ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3136/2016 от 13.09.2016 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Судья первой инстанции Петров И.М.

Дело № 33-3136/ 2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе

председательствующего Топоева А.С.,

судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,

при секретаре Майнагашевой Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Аскизского районного суда от 6 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о признании недействительным результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, о признании победителем конкурса, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.

В обоснование иска указал, что ответчиком был проведен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета. Заседание конкурсной комиссии состоялось ............., победителем конкурса была признана ФИО5 С результатами конкурса истец не согласен, поскольку единственным критерием определения победителя послужил стаж муниципальной службы. При исчислении его стажа муниципальной службы неправомерно не был учтен период прохождения им срочной военной службы с ............. по .............. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от ............. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Федеральным законом от ..............№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», его общий стаж муниципальной службы составляет ................. Также, не был учтен его стаж работы на руководящих должностях в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, составляющий ................. Несмотря на больший стаж муниципальной службы, конкурсная комиссия на вышеуказанную должность выбрала иного кандидата.

Истец просил признать незаконными результаты конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета (протокол ................ от .............); обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав истца, признав его победителем конкурса.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 исковые требования поддержал, дополнительно просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ................ рублей.

Представитель ответчика администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия ФИО2 возразила против удовлетворения иска, указала, что конкурс проведен в соответствии с действующим законодательством, нарушений чьих-либо прав, в том числе истца ФИО1, не допущено. В указанном конкурсе принимали участие два кандидата - истец ФИО1, а также ФИО5 Основным критерием при проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета явился стаж муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы, который у ФИО5 составил ................ а у ФИО1 – ................. Также, ФИО5 являлась действующим работником администрации Аскизского сельсовета, занимала должность начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета, в связи с чем был известен ее уровень профессиональной подготовки. В связи с большим стажем работы на должностях муниципальной службы конкурсная комиссия определила победителем ФИО5 Каких-либо нарушений порядка проведения конкурса ответчиком не допущено.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении искового заявления отказано.

С решением не согласился истец ФИО1

В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просил решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что суд необоснованно не принял во внимание довода истца о необходимости учесть время нахождения ФИО1 на военной службе для исчисления стажа муниципальной службы. Выразил несогласие с выводами суда об отсутствии обстоятельств, носящих дискриминационный характер.

В письменных возражениях относительное апелляционной жалобы представитель ответчика ФИО3 просила решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело по доводам апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статья 10 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ст. 17 вышеуказанного Закона при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

В соответствии с Методическими рекомендациями по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям, утвержденными Минтрудом России, в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды осуществления деятельности по специальности (направлению подготовки), соответствующей направлению деятельности, необходимой для надлежащего исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) предлагается сопоставить специальность (направление подготовки) с наименованиями должностей, ранее замещаемых претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполняемых им должностных обязанностей.

Наименование должностей и продолжительность их замещения муниципальным служащим определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой претендентом (муниципальным служащим) при поступлении на муниципальную службу, а также должностных.

Таким образом, соответствие имеющегося у претендента стажа предъявляемым требованиям подтверждается, если имеющаяся у него специальность (направление подготовки), указанная в дипломе, предполагает наличие уровня и характера знаний и навыков, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, осуществляемых в целях реализации функций органа местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 г. № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» утвержден реестр должностей муниципальной службы в Республике Хакасия. Согласно реестру в группу ведущие должности входит начальник структурного отдела (начальник отдела) администрации муниципального образования.

Статьей 4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 г. № 39-ЗРХ предусмотрено, что в число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы либо к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Для ведущей группы должностей – требуется стаж муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы либо стаж государственной гражданской службы на должностях младшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 3 лет (п. 3 ч. 5 ст. 4 Закона РХ от 06.07.2007 г. № 39-ЗРХ).

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Хакасия.

Постановлением главы Аскизского сельсовета от 14.03.2014 г. № 59 утверждены «Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Аскизский сельсовет».

Согласно пункту 1.1.3 Квалификационных требований следует, что для замещения ведущих должностей муниципальной службы требуется высшее профессиональное образование; не менее 2 лет стажа муниципальной службы на должностях старшей группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях младшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 3 лет стажа работы по специальности.

Из материалов дела следует, что администрацией Аскизского сельсовета был проведен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета.

Информация о данном конкурсе была размещена в СМИ - газете «Аскизский труженик» выпуск от 10.03.2016 г..

Согласно протоколу от ............................. заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы на заседании конкурсной комиссии были рассмотрены документы двух участников: ФИО1 и ФИО5

Установлено, что ФИО1 окончил ................ стаж муниципальной службы составил ................

ФИО5 имеет высшее образование по специальности «................ общий стаж муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы составил ................

В ходе конкурса было установлено, что оба кандидата соответствовали требуемым квалификационным требованиям.

Решением конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы от ............................. победителем конкурса была признана ФИО5, главе администрации Аскизского сельсовета было рекомендовано заключить с ФИО5 трудовой договор о назначении на должность начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и дорожной деятельности администрации Аскизского сельсовета.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании недействительными результатов конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, о признании победителем конкурса, суд исходи из того, что в ходе конкурса были оценены соответствие претендентов квалификационным требованиям по образованию и стажу трудовой деятельности по специальности, решение принято единогласно всеми членами конкурсной комиссии. Нарушений процедуры проведения конкура, которые повлекли бы нарушение прав истца на равный доступ к муниципальной службе и повлиявших на результат конкурса, допущено не было. Доказательств обратно истцом не представлено.

Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами и не находит оснований для его отмены.

Доводы истца о том, что конкурсной комиссии при исчислении стажа муниципальной службы необходимо было учесть время нахождения ФИО1 на военной службе согласно положений ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», судом первой инстанции оценены и мотивировано отвергнуты, оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Апелляционная жалоба содержит доводы, являющиеся аналогичными приводимым в ходе судебного разбирательства дела, которые являлись предметом исследования и оценки суда. В решении приведены имеющие значение для дела обстоятельства и нормы права, на основании которых оно вынесено при правильном их толковании.

Оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Аскизского районного суда от 6 июля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи В.Н. Морозова

А.В. Пронина