Дело № 33-3148/2022 | судья Наумова Т.К. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Копаневой И.Н., Калининой М.С.,
при секретаре Черных И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале № 111 гражданское дело № 2-73/2022 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тульской области» на решение Центрального районного суда г. Тулы от 18 марта 2022 года по иску ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» об обязании компенсировать расходы по перевозке личных вещей к избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Копаневой И.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» (далее по тексту - ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», Военкомат) с требованием об обязании компенсировать расходы по перевозке личных вещей к избранному месту жительства, ссылаясь на то, что он до 26 октября 2000 года он проходил военную службу в должности старшины учебного дивизиона войсковой части 08342, местом дислокации являлся учебный центр подготовки младших специалистов Войск ВКО 467 гвардейского межвидового окружного учебного центра Западного военного округа. Приказом командира войсковой части 13991 по личному составу от 29 сентября 2000 года за №-ПМ он (ФИО2) уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, выслуга лет составила 08 лет 04 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 11 лет 07 месяцев 05 дней. Приказом командира войсковой части № от 26 октября 2000 года за № он (ФИО2) с 26 октября 2000 года исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в военный комиссариат <адрес>. В целях реализации права на провоз личного имущества от прежнего места жительства (<адрес>) на момент увольнения к новому месту жительства (город Тула) на основании ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 26 октября 2000 года войсковой частью № ему (ФИО1) выдано требование формы 1 серии А-37 № лицевой счет № на получение права перевозки 20-тонного контейнера, а также проезд семьи в составе одного человека к избранному месту жительства. Во исполнение указаний Генерального штаба ВС РФ от 18 июня 2012 года № войсковая часть 08342 переформирована без изменения пункта дислокации в войсковую часть 30616-21, которая на основании указаний Генерального штаба ВС РФ от 25 марта 2013 года № с ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована. В связи с тем, что станция Плесецкая Северной железной дороги с 18 марта 2015 года не работает со среднетоннажными (массой брутто 3 и 5 тонны) и крупнотоннажными контейнерами (массой брутто 20 и 24 тонны), он (ФИО1) 16 декабря 2020 заключил договор об оказании транспортных услуг № с ИП ФИО5, который осуществил перевозку его личного имущества весом 2000 кг по маршруту от <адрес> до <адрес>. Стоимость транспортных услуг составила 35200,00 рублей. С целью возмещения понесенных расходов в размере 35200,00 рублей, связанных с перевозкой личного имущества, он (истец) обратился с соответствующим заявлением в военный комиссариат <адрес>. Однако 13 мая 2021 года военным комиссаром ему возвращены документы на оплату расходов, связанных с перевозкой багажа к избранному месту жительства, без оплаты по мотиву невозможности подтверждения его (ФИО2) права на возмещение понесенных расходов, а именно в связи с тем, что в нарушение п. 68 Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года №, из требования формы 1 серии А-37 № не следует, что льгота по проезду и перевозке личного имущества не была использована.
На основании изложенного ФИО2 просил обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тульской области» компенсировать ему расходы, понесенные при перевозке личных вещей к избранному месту жительства, в размере 35200,00 рублей, а также взыскать с Военного комиссариата Тульской области 1256,00 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Протокольными определениями суда от 08 ноября 2021 года, 21 декабря 2021 года, 24 января 2022 года к участию в деле в качестве третьих лих, не заявляющих самостоятельные исковые требования, были привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации», Военный комиссариат <адрес> и <адрес>, Военный комиссариат <адрес>.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО2 поддержал заявленные им требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» и Министерства обороны РФ по доверенности ФИО6 в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований ФИО2 просила отказать. Полагала, что истец должен предъявить данные требования к Военному комиссариату <адрес> и <адрес>, пояснив при этом, что личное дело истца в адрес военного комиссариата городского округа <адрес> не поступало, на воинском учете в военном комиссариате городского округа <адрес> он не состоит.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, - Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации», Военный комиссариат <адрес> и <адрес>, Военный комиссариат <адрес>, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела данные лица извещались надлежащим образом.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд решил:
обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тульской области» компенсировать ФИО2 расходы, понесенные при перевозке личных вещей к избранному месту жительства, в размере 35200,00 рублей. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тульской области» в пользу ФИО3 1256,00 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» просит отменить данное решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению том, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства дела, не применил закон, подлежащий применению, не дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам и принял решение с нарушением норм процессуального и материального права.
