ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3137/2015 от 05.08.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий Дело № 33-3137-2015

по делу Кардаш В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей Толстоброва А.А.

ФИО1

при секретаре Федоровой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 5 августа 2015 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края поданного в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействий Правительства Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента имущества и земельных отношений Забайкальского края, а так же Забайкальского фонда капитального ремонта, связанных с непринятием мер к обеспечению условий для внесения взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов,

по апелляционному представлению прокурора участвующего в деле – ФИО2 на решение Центрального районного суда города Читы от 6 мая 2015 года, которым постановлено:исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту имущества и земельных отношений Забайкальского края, Забайкальскому фонду капитального ремонта о признании бездействий незаконными, возложении обязанности обеспечить условия для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Во исполнение положений раздела IX Жилищного кодекса РФ, регламентирующих организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, постановлением Правительства Забайкальского края от 06.12.2013 г. № 519 создан Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляющий деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, положенных на территории Забайкальского края. Этим же документом функции и полномочия учредителя фонда возложены на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.В целях обеспечения поступления средств от граждан в счет уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов Фондом заключены договоры с платежными агентами, а именно с ФГУП «Почта России» и ОАО«Сбербанк России». Указанными юридическими лицами при приеме платежей от физических лиц, уплачиваемых в счет взносов в фонд капитального ремонта, осуществляется сбор комиссионного вознаграждения впроцентом соотношении от суммы платежа (от 1 до 3% от суммы платежа – ОАО «Сбербанк России», 3% - ФГУП «Почта России»). При этом возможность внесения взноса без уплаты комиссии в настоящее время отсутствует, что приводит к тому, что гражданин вынужден согласиться на заключение договора с платежным агентом и оплатить его услуги. В противном случае обязанность по внесению средств на капитальный ремонт не будет исполнена, что повлечет необходимость уплаты процентов в соответствии с 4.14.1 ст.155 ЖК РФ. Указанное свидетельствует о том, что исполнительными органами государственной власти края и фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не созданы условия для беспрепятственного исполнения гражданами обязанностей по внесению взносов на капитальный ремонт. Несмотря на длительное время, прошедшее с момента создания фондакапитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (06.12.2013) и возникновения у граждан обязанности по внесению взносов (01.07.2014), мер к устранению нарушений прав граждан не принято, что свидетельствует о бездействии уполномоченных органов. В связи с чем, прокурор просилсуд признать указанное бездействие Правительства Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента имущества и земельных отношений Забайкальского края, Забайкальского фонда капитального ремонта, незаконным, обязать ответчиковобеспечить условия для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционномпредставлении прокурор выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. Указывает, чтов настоящее время граждане для исполнения обязанности ежемесячно вносить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов вынуждены под угрозой штрафных санкций соглашаться на условия, диктуемые платежными агентами, уплачивая им проценты за услуги по приему денежных средств, не имея возможности выбора иного способа оплаты без несения дополнительных расходов. Следствием данной ситуации становится массовое нарушение прав граждан на всей территории Забайкальского края, выражающееся в невозможности действовать свободно и в соответствии со своим волеизъявлением при внесении взносов в Фонд. Не создание условий для беспрепятственного исполнения гражданами обязанностей по внесению указанных взносов свидетельствует о незаконном бездействии Правительства Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента имущества и земельных отношений Забайкальского края, Забайкальского фонда капитального ремонта и наличии оснований для возложения на них обязанности обеспечить условия для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов.

В письменных возражениях на апелляционное представление представитель Забайкальского фонда капитального ремонта ФИО3 просит оставить представление прокурора без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав объяснения прокуратуры Забайкальского края ФИО4, поддержавшей доводы представления, представителя Забайкальского фонда капитального ремонта ФИО3, об оставлении представления без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт включены в состав платы за коммунальные услуги и жилое помещение.

Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт (ч.ч. 1, 2 ст. 181 ЖК РФ).

Специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (ч.ч. 1,3 ст. 175ЖКРФ).

Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена частью 15 ст. 155 ЖК РФ.

