В акте ежегодного освидетельствования судна от <дата>, выданном Западно-Сибирским филиалом «Российского речного Регистра», в пункте «Средства радиосвязи и навигационного оборудования» исправность и вся комплектность необходимого оборудования для данного класса судов подтверждается. В разъяснении Западно-Сибирским филиалом «Российского речного Регистра» от 20.01.2015 г. № ФСЗ-25.3-53 указано: «На разъездном теплоходе <данные изъяты> не требуется установка аппаратуры спутниковой навигации, данный факт не был принят. Судом также не учтено, что в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 17.01.2013 г. № ИЛ-3-р приняты изменения Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания, в том числе внесены изменения в таблицу 23.2.2 Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания, которые не предусматривают установку аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на определенных категориях судов внутреннего плавания. Решением Верховного Суда РФ от 08 апреля 2014 года признана недействующим абзац 2 пункта 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Также Верховным Судом РФ указано, что только Правительство РФ обладает полномочиями устанавливать порядок оснащения навигаторами транспортных средств. Предоставив Минтрансу России право утвердить указанный порядок, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции.

В возражениях на апелляционную жалобу Барнаульский транспортный прокурор АГЛ указывает на законность и обоснованность вынесенного решения суда.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалованного судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора КПА, полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, представителя АУ РА «Иогач лес» СВВ, поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.

Судом первой инстанции при разрешении дела установлено, что Автономному учреждению Республики Алтай «Иогач лес» принадлежит на праве оперативного управления самоходное разъездное судно – теплоход <данные изъяты> идентификационный номер – , являющийся государственной собственностью Республики Алтай (свидетельство о праве собственности на судно серии ТВ от <дата>). Судно состоит на классификационном учете в Западно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра под , имеет класс «О» и значится в числе эксплуатирующихся в Республике Алтай на <дата>.

Согласно свидетельству о годности судна к плаванию, а также свидетельству о классификации, выданным ФАУ «Российский Речной Регистр», теплоход <данные изъяты> по типу и назначению является разъездным судном проекта <данные изъяты> на котором разрешается перевозка организованной группы людей в количестве 10 человек, включая членов экипажа. Мощность главного двигателя судна составляет 110 кВт, габаритная длина судна - 21,0 м.

В ходе проведенной Барнаульской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере эксплуатации судов внутреннего водного транспорта на теплоходе <данные изъяты> выявлены нарушения вышеназванных требований закона судовладельцем – АУ РА «Иогач лес», выразившиеся в отсутствии на теплоходе в числе средств навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В суде первой инстанции и в апелляционной инстанции ответчик признавал факт того, что действительно на теплоходе <данные изъяты> отсутствует средство навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 февраля 2009 года №22-ФЗ «О навигационной деятельности» Правительство Российской Федерации устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управлении движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат морские суда и суда внутреннего речного и смешанного («река-море») плавания.

Следовательно, эксплуатация судна <данные изъяты> без спутниковой навигации представляет угрозу безопасности водного пространства и может привести к нежелательным последствиям. Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS создает потенциальную угрозу безопасности как членов экипажа судна, так и иных лиц, круг которых определить невозможно.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик обязан оснастить судно <данные изъяты> аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Доводы жалобы о том, что разъездной теплоход <данные изъяты> не является пассажирским судном, не перевозит опасные грузы, валовая вместимость судна 45,12 регистровых тонн, в связи с чем, на теплоходе не требуется установка аппаратуры спутниковой навигации, основанием для отмены решения суда не является в связи со следующим.

Так, в силу ч.1 ст.23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Пункт 3 части 2 статьи 17 Федерального закона от 14 февраля 2009 года №22-ФЗ, разграничивая полномочия в сфере навигационной деятельности, относит установление порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 июля 2005 года №289-О, прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти реализовать предоставленные полномочия. По смыслу приведенной позиции, правительство Российской Федерации, которое в силу части1 статьи 115 Конституции Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, действуя в рамках полномочий, делегированных ему федеральным законом, не вправе самостоятельно, на основе собственного решения передавать реализацию этих полномочий или их части другим органам публичной власти.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти не наделены Федеральным законом от 14 февраля 2009 года №22-ФЗ какими-либо полномочиями в сфере навигационной деятельности, а в сфере технического регулирования согласно п.3 ст.4 ФЗ от 29 декабря 2002 года №184-ФЗ вправе издавать акты только рекомендательного характера.

Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что порядок оснащения транспортных, технических средств и систем, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС устанавливается Правительством РФ. В соответствии с требованиями п.п. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 февраля 2009 года №22-ФЗ «О навигационной деятельности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» судно <данные изъяты> подлежит оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Вместе с тем, ссылка суда первой инстанции в решении суда на положения Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623, является не верной, поскольку требования технического регламента распространяются на суда, проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены после вступления в силу технического регламента. А как следует из материалов дела, судно <данные изъяты><дата> постройки, в связи с чем, на него не распространяются положения технического регламента.

В целом судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора АУ РА «Иогач лес» ЯЛД - без удовлетворения.

Председательствующий Э.В. Ялбакова

Судьи С.Н. Чертков

С.А.Шинжина