Возражения на апелляционную жалобу не подавались.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Исходя из положений ст. ст. 327, 167, 48 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части № в должности <данные изъяты> (военный билет серии № (л. д. 16-26), справка командира в/ч № (л. <...>)). Место дислокации войсковой части № - учебный центр <данные изъяты>
Приказом командира войсковой части № (по строевой части) от 26 октября 2000 года за № старший прапорщик ФИО2, старшина учебного дивизиона в/ч 08342, уволенный в запас приказом командира войсковой части № за №-ПМ от 29 сентября 2000 года по истечении срока контракта о прохождении военной службы, исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в военный комиссариат <адрес>. Выслуга лет в ВС составила: календарная - 08 лет 04 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 11 лет 07 месяца, 05 дней (л. д. 28).
Право на получение воинских перевозочных документов к избранному месту жительства в данном приказе не указано.
Вместе с тем в целях реализации права на провоз личного имущества от прежнего места жительства (<адрес>) на момент увольнения к новому месту жительства (<адрес>), на основании ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» войсковой частью 08342 выдано ФИО2 26 октября 2000 года требование формы 1 серии А-37 № лицевой счет № на получение права перевозки 20-тонного контейнера, а также проезд семьи в составе одного человека к избранному месту жительства (л. <...>).
03 ноября 2000 года ФИО2 принят на воинский учет в военный комиссариат <адрес> и <адрес>, а 25 сентября 2007 года он снят с воинского учета по достижению предельного возраста. На пенсионном учете в Военном комиссариате <адрес> и <адрес> и Военном комиссариате <адрес> ФИО2 не состоит, получателем пенсии по линии военного комиссариата <адрес> и <адрес> не является. Информации о том, обращался ли ФИО2 в военный комиссариат <адрес> и <адрес> с заявлением о передаче личного дела военнослужащего по избранному новому месту жительства, не имеется в связи с истечением срока хранения (1 год) данных заявлений (сообщение ВрИО Военного комиссариата <адрес> и <адрес> от 08 февраля 2022 года).
С 26 января 2021 года ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
По сообщению военного комиссара Тульской области личное дело истца в адрес военного комиссариата городского округа г<адрес> не поступало. Истец на воинском учете в военном комиссариате городского округа г. Тулы не состоит.
Во исполнение указаний Генерального штаба ВС РФ от 18 июня 2012 года № войсковая часть № переформирована без изменения пункта дислокации в войсковую часть № (учебный центр подготовки младших специалистов Войск № гвардейского межвидового окружного учебного центра (Западного военного округа)). На основании указаний Генерального штаба ВС РФ от 25 марта 2013 года № войсковая часть № с 01 мая 2013 года ликвидирована (письмо командира в/ч № (л. д. 30)).
С 18 марта 2015 года станция <адрес> железной дороги закрыта для выполнения грузовых операций со среднетоннажным контейнерами по параграфу 5 (прием и выдача грузов в среднетоннажных контейнерах массой брутто 3 и 5-т) и указанная станция, согласно тарифному руководству № книга 2 часть 1, не работает с крупнотоннажными контейнерами массой брутто 20 и 24т. Ближайшей станцией, работающей с крупнотоннажными контейнерами, является <адрес> – <адрес>. ж.д. (Справка ОАО «РЖД» Северная региональная дирекция железнодорожных вокзалов за № от 08 июня 2021 года (л. <...>)).
В связи с этим 16 декабря 2020 ФИО2 заключил договор об оказании транспортных услуг за № с ИП ФИО5 (л. д. 76-77), который осуществил перевозку личного имущества истца весом 2000 кг по маршруту от <адрес> до <адрес> (транспортная накладная от 18 декабря 2020 года № (л. д. 78), путевой лист (л. д. 79-80), справка на осуществление перевозки № от 16 декабря 2020 года к договору № от 16 декабря 2020 года (л. д. 81)).
Стоимость транспортных услуг по договору № составила 35200,00 рублей (счет-фактура № от 20 декабря 2020 года (л. д. 82), квитанция к приходно-кассовому ордеру (л. д. 75), акт приема-сдачи выполненных работ (услуг) к договору № от 16 декабря 2020 года (л. д. 86)).
С целью возмещения понесенных расходов в размере 35200,00 рублей, связанных с перевозкой личного имущества от прежнего места жительства - <адрес> к избранному месту жительства - <адрес>, истец обратился с соответствующим заявлением в военный комиссариат города <адрес>.
