ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-31426/2015 от 13.01.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья Пресникова И.А. Дело № 33-31426/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хугаева А.Г.,

судей Илларионовой Л.И., Мирошкина В.В.,

при секретаре Крюковой В.Н.

рассмотрев в судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Администрации Дмитровского муниципального района <данные изъяты> на решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Хохлова Е.А. к Администрации Дмитровского муниципального района МО, Министерству имущественных отношений МО о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, заключении договора аренды,

заслушав доклад судьи Илларионовой Л.И.,

объяснения Хохлов Е.А., его представитель Левкин Н.С., представитель Администрации Тадевосян В.С.

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в с иском о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на то, что в марте 2014г. истец обратился в Администрацию Дмитровского муниципального р-на с заявлением о предоставлении истцу земельного участка площадью 150 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>А для реконструкции магазина в аренду. Магазин, а также земельный участок, на котором расположено здание магазина принадлежат истцу на праве собственности. Постановлением ответчика от 12.11.14г. №8151-п предварительно было согласовано место размещения магазина после его реконструкции, истцом выполнены работы по постановке земельного участка на кадастровый учет, участку площадью 121+/-4 кв.м. был присвоен кадастровый номер 50:04:0010608:283. В дальнейшем документы были направлены на согласование в Министерство имущественных отношений, где Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> приняла решение об отказе в согласовании проекта постановления администрации Дмитровского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду и договора, о чем в дальнейшем администрация Дмитровского муниципального района уведомила заявителя, также отказав в предоставлении земельного участка истцу в аренду и в заключении договора аренды на спорный земельный участок. Истец не согласен с решениями ответчиков, поэтому обратился с указанным иском в суд, просит признать отказы ответчиков в предоставлении земельного участка в аренду незаконными и обязать Администрацию Дмитровского муниципального р-на заключить с истцом договор аренды спорного земельного участка.

Представитель ответчика Администрации Дмитровского муниципального района решение оставил на усмотрение суда.

Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласен.

Решением Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> постановлено:

Признать отказ Администрации Дмитровского муниципального района <данные изъяты> и Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в предоставлении в аренду Хохлову Евгению Александровичу земельного участка площадью 121+/-4 кв.м., с К№50:04:0010608:283, расположенного по адресу: <данные изъяты> - незаконным.

Обязать Администрацию Дмитровского муниципального района <данные изъяты> заключить с Хохловым Евгением Александровичем договор аренды земельного участка площадью 121+/-4 кв.м. с К№50:04:0010608:283, расположенного по адресу: <данные изъяты>, относящегося в категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции магазина, сроком на 10 лет, с установлением арендной платы на основании земельного законодательства РФ.

Не согласившись с постановленным решением суда, Администрация Дмитровского муниципального района <данные изъяты> в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец является собственником магазина «Автозапчасти», расположенного по адресу: <данные изъяты>, стр.51А и земельного участка с К№50:04:0010608:146, расположенного по тому же адресу, на котором расположен магазин.

С целью реконструкции магазина истец в марте 2014г. обратился в Администрацию Дмитровского муниципального р-на с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 150 кв.м., расположенного по тому же адресу, указанному выше, в аренду. 8.04.14г. обращение истца было рассмотрено на заседании комиссии ответчика и принято решение о направлении материалов в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Дмитровского муниципального р-на для изготовления акта выбора и выполнения кадастровых работ в отношении спорного земельного участка с последующим предоставлением земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.

Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района от <данные изъяты> № 8151-П истцу было предварительно согласовано место размещения объекта (магазина) после его реконструкции по адресу: <данные изъяты>А, подготовлен проект договора аренды спорного земельного участка.

22.12.14г. истцом был поставлен спорный земельный участок на кадастровый учет с присвоением К№50:04:0010608:283. В процессе выполнения кадастровых работ площадь участка была уточнена и составила 121+/-4 кв.м. Ответчиком в газете «Дмитровский вестник» от 24.01.15г. была помещена публикация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду.

В дальнейшем документы на земельный участок ответчиком была направлены в Министерство имущественных отношений для согласования проекта решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду. На заседании межведомственной Комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> было принято решение об отказе в согласовании проекта постановления и договора администрации Дмитровского муниципального р-на о предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что спорный земельный участок является прирезкой к основному земельному участку.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями <данные изъяты> от <данные изъяты> № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>», постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти <данные изъяты> на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> при реализации отдельных государственных полномочий», указав, что в отношении спорного земельного участка было принято ответчиком постановление №8151-П 12.11.14г. о предварительном согласовании места размещения объекта, публикация ответчиком в местном печатном издании о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду была произведена 24.01.15г., земельный участок был поставлен на кадастровый учет 22.12.14г., т.е. предусмотренные статьей 30 Земельного кодекса РФ (в редакции до вступления в законную силу ФЗ от 23.06.14г. №171-ФЗ) действия по предоставлению спорного земельного участка в аренду были совершены до 01.03.15г., поэтому предоставление спорного земельного участка должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными статьей 30 Земельного кодекса РФ.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

С <данные изъяты> Вступил в силу закон МО <данные изъяты> от <данные изъяты> «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>». В соответствии с пунктом 16 части 3 статьи 2 Закона, <данные изъяты> или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти <данные изъяты> осуществляют полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> № 842/27, Министерство является уполномоченным органом государственной власти <данные изъяты>.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> «о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> отдельными государственными полномочиями <данные изъяты>», органы местного самоуправления обязаны предоставлять Министерству имущественных отношений <данные изъяты> документы по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Вместе с тем, Министерством разработано и утверждено Распоряжение от <данные изъяты> <данные изъяты> ВР-365 «Об утверждении Порядка и сроков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <данные изъяты> проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним»).

Согласно вышеуказанного Распоряжения Администрацией Дмитровского муниципального района <данные изъяты> был подготовлен и направлен в адрес Министерства имущественных отношений <данные изъяты> проект договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования «для реконструкции магазина».

По результатам рассмотрения проекта договора Администрации Дмитровского муниципального района, рекомендовано предоставлять испрашиваемый участок с учетом особенностей ст. 39.28 ЗК РФ (в ред. действующей с <данные изъяты> г.).

МВК является основным органом, способствующим реализации <данные изъяты> и Минмособлимуществом своих полномочий в сфере земельно - имущественных отношений, а решения об удовлетворении требований заявителей для органов местного самоуправления не исполнимы, поскольку законодательство прямо предусматривает необходимость получения согласия МВК и Минмособлимущества.

Так, в соответствии с <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О наделении органов местного самоуправления полномочиями <данные изъяты>» с <данные изъяты> принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия <данные изъяты> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>. Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти <данные изъяты> на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> при реализации отдельных государственных полномочий» в п.п. 2 п. 3 определено, что Министерство имущественных отношений <данные изъяты> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственно власти <данные изъяты>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <данные изъяты> и городских округов <данные изъяты> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> № 230/2005-<данные изъяты> вправе образовывать координационные и совещательные органы.

Причиной отказа межведомственной комиссии в согласовании проекта постановления администрации Дмитровского муниципального района <данные изъяты> является то, что спорный земельный участок является прирезкой к основному земельному участку.

Постановленное по делу решение вынесено без учета указанных норм. Таким образом, суд не применил закон, подлежащий применению, что является основанием для отмены решения.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, как не отвечающее требованиям законности и обоснованности с постановлением нового решения, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дмитровского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Хохлова Евгения Александровича к Администрации Дмитровского муниципального района МО, Министерству имущественных отношений МО о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, заключении договора аренды – отказать.

Председательствующий

Судьи