Из материалов дела видно, что в целях обеспечения поступления средств граждан в счет уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляющий деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, положенных на территории Забайкальского края заключил договоры с платежными агентами, а именно с ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России». Указанными юридическими лицами при приеме платежей от физических лиц, уплачиваемых в счет взносов в фонд капитального ремонта, осуществляется сбор комиссионного вознаграждения впроцентом соотношении от суммы платежа (от 1 до 3% от суммы платежа - ОАО«Сбербанк России», 3% - ФГУП «Почта России»).

При этом возможность внесения без уплаты комиссии в настоящее время отсутствует.

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит норм, возлагающих обязанность на ответчиков по принятию мер к обеспечению условий для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без комиссионных сборов, напротив, ч.15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривает право регионального оператора взимать данные взносы при участии платежных агентов. Кроме того, судом указано на неисполнимость исковых требований прокурора.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ). Постановлением Правительства края от 24.12.2013 № 577 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома.

Таким образом, на граждан законом возложена обязанность по оплате средств на капитальный ремонт исходя из минимального установленного размера взноса, однако закон не обязывает их оплачивать комиссию за перечисление денежных средств.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 362-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", норма Жилищного кодекса РФзакрепляющая право получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов, не может расцениваться как нарушающая конституционные права, так как она не препятствует внесению плательщиками платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно их получателям.

Таким образом, осуществление расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов является правом, а не обязанностью получателей платы за жилое помещение. Данное право предусмотрено законодателем в целях удобства повышения удобства процедуры совершения платежей как для получателей платы за жилое помещение так и для плательщиков.

Поскольку закон не обязывает плательщиков оплачивать комиссию за перечисление денежных средств, у них должна существовать возможность внесения платы за жилое помещение без уплаты комиссии.

В Забайкальском крае возможность внесения взноса в фонд капитального ремонта без уплаты комиссии в настоящее время отсутствует, что понуждает граждан соглашаться на заключение договора с платежным агентом и оплачивать его услуги.

Статья 1 Гражданского кодекса РФ, раскрывая основные начала гражданского законодательства, закрепляет основополагающие принципы, заключающиеся в признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободе договора.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданами прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

Однако, граждане, обремененные обязанностью ежемесячно вносить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, вынуждены для ее исполнения под угрозой штрафных санкций соглашаться на условия, диктуемые платежными агентами, уплачивая им проценты за услуги по приему денежных средств, не имея возможности выбора иного способа оплаты без несения дополнительных расходов. Следствием данной ситуации становится массовое нарушение прав граждан на всей территории Забайкальского края, выражающееся в невозможности действовать свободно и в соответствии со своим волеизъявлением при внесении взносов в Фонд.

Указанное свидетельствует о том, что Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, на который возложены функции и полномочия учредителя фонда капитального ремонта многоквартирных домов, Правительством Забайкальского края, которое разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспеченияи экологии, Министерством территориального развития Забайкальского края, являющегося исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области жилищных отношений и содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим методическое обеспечение реализации Закона края от 29.10.2013 № 875-ЗЗК «О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края», не созданы условия для беспрепятственного исполнения гражданами обязанностей по внесению взносов на капитальный ремонт.

Несмотря на длительное время, прошедшее с момента создания Фонда (06.12.2013) и возникновения у граждан обязанности по внесению взносов (01.07.2014), мер к устранению нарушений прав граждан не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии уполномоченных органов.

С учетом возможности различных вариантов обеспечения условий для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов, прокурор не вправе требовать от ответчиков определенного действия, что не исключает возможность исполнения решения суда, так как исполнение решения определяется фактом достижения результата, а именно возможностью для граждан вносить данные платежи без комиссии.

При таком положении основания для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований у суда отсутствовали.

При указанных обстоятельствах решение суда законным быть признано не может, в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Центрального районного суда города Читы от 6 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента по имуществу и земельным отношениям Забайкальского края, Забайкальского фонда капитального ремонта, выразившееся в непринятии мер к обеспечению условий для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов.

Возложить на Правительство Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Департамент по имуществу и земельным отношениям Забайкальского края, Забайкальский фонд капитального ремонта обязанность обеспечить условия для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Забайкальского края, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов.

Председательствующий

Судьи

Копия верна:

Судья краевого суда В.В. Пичуев