01 марта 2021 года на указанное заявление истца военным комиссаром военного комиссариата (городского округа г<адрес>) дан ответ о том, что правовым основанием для возмещения расходов по проезду и перевозки личных вещей, помимо представленных документов, являются неиспользованные воинские перевозочные документы или справка, выданная на бланке требования формы 1 с указанием в ней на то, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались; в представленном ФИО2 требовании формы 1 А-37 № данная информация отсутствует. В связи с этим направлен запрос в военный комиссариат <адрес> и <адрес>, а также в войсковую часть №, о предоставлении выписки из приказа об исключении из списков части.
По итогам проверки документов ФИО2 военным комиссаром военного комиссариата (городского <адрес> и <адрес>) 13 мая 2021 года истцу возвращены документы на оплату расходов, связанных с перевозкой к избранному месту жительства, без оплаты по мотиву невозможности подтверждения права ФИО1 на возмещение понесенных расходов, а именно в связи с тем, что в нарушение п. 68 Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815, из требования формы 1 серии А-37 № не следует, что льгота по проезду и перевозке личного имущества не была использована.
Разрешая возникшие в связи с указанными обстоятельствами между сторонами спорные правоотношения, суд первой инстанции, приняв во внимание характер данных правоотношений, сущность заявленных истцом требований и приведенные в их обоснование доводы, возражения ответчика, правильно руководствовался нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О статусе военнослужащих», положениями Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества», приказа Министра обороны РФ 08 июня 2000 года за № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815, а также введенным в действие приказом Министра обороны СССР от 08 октября 1984 года № 200 Руководства по оформлению воинских перевозок в министерстве обороны и расчетам за них, действовавшего на момент увольнения ФИО4 с военной службы и утратившего силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30 января 2002 года № 54.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 6 того же Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 9 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих).
Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 (далее – Постановление № 354).
Пунктом 3 названного Постановления на Министерство обороны Российской Федерации и иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возложена обязанность возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.
Пунктом 4 того же Постановления определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
Для реализации права на проезд на безвозмездной основе выдаются воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза (п. 5 Постановления № 354).
Министерство обороны Российской Федерации и иной федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в котором предусмотрена военная служба, Министерство внутренних дел Российской Федерации возмещает расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет (п. 6 Постановления № 354).
Во исполнение Постановления № 354 Министерством обороны РФ 08 июня 2000 года издан приказ за № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», которым заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам приказано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества: расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников); расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.
На момент увольнения ФИО4 с военной службы также действовало Руководство по оформлению воинских перевозок в министерстве обороны и расчетам за них, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 08 октября 1984 года за № 200 (далее – Руководство от 08 октября 1984 года).
Согласно п. 58 названного Руководства, лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные с действительной военной службы в запас или в отставку, и военнослужащие-женщины, уволенные с действительной военной службы в запас, имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку домашних вещей от места жительства к новому месту жительства, избранному уволенным.
В абзацах 3 и 4 того же пункта Руководства от 08 октября 1984 года также указывалось на то, что эта льгота может быть использована в течение шести месяцев со дня увольнения военнослужащего с действительной военной службы или его смерти. В необходимых случаях решением командующего войсками округа срок использования указанной льготы может быть продлен до двух лет.
Однако во исполнение положений абз. 2 п. 6 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 приказом Министра обороны РФ от 06 июня 2001 года за № 200 утверждено новое Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, в соответствии с которым право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении, может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего (п. 69).
Проанализировав с учетом всех вышеприведенных нормативных положений позиции каждой из сторон, исследованные письменные доказательства, установленные фактические обстоятельства по делу и дав всему этому надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что требование формы 1 выдано войсковой частью № ФИО3 при его увольнении с военной службы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, отсутствие у ФИО2 справки, предусмотренной п. 68 Приказа Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815, само по себе не свидетельствует о реализации истцом ранее права на возмещение расходов по перевозке личного имущества к избранному месту жительства после увольнения в запас и, следовательно, не может являться основанием для отказа в компенсации расходов, связанных с переездом, так как реализация права ФИО2 на возмещение расходов по перевозке личного имущества к избранному месту жительства после увольнения с военной службы не может зависеть от норм законодательства принятого и действующего после выдачи требования по форме 1, которое соответствует законодательству на момент его выдачи; с учетом представленных в деле письменных доказательств истец является лицом, имеющим право на проезд и перевозку личного имущества на безвозмездной основе в соответствии с п. 1.2 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих, поскольку уволен с военной службы в запас и впервые переезжает после увольнения к избранному месту жительства; отказ военного комиссариата <адрес> в оплате истцу расходов, связанных с перевозкой личного имущества, является незаконным и необоснованным; размер понесенных ФИО2 расходов не превышает стоимости перевоза личного имущества в контейнере массой 20 тонн; то обстоятельство, что переезд и перевоз имущества истец осуществил в 2020 году не может лишить его предусмотренных законом гарантий, учитывая, что фактически все условия для получения спорной компенсации истцом выполнены, поскольку расходы на переезд и провоз имущества произведены именно в связи с увольнением истца с военной службы и избранием нового места жительства; возможность иным способом реализовать предоставленное законом право на получение спорной компенсации у истца отсутствует.
