ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3132/2014 от 21.10.2014 Томского областного суда (Томская область)

  Судья: Куц Е.В. Дело № 33-3132/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

 председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

 судей Фоминой Е.А., Бондаревой Н.А.,

 при секретаре Горбуновой Ю.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению Лобова В. Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления

 по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и строительства Томской области на решение Советского районного суда г.Томска от 26 августа 2014 года.

 Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области Гулиева Т.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,

 установила:

 Лобов В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 22.07.2014 №08-06-127/2014 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; возложении обязанности включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

 В обоснование требований указал, что 03.07.2014 обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены с приложением оформленных надлежащим образом документов. В результате рассмотрения заявления был получен отказ со ссылкой на представление документов не в полном объеме. Считал отказ незаконным, поскольку п.10 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

 Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Лобова В.Н.

 Представитель заявителя Маликов Н.А. в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что заявитель заключил договор долевого участия в строительстве, исполнив обязательства по оплате в полном объеме. Полагал необоснованным утверждение Департамента архитектуры и строительства Томской области о том, что заявитель должен заключить дополнительное соглашение к договору долевого участия в строительстве и уплатить дополнительные денежные средства для восстановления платежеспособности застройщика, в целях исполнения плана внешнего управления ООО «/__/».

 Представитель Департамента архитектуры и строительства Томской области Гулиев Т.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований. Пояснил, что решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, соответствует требованиям закона, поскольку Лобовым В.Н. не представлено дополнительное соглашение обязанность, по заключению которого возникла у последнего на основании решения общего собрания дольщиков.

 Обжалуемым решением суд на основании ст.15, 46 Конституции Российской Федерации, п.1, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.4, 23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», п.10, 13 приложения №1 приказа Минрегионразвития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан», ст.167, 194-199, 254, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление удовлетворил. Признал незаконными решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от 22.07.2014 №08-06-127/2014 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Возложил на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Лобова В.Н. путем принятия решения по его заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403.

 В апелляционной жалобе представитель Департамента архитектуры и строительства Томской области Ассонов Д.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Считает, что судом неправильно истолкованы и применены нормы закона. В соответствии с планом внешнего управления застройщика, утвержденным решением собрания кредиторов застройщика, и внесенными в него изменениями предусмотрены мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности застройщика, в том числе заключение дополнительных соглашений и внесение дополнительных взносов, необходимых для строительно-монтажных работ. Заявителем не представлено дополнительное соглашение и документы о внесении дополнительных взносов по нему, что явилось основанием для принятия оспариваемого решения.

 В судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционной инстанции заявитель Лобов В.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, не явился, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в силу ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.

 Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

 В силу ст.46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Вместе с тем пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что 22.04.2008 между ООО «/__/» и Лобовым В.Н. заключен договор участия в долевом строительстве №/__/, по условиям которого застройщик принял на себя обязательства построить (создать) многоквартирный кирпичный жилой дом №/__/ со встроенными помещениями социального и культурно-бытового назначения по адресу: /__/ (строительный адрес), и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать Лобову В.Н. двухкомнатную квартиру №/__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенную на пятом этаже. Цена договора составила /__/ рублей, являлась фиксированной и могла быть изменена только по соглашению сторон. Обязательства по оплате цены договора Лобовым В.Н. исполнены в полном объеме 06.05.2008 (л.д. 7-14).

 12.03.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области произведена государственная регистрация сделки по договору участия в долевом строительстве за №/__/.

 Согласно постановлению следователя СЧ СУ УМВД России по Томской области от 15.05.2013 Лобов В.Н. признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 Определением Арбитражного суда Томской области от 29.05.2012 признано обоснованным и включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «/__/» требование Лобова В.Н. о передаче жилого помещения – двухкомнатной квартиры №/__/ (строительный) общей площадью /__/ кв.м, расположенной в жилом доме на 5 этаже по адресу: /__/. Размер оплаты стоимости квартиры составляет /__/ рублей. Задолженность Лобова В.Н. перед ООО «/__/» отсутствует.

 03.07.2014 заявитель обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены с приложением к заявлению копии паспорта, копии договора №/__/ от 22.04.2008, копии квитанций от 06.05.2008, от 15.07.2010, копии определения Арбитражного суда Томской области от 29.05.2012, копии доверенности, копии постановления о признании потерпевшим от 15.05.2013.

 Решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от 22.07.2014 №08-06-127/2014 Лобову В.Н. отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с предоставлением не в полном объеме документов, предусмотренных п.10 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403.

 Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Лобову В.Н. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по причине непредставления дополнительного соглашения и документов внесения дополнительных взносов по нему является неправомерным.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и его обоснованием исходя из следующего.

 Согласно п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве.

 В соответствии со ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (ч.2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч.4). Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (ч.7).

 Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 №403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (приложение №1), а также правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение №2).

 Согласно п.3 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, формирование и ведение соответствующего Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.

 Таким органом на территории Томской области, в силу Закона Томской области №58-ОЗ от 14.04.2011 «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области», является Департамент архитектуры и строительства Томской области (Положение о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденное постановлением Губернатора Томской области №26 от 12.03.2013).

 В соответствии с п.4 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к настоящему приказу.

 Согласно п.2 приложения №1 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, данными критериями являются, в том числе, признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.

 Включение в Реестр осуществляется на основании заявления. К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность; копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа (п.9, 10 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403).

 Из анализа приведенных положений следует, что действующим законодательством прямо и исчерпывающим образом определены критерии и порядок включения и отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

 На основании п.14 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

 Принимая во внимание, что решения Департамента архитектуры и строительства Томской области о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, строго регламентированы критериями и правилами, нашедшими свое отражение в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403, заявителем Лобовым В.Н. при обращении с соответствующим заявлением были приложены все документы, предусмотренные п.10 приложения №2 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных вышеприведенным приказом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не отвечает требованиям закона.

 В силу ч.1 ст.249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 В нарушение ч.1 ст.56, ч.1 ст.249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом архитектуры и строительства Томской области не представлены доказательства, подтверждающие необходимость предоставления дополнительного соглашения и документов о внесении дополнительных взносов по нему.

 Ссылка в апелляционной жалобе на план внешнего управления застройщика, утвержденный решением собрания кредиторов застройщика и внесенными в него изменениями, которым предусмотрено заключение дополнительных соглашений и внесение дополнительных взносов, необходимых для строительно-монтажных работ, не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные документы не отвечают требованиям, установленным ч.2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду их представления в форме незаверенных надлежащим образом копий и отсутствия предусмотренных законом реквизитов.

 В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, а в действительности являются направленными на иную оценку собранных по делу доказательств, с которой не может согласиться судебная коллегия, и основаны на неверном толковании норм материального права.

 Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.329, ч.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Советского районного суда г.Томска от 26 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и строительства Томской области – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: