ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3144 от 12.09.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3144 судья Никитина Е.А. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2013 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Пойменовой С.Н.,

судей Цветкова В.В. и Комаровой Ю.В.

при секретаре Джукаеве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Комаровой Ю.В.

дело по апелляционной жалобе Денисов Д.В. на решение Лихославльского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования Денисов Д.В. о признании отказа военного комиссариата о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконными; о признании бездействия военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту, в виду не разъяснения его прав и льгот; об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»; о взыскании недополученных денежных средств с применением ставки рефинансирования оставить без удовлетворения.

Исковые требования Денисов Д.В. о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рубль оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Денисов Д.В. обратился в Лихославльский районный суд с иском к военному комиссариату <адрес><адрес><адрес>, Министерству финансов Российской Федерации об обязывании отдел военного комиссариата оформить удостоверение «Ветеран боевых действий» и все связанные с ним льготы, а также о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рубля.

Свои требования мотивировал тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу по контракту в условиях чрезвычайного положения в республике Таджикистан. В ДД.ММ.ГГГГ года он обращался в <адрес> военный комиссариат с заявлением об оформлении удостоверения «Ветеран боевых действий», на что ему было отказано, поскольку согласно Закону «О Ветеранах», боевых действий в Таджикистане Россия не вела и соответственно льготы ветерана не полагаются. Однако, в соответствии с этим Законом, за выполнение боевых задач в странах СНГ в 1997 - 1999 года, таким лицам полагается данное удостоверение и соответственно льготы.

ДД.ММ.ГГГГ после устранения недостатков истцом, данное исковое заявление принято к производству суда. Из числа участников процесса исключено третье лицо заявленное истцом - Европейский суд по правам человека.

ДД.ММ.ГГГГ от Денисова Д.В. в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, где указал, что неполучение им социального пособия, как ветерана боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ года влечет нарушение его прав определяемых Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, просит признать отказы военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по выдаче удостоверения незаконными; обязать оформить удостоверение «Ветеран боевых действий»: взыскать недополученное пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ставки рефинансирования и инфляции.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ от истца Денисова Д.В. поступило уточненное исковое заявление, согласно которого просит: признать отказ военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными; признать бездействие военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту в виду не разъяснения его прав и льгот; взыскать пособие как «Ветеран боевых действий» начиная с ДД.ММ.ГГГГ года с применением коэффициента рефинансирования; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рубля.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Западного Военного округа Министерства обороны Российской Федераций.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по <адрес> в <адрес>.

Истец Денисов Д.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Истец о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель военного комиссариата <адрес> и <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании с иском Денисова не согласилась, поддержала возражения, направленные в суд ранее. Дополнительно пояснила, что со стороны отдела нет обязанности разъяснять всем гражданам, поставленным на воинский учет их права и получение льгот. В процессе рассмотрения дела истцу направлялись письменные возражения, как участников процесса, так и отдела военного комиссариата о порядке получения удостоверения как лицу, содержащемуся под стражей. Кроме этого, Денисову Д.В. отдел военного комиссариата дополнительно направил письмо, где разъяснялся порядок обращения и получения испрашиваемого удостоверения. На момент обращения Денисова в отдел военного комиссариата в ДД.ММ.ГГГГ года Республика Таджикистан не была включена в перечень регионов, участие в боевых действиях на территории которых дает гражданину РФ право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Впервые служба в Республике Таджикистан была внесена в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» на основании Федерального закона № 307-ФЗ от 07 ноября 2011 года. Поэтому у Денисова Д.В. право на получение удостоверения возникло только с ДД.ММ.ГГГГ. Просит применить последствия пропуска срока на обжалование действий (бездействий) отдела ВКТО по письменному отказу отдела военного комиссариата Денисову Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что начисления пособия «Ветеранам боевых действий» начинается с момента письменного обращения в соответствующие органы пенсионного фонда и социальной защиты при предоставлении удостоверения. Поэтому в удовлетворении иска Денисова Д.В. просит полностью отказать.

В своих возражения, представленных в суд ранее указали, что согласно личного дела военнослужащего по контракту Денисова Д.В. и данных его военного билета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Денисов Д.В. в в/ч <адрес> выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республики Таджикистан. По вопросу выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий» в военный комиссариат <адрес> Денисов Д.В. впервые обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Это заявление было рассмотрено ВрИО военного комиссара <адрес><адрес>ФИО9 Письменный ответ заявителю был дан ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу, Денисов Д.В. не в праве получить удостоверение «Ветеран боевых действий» в силу действующего на тот момент Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Денисову Д.В. было указано, что на тот момент территория Республики Таджикистан не входила в перечень территорий боевых действий. В соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 307-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» территория Республики Таджикистан включена в переченьс 01 января 2012 года. Следовательно, с 1 января 2012 года у Денисова Д.В. возникло право на выдачу удостоверения ветерана боевых действий. Письменное заявление от Денисова Д.В. в отдел военного комиссариата <адрес><адрес><адрес> поступило ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из материалов его заявления, Денисов Д.В. отбывает наказание в <адрес><адрес>. На момент поступления заявления вступил в законную силу Приказ Минобороны Российской Федерации № 2288 от 11 августа 2012 года «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», установивший условия и порядок оформления и выдачи удостоверений. Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) в соответствующую комиссию по месту прохождения службы. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы - по месту нахождения исправительного учреждения. Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены. Сведений об обращении Денисова Д.В. за выдачей удостоверения ветерана боевых действий в комиссию военного округа, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения военный комиссариат <адрес> не имеет. На его заявление от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела военного комиссариата <адрес><адрес><адрес> письмом (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) было дано разъяснение о том, что после отбывания наказания в исправительном учреждении исправительной колонии в <адрес> Денисов Д.В. вправе обратиться в военный комиссариат <адрес> за выдачей удостоверения. Исходя из изложенного, Денисов Д.В. в период исполнения наказания за уголовное преступление также имеет право за выдачей удостоверения ветерана боевых действий обратиться в комиссию военного округа, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения. На основании вышеизложенного просят суд отказать истцу в удовлетворении его требований.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом. Представлено заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. В своих возражениях просил в удовлетворении иска Денисова Д.В. отказать. Указал, что условия оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных Силах Российской Федерации установлены приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», в соответствии с п. 7 которого выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ «О ветеранах» (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР, и территориях других государств с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо Упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Следовательно, Военный комиссариат по <адрес> отказал Денисову Д.В. правомерно, так как истцом было подано обращение с нарушением установленного порядка. В связи с тем, что права истца не были нарушены отказом в принятии обращения, у него, как следствие, отсутствуют основания требования возмещения ежемесячного пособия с применением ставки рефинансирования по курсу Центрального Банка Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО1ФИО15 Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом. Представитель обратилась в суд с телефонограммой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Пенсионного фонда.

Судом постановлено приведенное выше решение.

ДД.ММ.ГГГГ от Денисова Д.В. поступила апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования, в отношении военного комиссариата вынести частное определение.

В обоснование жалобы указывает, что его личное дело о службе по контракту находится в <адрес> военном комиссариате. Полагает, что военный комиссариат обязан отправить в соответствующую комиссию военного округа документы для оформления удостоверения. Информации о военных округах, их количестве и сферы действия он не имеет и не должен иметь.

В возражении на апелляционную жалобу представитель военного комиссариата <адрес> по доверенности и <адрес> и <адрес>ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Указала, что Денисов Д.В. имеет право обратиться с заявлением на выдачу удостоверения ветерана боевых действий в военный комиссариат субъекта РФ по месту нахождения исправительного учреждения.

Военный комиссариат <адрес>, как орган исполнительной государственной власти руководствуется законодательством, и право Денисова Д.В. на выдачу удостоверения ветерана боевых действий не нарушает.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков отдела ВКТО по <адрес><адрес><адрес>, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения <адрес>, ФИО1ФИО16 Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Истец Денисов Д.В. отбывает наказание в <адрес><адрес>. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Военного комиссариата <адрес>ФИО10, полагавшей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что Денисов Д.В. проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в военной части п.п. <адрес> по выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан.

ДД.ММ.ГГГГ Денисов Д.В. обращался в военный комиссариат <адрес><адрес> с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. На указанное заявление военным комиссариатом <адрес><адрес>ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ Денисову Д.В., из которого следует, что Республика Таджикистан не входит в перечень государств, на территории которых велись боевые действия, в связи с чем ему не положено такое удостоверение.

Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года; февраль 1993 года – декабрь 1997 года, были внесены в раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данный федеральный закон вступил в силу с 01 января 2012 года.

Денисов Д.В., находясь в <адрес><адрес>, обратился повторно в военный комиссариат по <адрес><адрес> с заявлением о выдаче удостоверения. ДД.ММ.ГГГГ Денисову Д.В. был дан ответ, согласно которому он снят с воинского учета, как гражданин, в отношении которого назначено наказание и обязан по отбытии наказания явиться в отдел военного комиссариата по месту регистрации для постановки на воинский учет и оформления удостоверения ветерана боевых действий.

В процессе рассмотрения дела в суде, отдел Военного комиссариата по <адрес><адрес> направил Денисову Д.В. сообщение, в котором разъяснено, что в настоящее время он имеет право обратиться в военный комиссариат <адрес><адрес> с заявлением о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий».

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших боевые действия в Республике Таджикистан: ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц ФИО3 службы за три месяца.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года № 1177 утвержден порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации, где пунктом 7 установлено, что в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приказом Минобороны РФ № 2288 от 11 августа 2012 года утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В силу п. 8 данного Порядка иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что Денисов Д.В., отбывая наказание в <адрес><адрес>, имеет право в этот период обратиться с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» в военный комиссариат <адрес><адрес> по месту нахождения исправительного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном толковании норм права.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы об обязанности военного комиссариата <адрес> переправить заявление Денисова Д.В. и необходимые документы в комиссию военного округа, уполномоченную принимать решение о выдаче истцу удостоверения «Ветеран боевых действий», поскольку действующим законодательством такая обязанность возложена на военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения. Получение удостоверения «Ветеран боевых действий» носит заявительный характер, и обращение заявителя должно последовать именно в тот военный комиссариат, который уполномочен законом на совершение такого рода действий. Денисову Д.В. его права относительно подачи заявления о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» разъяснялись.

Выводы суда о правомерности действий военного комиссариата <адрес> по рассмотрению заявления Денисова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ и отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных сторонами и имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствует нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права при разрешении исковых требований в этой части не допущено.

Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Лихославльского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисов Д.В. – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи В.В. Цветков

Ю.В. Комарова