Исходя из этого, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования о возложении на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тульской области» обязанности компенсировать ему расходы, понесенные при перевозке личных вещей к избранному месту жительства, в размере 35200,00 рублей.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел ко всем указанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в обжалуемом решении суда и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Апелляционная жалоба Военного комиссариата Тульской области доводов, которые бы позволили усомниться в правомерности позиции суда первой инстанции и, как следствие, законности постановленного им по настоящему делу решения, не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 58 Руководства к приказу Министерства обороны СССР от 08 октября 1984 года № 200 льгота на проезд и перевозку домашних вещей от места жительства к новому месту жительства могла быть использована только в течение шести месяцев дня увольнения военнослужащего с действительной службы, судебная коллегия находит несостоятельными.
Как следует из вышеизложенного, на момент увольнения с военной службы ФИО2 порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, регламентировался уже Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившим в действие с 01 января 1998 года, принятым на основании п. 9 ст. 20 данного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества» и принятым во исполнение названного Постановления Правительства РФ № 354 Министерством обороны РФ 08 июня 2000 года приказом за № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
В связи этим после 01 января 1998 года Руководство к приказу Министерства обороны СССР от 08 октября 1984 года № 200 могло применяться только в части не противоречащей перечисленным выше Федеральному закону и подзаконным нормативно-правовым актам.
Принятым же во исполнение ст. 20 Закона о статусе военнослужащих Правительством РФ 20 апреля 2000 года постановлением за № 354 постановлено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (п. 4).
Немногим позже, а именно 06 июня 2001 года Министром обороны РФ был издан приказ за № 200, действовавший до 29 марта 2018 года, которым утверждено Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, где также установлено, что право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении, может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего (п. 69).
Из Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте, определенного приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года за № 815, вступившего в действие с 30 марта 2018 года и действующего по настоящее время, также следует, что право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении, может быть использовано независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего (п. 67).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств того, что <адрес> не является местом постоянного жительства ФИО2, и что истец должен был обратиться в Военный комиссариат <адрес> и города мирный <адрес> за справкой, в которой указывается, что военнослужащему при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозки личного имущества, не предоставлялась, тоже не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как данные доводы основаны на субъективной оценке самого заявителя жалобы имеющихся доказательств и установленных фактических обстоятельств и его субъективном, ошибочном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Не опровергают правильность позиции суда первой инстанции и представленные суду апелляционной инстанции стороной ответчика в подтверждение доводов об избрании истцом месте жительства копии отчетов об истории собственников объектов недвижимости с К№; №; №.
С учетом все приведенного выше несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств дела, неприменении закона, подлежащего применению, ненадлежащей правовой оценке собранных и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств и принятии решения с нарушением норм процессуального и материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения имевшегося между сторонами спора, установлены судом первой инстанции в полном объеме. Всем представленным и исследованным доказательствам судом первой инстанции дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем оснований для переоценки не имеется. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы тоже не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда.
По существу все доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы оценкой, данной исследованным доказательствам судом первой инстанции, и с его выводами, которое фактически основано на иной, чем у суда первой инстанции, оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств и на ином толковании правовых норм самим заявителем жалобы.
Однако иные, чем у суда первой инстанции, оценка доказательств, обстоятельств и толкования закона заявителем жалобы не свидетельствуют о том, что судом первой инстанции постановлено неправомерное решение.
Принимая во внимание общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не могут сами по себе служить основанием для отмены судебного постановления и иная точка зрения заявителя жалобы по тому же вопросу и/или его иная позиция о том, как могло быть разрешено дело.
Исходя из всего вышеуказанного и принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тулы от 18 марта 2022 года по доводам апелляционной жалобы Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тульской области» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда г. Тулы от 18 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тульской области» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи