Судья: Герасимова Т.В. № 33А- 3136
Докладчик: Быкова С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«02» апреля 2014г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Шалагиной О.В., Безденежных Д.А.,
при секретаре: Плотниковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела МВД РФ «Юргинский» ГУ МВД России по Кемеровской области на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 23 января 2014 года
по делу по заявлению прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Юргинский" (МО МВД России «Юргинский») о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л А:
Юргинский межрайонный прокурор обратился с заявлением о признании незаконным бездействия МО МВД России «Юргинский».
Требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по фактам непринятия органами внутренних дел мер по обеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В связи с проведением мероприятий по призыву граждан на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ «О призыве в октябре-декабре 2013 года граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» отделом военкомата в адрес начальника МО МВД России Юргинский были направлены персональные письменные обращения в отношении граждан, которым не представилась возможность вручить повестку о явке в отдел военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, об установлении их местонахождения и обеспечении прибытия на указанные мероприятия.
В письменных ответах от 25 ноября 2013 г. и от 27 ноября 2013 г. начальник МО МВД России «Юргинский» указал, что на сотрудников полиции в силу ст. 12 Федерального закона «О полиции» не возложена обязанность по осуществлению внепроцессуального розыска лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу. В связи с чем, обращения начальника военкомата на 285 и 78 листах были возвращены их инициатору без исполнения.
В соответствии с ч.3 ст.4 ФЗ от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Частью 2 ст. 31 этого закона определено, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащих призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Согласно п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663 розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством РФ.
Призом Министерства обороны РФ №366, МВД РФ №789, ФМС РФ №197 от 10 сентября 2007 года утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, пунктом 5 которой установлено, что начальники городских, районных органов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров по обеспечению прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Согласно Типовому положению о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ на районном уровне, утвержденному Приказом МВД России от 21 апреля 2011 года №222. МО МВД России «Юргинский», являясь территориальным органом МВД России и, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц.
Считает, что оставление без исполнения органом внутренних дел обращений начальника отдела военкомата является незаконным, противоречит действующему законодательству, а также препятствует надлежащему исполнению положений Конституции РФ, ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» на территории г.Юрга и Юргинского района.
Просил о признании незаконным бездействия МО МВД России «Юргинский». по неосуществлению розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, обязании МО МВД России «Юргинский» в лице начальника МО МВД России «Юргинский» взаимодействовать с отделом военного комиссариата Кемеровской области по г.Юрге и Юргинскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании соответствующих письменных обращений военного комиссара, осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в отдел военкомата.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 23 января 2014 года постановлено:
Признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Юргинский" в неосуществлении розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России "Юргинский" взаимодействовать с отделом военного комиссариата Кемеровской области по г.Юрге и Юргинскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании соответствующих письменных обращений военного комиссариата, осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в отдел военного комиссариата.
В апелляционной жалобе представитель Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» ФИО1 просит решение суда отменить. Указывает, что действия по вручению повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и обеспечения их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами, являются несвойственными для органов внутренних дел, поскольку основания для их выполнения не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции (статьи 1 и 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ "О полиции").
Ссылается на то, что действия по установлению местонахождения уклоняющихся от воинской обязанности является розыском, а принудительное препровождение к месту проведения мероприятий, связанных с призывом - является доставлением; проведение указанных процессуальных вне рамок возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм УПК РФ и КоАП РФ и конституционных прав граждан.
В силу ст. 12 ФЗ « О полиции» в обязанности сотрудников полиции (органов внутренних дел) вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами не входят.
Ссылается на то, что если уклонение от воинского учета, призыва на военные сборы и их прохождения не образуют состава уголовного наказуемого деяния, розыск по таким фактам сотрудниками полиции не осуществляется; это все обязанности и исключительная компетенция военных комиссариатов и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 14 ФЗ "О полиции" к полномочиям полиции в указанной сфере относится только задержание военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления.
Ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 29 июня 2004 №13-П о том, что "в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "последующий закон отменяет действие предыдущего". При этом если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними, действует последующий закон.
Таким образом, полиция исполняет только те обязанности, которые возложены на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ "О полиции". Обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, может быть возложена на полицию только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон (часть 2 статьи 12).
Указывает, что совместный приказ Министра обороны России, МВД России, ФМС России от 10 сентября 2007 № 366/789/197 "Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности" подлежит исполнению в части, не противоречащей Федеральному закону "О полиции".
Прокурором Юргинской межрайонной прокуратуры Гуреевым С.И. на апелляционную жалобу принесены возражения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя МО МВД России «Юргинский» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Самойлова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что отделом военного комиссариата Кемеровской области по г.Юрге и Юргинскому району в адрес начальника" МО МВД России «Юргинский» были направлены персональные письменные обращения в отношении граждан, которым не представилось вручить повестку о явке в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, об установлении их местонахождения и обеспечении прибытия на указанные мероприятия <данные изъяты>
В письменных ответах от 25 ноября 2013 г. и от 27 ноября 2013 г. начальник МО МВД России «Юргинский» указал, что на сотрудников полиции в силу ст. 12 Федерального закона «О полиции» не возложена обязанность по осуществлению внепроцессуального розыска лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу. В связи с чем, обращения начальника военкомата на 285 и 78 листах были возвращены их инициатору без исполнения.
По данному факту Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка, установившая указанные факты <данные изъяты>
В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Пунктом 2 ст. 31 указанного закона определено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Согласно п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10 сентября 2007 г. утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.
П. 5 Инструкции установлено, что начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. N 250 (ред. от 29.08.2013) «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона «О полиции», возлагается на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также на иных лиц в соответствие с федеральными законами.
При таких обстоятельствах и с учетом требований указанного закона суд сделал правильный вывод о том, что розыск граждан, которым не удалось вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
После проведения указанных мероприятий руководители органов внутренних дел муниципального образования обязаны дать ответ на письменные обращения военных комиссаров о результатах проведенных ими мероприятий, связанных с розыском призывников. На каждого разыскиваемого гражданина составляется персональный письменный ответ.
В случаях, когда указанные органы не имеют возможности обеспечить явку в военный комиссариат гражданина, уклоняющегося от призыва на военную службу, они обязаны направить в военные комиссариаты все соответствующие документы о результатах проведенного розыска, которые в последующем военными комиссарами приобщаются к личным делам призывников. В дальнейшем материалы подлежат рассмотрению, в результате чего ставятся вопросы о необходимости продолжения розыска гражданина или возбуждения ходатайства о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, в нарушение приведенных норм ответчик не исполнял обязанность по осуществлению розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что действия ответчика являются незаконными и обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе. Приведенные судом нормы закона не противоречат ФЗ «О полиции» и подлежат применению.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно оценил доказательства по делу, разрешил спор в соответствие с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 23 января 2014 года – без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Юргинский» Главного управления внутренних дел России по Кемеровской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: